Здравствуйте, друзья и коллеги! Прежде всего, хотелось бы вспомнить наших товарищей, которых не стало в этом году. Льва Моисеивича Рошаля, Геннадия Сидорова, Наталию Басину. И прошу всех встать.
Киносоюзу сейчас 9,5 месяцев — с 26 сентября 2010 года по 30 июня 2011 года — нам удалось осуществить несколько очень важных замыслов, которые связаны в первую очередь с профессиональной деятельностью. Но не следует забывать, что была проделана и рутинная работа, состоящая из десятков мелочей, без которых невозможно существование любой общественной организации. Регистрация, открытие счета, разработка фирменного стиля, печать удостоверений, запуск собственного сайта. И прочее, прочее. И в этом смысле хочется поблагодарить людей, которые помогли Киносоюзу на его первых шагах. Это министр культуры Александр Авдеев, Владимир Евтушенков, Давид Якобошвили, Альфред Кох, Михаил Швыдкой, Леонид Гозман, Борис Немцов, а так же члены Киносоюза Виталий Манский, Юлий Гусман, Павел Финн, Андрей Смирнов. Отдельно хочется поблагодарить адвоката Елену Голуцеву за выполнение нашего заказа о регистрации организации. Финансовую поддержку Киносоюзу так же оказал Фонд Финансов и Развития, и мы благодарим за это председателя попечительского совета Фонда Алексея Улюкаева и директора Фонда Нефедова Владимира Владимировича. Наш союз возникал на пустом месте и нуждался в фундаментальном обустройстве. Этот процесс в общих чертах можно считать завершенным. Но перейдем от деталей к главному. Киносоюз все-таки не является ни профсоюзной, ни собесовской структурой, (хотя забегая вперед скажу что мы с 2012 года будем выплачивать материальную помощь всем нуждающейся в ней членам Киносоюза) ни киноклубом, ни особо престижной творческой организацией, отсылающим к социализму времен хрущевской оттепели, брежневсего застоя или горбаческой перестройки. Мы, скорее, организация нового типа, функцией которой является поиск помыслов и действий того, что знаменитый русский мыслитель Н.Ф.Федоров называл «философией общего дела». Сегодня в отношении «общего дела» единой системы представлений о нынешнем состоянии и перспективах отечественного кинематографа в сущности нет. Да и заниматься этим некому. Поэтому, судя по событиям в нашем кино последних лет, в этом занятии и состоит наша миссия.
* Для начала о том, что сделать было совсем непросто. Мы нашли средства на текущее финансирование нашей организации, причем не у государства, а у 3 достаточно мощных, кстати, не имеющих к кино никакого отношения, спонсоров — Фонда «Финансы и развитие» и «АФК Система» и «Международного университета в Москве». Это позволило нам не только получить помещение, содержать небольшой штат, но и провести достаточно дорогую профессиональную конференцию в виде деловой игры 21-24 апреля 2011 года в Воскресенском, а также нынешний съезд.
* Вторым, на мой взгляд, важным достижением Киносоюза было включение наших представителей в Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии (Бориса Хлебникова, Алексея Германа, Алексея Попогребского). Появилась реальная возможность доносить до высших руководителей страны наши идеи, проекты, предложения по модернизации национальной политики во всех подсистемах отечественного кинематографа.
* Именно по инициативе Киносоюза в Министерстве культуры был создан отсутствовавший более 10 лет — после поглощения Госкино — Совет по кинематографии при министре. Он призван обсуждать и решать самые острые, неотложные проблемы существования российского кино. Так, его первое заседание в июне было посвящено выработке более эффективных принципов фестивальной политики в нашей стране. И решено разработать классификацию всех фестивале, в дальнейшем привязать государственную поддержку в соответствии с классом фестиваля. А на следующем будут обсуждаться вопросы неигрового кино, в частности, способ его более эффективного финансирования.
* Киносоюз начал переговоры с Федеральным фондом социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, с партией «Единая Россия» по программе «Кино России 2020». С Правительством — в лице вице-премьера Александра Жукова и директора Департамента культуры Правительства Дениса Молчанова — об участии представителей Киносоюза в разработке программ обновления нашей отрасли, в выработке новых подходов и к тому, как должна она быть устроена на новом этапе. Что конкретно для этого следует сделать. Какая государственная и рыночная политики должны этому соответствовать.
* Но основным содержательным результатом нашей жизни и работы за минувшие 9 месяцев были подготовка и проведение трехдневной проектно-практической конференции «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры». В ней приняли участие более 40 экспертов, представлявших все виды и все профессии российской киноиндустрии. При этом всего 7 экспертов были членами нашего Союза. Мы стремились уйти от какой-либо «клановости», цеховых и мировоззренческих противостояний. Главное — сделать так, чтобы в нашей проектно-практической конференции принимали участие авторитетные, ведущие в нашей стране профессионалы.
