Я очень благодарен, что мне предоставлена возможность выступить и поделиться своими соображениями. Я уже использовал эту возможность, когда были первые игры, показавшие, что КиноСоюз обладает интеллектуальным потенциалом, потенциалом разобраться, что происходит в Российском кино. Из выступлений, прозвучавших до меня, ясно, что Союз понимает коренные проблемы российского кинематографа. Но дело в том, что даже принцип по которому этот союз образовывается - это желание быть услышанными. Услышанными где? Там! У власти! Потому что пока, и я не думаю, что в ближайшее время это изменится, происходить в России все будет по понятиям, а не по закону.
И нельзя не говорить об этой коренной проблеме. Очень важно понять, как быть действенными. Что такое действенный союз? Разговоры здесь могут быть очень справедливыми, а дальше что? Неужели необходимо быть с кем-то на короткой ноге, чтобы сделать что-то в государстве? Хотите вы или нет, но коренная проблема заключается в том, что государство абсолютно дистанцировалось от главного – от рынка. Просто дистанцировалось. Оно продемонстрировало это высказыванием премьера: «Конкурируйте, пожалуйста, вот конкурируйте!». Как можно конкурировать, когда американские компании практически бесплатно дают все материалы для рекламы, и когда вообще российское масс-медиа построено сейчас по абсолютно американскому принципу. И на телевидении говорят об американских картинах, в основном, которые выходят в ближайший момент. Это перемот и калька абсолютно американской рекламы, и русский зритель уже, чувствуется, говорит о том, сколько картина стоила и заработала. Если картина стоила много и заработала много – надо идти, это хорошее кино. Философия финансового успеха абсолютно заменила всякую, существовавшую при СССР философию художественного качества. И то, что воспитано целое поколение, которое говорит: «Я ненавижу русское кино, просто оно некрасивое и т.д.»,- то есть воспитано поколение киноамериканцев, и, естественно, они не хотят смотреть картины, которые им скучно смотреть, картины, не устроенные по этому принципу. Мне кажется, что существовал такой институт, как пропаганда советского киноискусства. У них были деньги, бюджеты, они действительно занимались пропагандой своего кино, к тому же, довольно успешно. Сейчас у нас вообще нет организации, я имею ввиду государственной, которая занималась бы пропагандой, или созданием хоть какой-то среды зрителей. Все уже говорят о катастрофическом положении. Что делать?
Мне кажется, нужно сконцентрироваться на идее помочь власти понять, несколько вещей. Во-первых, что дать деньги фонду на развитие кино, это - капля в море. Во-вторых, пока эти деньги не распределяются правильно, а раздаются четырем, так называемым, мейджор компаниям, все остальные стоят за бортом с протянутой рукой. Смешно. Но самое главное – ну сняли кино, а дальше что? Никаких денег на рекламу, нет экранов.
На сегодняшний день, советская цензура мягче, чем прокатная, где сидят люди, которых вообще не интересует кино, их интересуют деньги. В этом смысле, получилось так, что мы научились у американцев зарабатывать (то есть не мы, а прокатчики), но не научились защищать свой рынок. Вы знаете, что американский рынок наглухо закрыт для иностранных картин. Никакой свободы информации, американцы запретили продавать и прокатывать в Америке дублированные фильмы. Для чего это сделано? Просто американцы читать не любят. С субтитрами – пожалуйста, кто будет их смотреть? Дублированных фильмов в Америке не выпускают. И они даже признались в этом! Эрнсту признался президент Фокса – «Мы это сделали, чтобы вас не было на нашем рынке». То есть они закрыли его, а теперь говорят о свободе информации, никаких квот нет. Ребята, в Америке прокатываются дублируемые на английский язык китайские фильмы, потому что китайцы поставили условия: один ваш фильм на наш рынок - один китайский фильм на ваш. Дублированный. То есть, если государство не будет заниматься защитой рынка, то никаких других возможностей у нас нет. Разговорами все кончится. И эти деньги, которые истрачены, они практически никогда не вернутся.
Второй вопрос, который на мой взгляд важен, это то, что поскольку нету рынка, даже если бы он и был, на сегодняшний день нет легальной основы для того, чтобы режиссер, продюсер и все иже с ними имели хоть какой-то экономический эффект. Потому что никто не знает, как картина прокатна и т.д. То есть этот дикий рынок не дает возможностей, государство не понимает, что может и должно защищать привилегии рынка. Союз должен бороться за любые экономические права, как любой профсоюз. Поэтому главный конфликт сегодня между теми кто производи и теми, кто эксплуатирует. А здесь как раз сидят те, кто производит. И если государство не вмешается в этот конфликт, то мы проиграем. Необходимо донести, что государство должно принимать участие в эксплуатации российского рынка, воспитывать зрителя и т.д.
Второе, чему нужно учится у Голливуда – у них колоссально развита юридическая система. В России нету юристов шоу-бизнеса, есть 2-3 компании, где каким-то образом консультируют. Но хотя бы союзу необходимо иметь 3-4 настоящих зубров, воспитать, найти, которые будут по-настоящему законно, хотя у нас легально ничего не делается, тем не менее, легально отстаивать права производителей.
В Думе идет борьба, чтобы не было электронного билета, при колоссальном лоббировании и мощи кинопроката, которому безразлично российского кино. Вот это конфликт внешний, тектонический, между производителями и эксплуататором.
Второй конфликт внутри, и должен быть внутри Киносоюза. Потому что недаром в названии союза звучит "ассоциация профессиональных объединений". Мне кажется, что сам по себе союз не может быть союзом, например, кинорежиссеров, или творческих работников. Я очень надеюсь, что киногильдии всерьёз почувствуют, что мы заинтересованы в их развитии, потому что без киногильдий, все остальные разговоры - богадельня. Киногильдии - это профессиональное, киногильдия требует самого главного – способности человека подчиняться законам того или иного союза, уж штрейкбрехеров, я думаю, найдется очень много, а здесь важна классовая солидарность каждой гильдии. Между прочим, это удается операторам лучше всех. Мне кажется, что очень важно, чтобы союз серьёзно думал о том, чтобы соединить внутри себя профессиональные организации. Руководство Союза должно состоять из руководителей и представителей этих профессиональных организаций. Из этих представителей профессиональных организаций должна состоять комиссия по Оскарам. Я ушел из комиссии год или два назад, а они все печатают, что я там голосую. Потому что это несерьёзно, там должны быть представлены все профессии, а не 6-8 человек. Главное, чтобы было общее правильное понимание, и единство в том, как решать поставленные здесь и мной упомянутые проблемы. Спасибо.
комментарии (0)