Главная / События
Опубликовать: ЖЖ

Нелегкая судьба арт-кино в России

опубликовал | 13 октября 2010

модератор КиноСоюз | - просмотров (96) - комментариев (0) -


С 14 по 18 октября 2010 года в Москве пройдет четвертый международный фестиваль современного арт-кино «2morrow/Завтра». Впервые киносмотр полностью готовился без участия его автора и создателя Ивана Дыховичного – в этом году киносмотр организовывала обновленная команда, программным руководителем которой стал Антон Мазуров. Опытный прокатчик авторского кино в России отбирал фильмы для «2morrow/Завтра 4». Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с ним о нынешнем фестивале и о нелегкой судьбе дистрибуции архауса на территории нашей безграничной Родины.

Корреспондент:
Антон, положа руку на сердце, скажите, пожалуйста, все ли готово к началу фестиваля? Удалось ли по максимуму реализовать запланированное?

Антон Мазуров:
Не все получилось так, как нам бы хотелось. Потому что новая команда делает этот фестиваль в первый раз. К тому же, одновременно с «2morrow/Завтра» в Москве организовывался другой фестиваль - «2 in 1». И Алексей Медведев (программный директор «2 in 1»), и я имеем достаточный опыт по части взаимодействия с международными фестивалями и отбора фильмов, но нам пришлось «делить» картины. У меня свой вкус, у Алексея – свой, но во многом наши предпочтения совпадают, так что порой мы были вынуждены перетягивать канат. Какие-то фильмы не получается показать в рамках четвертого «2morrow/Завтра» просто потому, что не все кинематографисты смогут появиться в Москве с копиями своих фильмов в нужное для нас время.
Но, по сути, получился интересный смотр для тех, кто любит кино. В этот раз задействовано много площадок – шесть залов. Посмотреть фильмы можно будет в разных местах, в разное время и за разные деньги. Для зрителя сделано все.

Корреспондент:
Вы сами как потенциальный зритель, который любит кино, но довольно критично относится к российским кинофестивалям, довольны сформированной программой?

Антон Мазуров:
Да, в ней есть хорошие картины. В России их не видели. Качество этих фильмов подтверждается тем, что мне было интересно их смотреть, а смотрю я много, и, по идее, должен был бы уже от этого устать. Но эти ленты вызвали у меня интерес. Плюс – у нас же не фестиваль премьер: мы отбираем фильмы, которые уже демонстрировались на других смотрах. Среди этих картин есть ленты, уже апробированные на международных кинофестивалях, получившие какие-то призы – мировое киносообщество поставило на этих фильмах свой знак качества. Так что если кто-то не доверяет мне и моему вкусу, может положиться на мнение проверенных кинотусовок.

Корреспондент:
Насколько нам известно, Вы планировали отобрать по уникальному проекту из разных стран?

Антон Мазуров:
«2morrow/Завтра» - не Московский международный кинофестиваль, поэтому у нас не было цели со всего мира обязательно что-то собрать, каждой твари по паре. Но в конкурсе разброс стран есть: это не только европейское кино. Отобраны и азиатские, и российские, и украинский фильмы. Мне интересно то, что картины эти неравноценны. Есть, в частности, ленты, на которые после просмотра будет направлена большая критическая волна. Мне просто было интересно собрать разные фильмы, и продемонстрировать различные психологии арт-кино. Кто-то из кинематографистов делал ставку на сценарий и уделил меньше внимания другим компонентам. Кто-то увлекся цитированием картин мирового кинематографа, и в результате получилась своего рода омаж-мозаика. У кого-то возник яркий образ – например, космонавта в столовой, – и, отталкиваясь от этого образа, режиссер построил целый фильм, помня о «Солярисе» Тарковского. То есть, у каждого – свое. Вот и сложилась общая коллекция режиссерских авторских психологий.

Корреспондент:
Вы много ездите по фестивалям – скажите, есть ли сейчас какая-то доминирующая тенденция в арт-кино?

Антон Мазуров:
Доминирующая тенденция в том, что мировое арт-кино в большей своей части не тяготеет к комедии. Если ирония в иных фильмах и присутствует, то говорят эти ленты все равно о чем-то серьезном и даже драматичном. Поэтому у нас в программе всего две картины, которые включают в себя некий ироничный контекст. Одна лента открывает фестиваль – это «Воображаемые любови» 21-летнего Ксавье Долана, вся пропитанная юношеской иронией и самоиронией. Вторая картина – «Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни», получившая в этом году «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Если присмотреться, фильм полон иронии. В большей же части артфильмов либо льют слезы, либо под маской веселья предлагают какую-то серьезную тему. Самые серьезные, конечно, японцы, но я не уверен, что им удается снимать лучше других.