Они были разбиты на 5 тематических групп («Профсоюзы в процессе совершенствования кинопроизводства», «Проблемы кинопроката», «Альтернативные способы продвижения фильмов к зрителям — ТВ, Интернет, фестивали, критика», «Государственная политика развития отечественной кинокультуры», «Проблемы кинообразования»). После 16 часов двухдневного непрерывного мониторинга под наблюдением специально подготовленных «игровиков» были выработаны идеи и предложения, которые на пленарном заседании представлены всему экспертному сообществу, работавшему в Воскресенском.
О содержательных итогах игры в своем выступлении расскажет Даниил Дондурей, но хочу сообщить вам, что ощущение у всех было невероятно творческое, люди испытывали чувство профессионального и вообще интеллектуального удовольствия. Настоящий подъем. Как жаль, что такие события бывают очень редки. Но, именно базируясь на идеях, появившихся в эти 2 с половиной дня, мы теперь знаем, что можно предложить продюсерскому сословию, Минкульту, аппарату Правительства. Понимаем, что нужно конкретно сделать немедленно, не откладывая, а чем нужно заниматься в ближайшие пару лет. Теперь у нас есть хотя бы прообраз общей Программы перезагрузки отношений в сфере всей системы связей в российском кинематографе.
* Киносоюз в своей деятельности исходил из 3 основных идей:
1) В последние 2-3 года произошла — и сегодня это ясно как никогда — смена поколений авторов в российском кино. Пришли 15-20 режиссеров, которые иначе, по-новому смотрят на жизнь, на кинематограф, на собственные цели. И, хотя многие их фильмы зрители пока еще не принимают, считают, что в них много депрессии, нет надежды, психологической подпитки больших аудиторий, мы убеждены в том, что именно Киносоюз должен представить и защитить те новые картины мира, которые принесли в наше искусство эти еще достаточно молодые люди. Их понимание вызовов времени, их восприятие, оценка происходящего, их боли и тревоги. Безусловно, они свободное поколение и, в отличие от своих предшественников, способное что-то чувствовать и понимать в современной жизни. Снимать фильмы на актуальные темы, нести на себе все те последствия и непростые проблемы, которые пришли вместе со свободой. Один мой приятель назвал это поколение моих товарищей «новыми тихими».
2) Когда мы думали о будущем нашего кино, то хотели научиться смотреть на него системно. Не только со стороны собственно самого кинопроизводства или фильмов, но и инвестиций, проката, альтернативных рынков, зрителей, связи с телевидением или продвижения наших фильмов в других странах. Это в теоретическом плане очень непростая работа. Ее по сути никто у нас в стране сегодня не делает, да и не хочет делать. Каждый смотрит на гигантскую разветвленную национальную индустрию со своей «завалинки». Поверьте, очень трудно анализировать происходящие процессы с точки зрения «философии общего дела». Мы хотя бы попытались это сделать.
3) Только так можно защитить художника от рынка — правильно, разумно, экономно, политически дальновидно его выстроив. Продюсеру необходим возврат средств. Государству нужны избиратели и отдохнувшие от суеты обыватели. Художник что-то важное хочет понять сам, объяснить миру, продвинутым и эстетически подготовленным современникам. А может быть, ему удастся это сделать только по отношении к будущим поколениям.
* Никто, кроме нас, коллеги, его не защитит. Не попытается выстроить государственную поддержку отечественному кинематографу таким образом, чтобы бюджетные деньги помогали рыночным отношениям. Чтобы художник имел возможность свободно работать. При этом чтобы продукция национальной киноиндустрии, в первую очередь искусства, была востребованной зрителями, но и возмещение затраченных средств происходило.
Нельзя дать возможность консерваторам и лоббистам за нашей спиной предлагать политической власти во многом неадекватные, давно устаревшие решения, не способствующие достижениям ни киноискусства, ни кинобизнеса. Представляются опасными не только сохранение советских «заморочек», закулисные действия влиятельных «отечественных мейджеров», но и, честно говоря, процветающее в нашем с вами сообществе равнодушие и даже пофигизм.
И в заключении о планах.
К следующему съезду который в соответствии с уставом должен пройти летом 2016 года, необходимо преобразовать нашу организацию из Региональной во Всероссийскую, с открытием отделений по всей стране.
Необходимо создать предпосылки для появления реально действующих профсоюзов по всем кинематографическим профессиям.
И что возможно самое главное найти общий язык с Российским зрителем, для которого мы снимаем свои фильмы и ради которого в конечном счете мы все сегодня здесь собрались.
комментарии (1)
Лена Левина 16 августа 2011, 13:41
довольно внятно. но! снова изобретаем велосипед. а извесно ли руководителям киносоюза, что Профсоюз, представляющий интересы разных кинематографических профессий, уже существует. Вы пробовали с ними разговаривать? Ведь для эффективной работы, лучше объединить усилия.