Корреспондент:
Все ли фильмы, которые Вы отобрали для фестиваля, выйдут в прокат?

Антон Мазуров:
Нет. Фестиваль, по сути, состоит из двух категорий фильмов. Так уж получилось, что часть картин не выйдет в прокат, они не куплены дистрибьюторами. Мне было важно показать зрителю то, что у него не будет возможности больше нигде увидеть или поводов искать. Другая часть – фильмы, права на прокат которых принадлежат моей компании «ЛеопАРТ».
При этом наличие у меня собственной дистрибьюторской организации вовсе не помогало с отбором картин в программу фестиваля «2morrow/Завтра». Ведь что такое фестивальный фильм? Это всегда финансовые обязательства. И чем больше картин берется на киносмотр, тем весомее эти обязательства перед мировыми правообладателями. «ЛеопАРТ» - маленькая, независимая, недавно созданная и едва стоящая на хиленьких ножках компания. У нас нет финансовой поддержки какого-то крупного игрока. И взять на себя столько финансовых обязательств, чтобы держать 70% программы фестиваля, мы, естественно, не могли.
Другой кинокомпании, которая участвует в фестивале со своими фильмами, нет. Во-первых, потому что уже почти нет прокатчиков арт-кино, во-вторых – просто не было подходящих под концепцию этого года фильмов. Это совершенно объективно.
Вышло так, что моя компания что-то дала, остальное мы набрали из картин, достойных внимания, но не стоящих в прокатных планах дистрибьюторов. Так даже любопытнее – здорово посмотреть на фестивале те ленты, которые вы нигде больше не увидите. И то, что в октябре будут два киносмотра, добавляет интереса: я уже сейчас вижу, чем «2morrow/Завтра» отличается от «2 in 1».

Корреспондент:
А чем, собственно, эти два фестиваля друг от друга отличаются?

Антон Мазуров:
Зритель, который опирается на твердый фундамент, типа призов крупных киносмотров, прочитанных статей или знакомых имен, найдет для себя достаточно интересных проектов в программах обоих фестивалей. Для требовательных киноманов будет то, о чем они ничего не знают, чего им еще не доводилось видеть.
Название «2 in 1» подразумевает, что с одной стороны на фестивале будет демонстрироваться арт-кино, а с другой – кино, приятное для зрителя. Мне кажется, что на уровне конкурса «чтобы зрителю было приятно» Алексею и его команде это удалось больше.

Корреспондент:
На нынешнем «Кинотавре», например, преобладали роуд-муви. Есть ли какая-то общая тематическая или жанровая линия в программе четвертого «2morrow/Завтра»?

Антон Мазуров:
«Болезнь» проявилась только в программе, которая по объему примерно равна конкурсной, – в программе под названием «DOC_открытие современной арт-богемы». В ней мне хотелось показать фильмы о творческих личностях – ленты, которые не попадают к нам ни на DVD, ни на телеканалы. Это неигровые картины об очень ярких людях. Причем необязательно биографические, они по-разному сделаны: некоторые – как драма, иные – как знакомство с творчеством. Хотелось показать, откуда, из какой среды рождается то, что мы называет ART.

Корреспондент:
Какие еще программы будут представлены на фестивале, помимо конкурса и упомянутой Вами «DOC_открытие современной арт-богемы»?

Антон Мазуров:
Будет очень важная для меня и, надеюсь, для зрителя полная ретроспектива Шарунаса Бартаса и его мастер-класс, программа «Выбор Сергея Бодрова» и совершенно новая для адресата фестиваля программа британского и мирового motion-дизайна и альтернативной анимации OneDotZero. Кроме того, запланирована ночная программа «Турбулентность», где будут представлены фильмы, в каждом из которых есть киноманская подоплека или оммаж какому-то режиссеру. Например, в этой программе будет демонстрироваться картина «Дорожные игры» – австралийский римейк «Окна во двор» и, соответственно, оммаж Хичкоку. Будет интересное мокьюментари, исследующее историю мирового кинематографа, – «Гитлер в Голливуде». И самый скандальный фильм последнего полугодия – «Лос-Анджелесский зомби» Брюса ЛяБрюса. Мягко говоря, это гейский трэш-хоррор про зомби. ЛяБрюс сам представит свою картину. Самый последний скандал, связанный с «Лос-Анджелесским зомби», произошел в Австралии – фильм запретили на фестивале в Мельбурне. Тем не менее, Оливье Пер, много лет руководящий «Двухнедельником режиссеров» в Каннах, взял фильм в конкурсную программу(!) фестиваля в Локарно. В рамках «Турбулентности» «Лос-Анджелесским зомби» будет показан несколько раз. Все желающие смогут бесплатно посетить мастер-класс Брюса в клубе DOME. Это очень необычный автор, провоцирующий, но со сложившейся эстетикой.

Корреспондент:
На что была установка при выборе жюри?

Антон Мазуров:
Мы хотели, чтобы это были деятели арт-кино, соответствующие специфике фестиваля. В жюри «2morrow/Завтра» по определению не может быть, например, режиссера Вольфганга Петерсена – при всем моем уважении к его фильму «Лодка». Судить конкурсную программу будут или режиссеры, которые снимают актуальное арт-кино, или критики, которые о нем пишут. Россию в жюри представит в качестве председателя Сергей Лозница и недавний лауреат Венеции оператор «Овсянок» Михаил Кричман.


Корреспондент:
Вы как отборщик фестиваля «2morrow/Завтра» видите перед собой цель воспитать, взрастить зрителя арт-кино? Ведь нельзя, наверное, сказать, что настоящих киноманов в нашей стране предостаточно?

Антон Мазуров:
Фестиваль «2morrow/Завтра» ориентирован на молодых. Но не мы их должны найти – мы просто делаем фестиваль. Они сами должны найти себя: целое поколение зрителей потеряно, потому что оно воспринимает кинематограф как аттракцион и развлечение. И у тех, кто ТАК относится к кино, нет повода прийти на фестиваль «2morrow/Завтра». Мы ждем серьезных зрителей, сделав все по максимуму: у нас есть фильмы, площадки, информация, программы – приходите. Но, понимаете, «жевать-то надо самому». Московский зритель нередко требует, чтобы ему еще и разжевали все, чтобы продукт был уже как бы вторичный.
Российскому и, в частности, московскому зрителю кажется, что просто следить за событиями в мировом арт-кино – недостаточно. Ему хочется, чтобы каждую неделю ему на-гора выдавалось что-то невероятное – мол, «сделайте мне бурю». Но так не бывает. Мировое арт-кино развивается по своим законам, и далеко не каждый год бывают яркие кометы, оставляющие за собой хвост.
В конкурсе фестиваля «2morrow/Завтра» практически нет известных имен. Какой смысл нам брать громкие имена? Речь ведь идет про завтра – про тех, кто завтра станет известен и делает кино, которое завтра будет актуальным. Но мы даем понять, что громкие имена нам тоже известны. Поэтому, чтобы сохранилась преемственность, фестиваль открывается картиной Ксавье Долана, на прошлогоднем «2morrow/Завтра» получившем главный приз за полнометражный дебют «Я убил свою маму».
Мы понимаем, что Каннский фестиваль и его «Золотая Пальмовая ветвь» – чрезвычайно важны, поэтому показываем «Дядюшку Бунми…». Но этого достаточно: остальное должно быть неизвестным. Спустя 40 лет после выпуска Андрея Тарковского во ВГИКе все еще говорят: «Тарковский, Тарковский…» Отлично, но там еще, например, училась великая Кира Муратова и Шарунас Бартас. Бартас, может, не такого масштаба фигура, но после Тарковского это – самое интересное авторское режиссерское тело из тех, кого ВГИК выпустил в мировой кинематограф.

Корреспондент:
Каковы впечатления от работы программным директором фестиваля? Это же Ваш первый опыт?

Антон Мазуров:
На уровне международного фестиваля – да, первый опыт. Ощущения двоякие. Мне интересно энергетически, психологически: сколько придет зрителей, какай будет реакция прессы. По тому, как пройдут оба фестиваля, буду судить, состоялся я в качестве программного директора или нет. Я к себе отношусь очень скептически. Потому что, на мой взгляд, Алексей Медведев был идеальным отборщиком фильмов на фестиваль «2morrow/Завтра», но случилось то, что случилось. Я же вынужденно этим занимаюсь – просто нужен был профи, тот, кто это может. Я могу. Но никогда не стремился быть программером. Просто так получилось. Куратор – очень ответственная должность.

Корреспондент:
Отбор фильмов в программу международного фестиваля – новое для Вас занятие. Дистрибуцией арт-кино Вы занимаетесь уже давно. Может, поделитесь секретом проката авторского кино в России?

Антон Мазуров:
Дистрибуция авторского кино в нашей стране грозит скоро закончиться. Вот и весь секрет. Я совершенно искренне подумываю, поиграв в эту игру еще полгода, принять для себя решение – стоит ли мне, после одиннадцати с половиной лет, продолжать заниматься прокатом арт-кино. Бизнес в нашей стране скукоживается, все превращается в имитацию.
Я представляю практически единственную компанию, которая занимается прокатом арт-кино, имея свой рупор в Интернете в виде сайта KiNote.info. Это мощный инструмент. Помогает ли нам это? Думаю, да. Остальные дистрибьюторы действуют по-своему. Например, у компании «Парадиз», прокатывающей, в том числе, арт-фильмы, есть отличный инструмент в виде собственных кинотеатров. Но они тоже не развиваются, не расписывают копии арт-кино на всю кинотеатральную сеть – показывают его, дай Бог, только в «Ролане» и в «Пяти звездах».
Есть простая статистика: компания может выпускать в год до тридцати фильмов. В таких объемах арт-фильмы прокатывало «Кино без границ» два года назад. Наращивать эти объемы нет смысла: механического, экстенсивного пути развития арт-компаний нет. Когда мы начинали, у нас было достаточно энергии, мы вышли на какой-то уровень, но и это, в общем, был не лучший период. Видимо, все-таки московский зритель заслуживает парочки фестивалей в год и штук пять-шесть броских, ярких артмейнстримовых проектов в прокате – все остальное, если хватит фантазии, он будет скачивать. В 90% российских регионов вообще не видели арт-кино, там не знают, что это такое и, что еще страшнее, не знают, зачем это.

Корреспондент:
А в чем беда-то? Чего не хватает?

Антон Мазуров:
Не хватает государственной политики в области культуры. Это связано с экономической политикой и с общей политикой государства. Не хватает растущей динамичной интеллектуальной тусовки (не путать с тусовкой людей из гуманитарных областей или искусства), которая бы постоянно развивалась и требовала подпитки в виде фильмов. У нас есть только группка людей, которая, взаимодействуя с властями, заботится, прежде всего, о своих частных интересах. Телевидение занимается откровенным беспринципным оболваниванием. Политические дискуссии сведены к двум с половиной (на всю страну!) средствам массовой информации и загнаны в Интернет. Не хватает открытости зрителя. Ни в одной стране мира нет такого жесткого разделения между субтитрами и дубляжом. Субтитры убивают фильм, уводят его в резервацию… Лично мои батарейки энтузиазма из-за всего этого начинают садиться.

Корреспондент:
Все, чем Вы занимаетесь, чистой воды энтузиазм?

Антон Мазуров:
Конечно! Потому что на уровне бизнеса все силы уходят только на поддержание компании и собственных штанов. Не то что бы я стремлюсь к покупке дома в Черногории или в Бельгии – нет. Но какая-то динамика должна быть. Для меня эта динамика – интерес зрителя. Я наблюдаю, что выходит картина, и даже пресса ее не воспринимает, пишет о ней мало: в российской прессе – четыре публикации. И зритель идет плохо. А есть варианты, когда пресса убеждена, что это важная картина, что ее надо смотреть, выходит пятьдесят публикаций – но зрителей все равно мало. О чем это говорит? Скорее всего, все-таки о зрителе, чем о прессе и о прокатчике. И сцепка критик-зритель тоже вовсе не работает. Работает статистика – частота упоминаний в СМИ и скандальность. Я не вижу спонтанного, живого зрительского интереса.
За одиннадцать с половиной лет было перепробовано немало способов привить у людей тягу к арт-кино. Мне казалось, что важно было создать место, где всегда можно было бы посмотреть серьезные картины, – открылся кинотеатр «35 ММ», и мы его ориентировали на рельсы арт-кино, по которым он продолжает двигаться. Мне казалось, что важно создать источник информации, и мы сделали сначала Arthouse.ru, а потом KiNote.info. При этом я еще не рассказываю многих нюансов. Как пел БГ: «Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране». Поймите, я ни на кого не обижаюсь. Просто в какой-то момент подумал: а надо ли мне это продолжать?


Автор: Мария Мухина

ИСТОЧНИК: proficinema.ru


ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММАХ И СОБЫТИЯХ ФЕСТИВАЛЯ  НА САЙТЕ    kinote.ru


комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email