Новый фильм журналиста Андрея Лошака и режиссера Павла Бардина «Россия. Полное затмение» именовался в громких анонсах канала НТВ, как главная сенсация минувшей телевизионной недели. Утверждалось, что авторы готовы представить на суд зрителей подлинное о объективное документальное расследование, подробно рассказывающее о том, как забугорные враги нашего Отечества стремятся уничтожить Россию и что они для этого делают.
Правда, внимательные и искушенные зрители с первых минут просмотра прекрасно поняли, что имеют дело с искусной кинематографической мистификацией. Все экранные «ужастики», включая несуществующего православного «депутата-олигарха», страшные «ковры-убийцы», всемогущие «уколы бессмертия» и даже пресловутый «план Даллеса», были просто-напросто выдуманы талантливыми авторами, чтобы наглядно показать пошлость, убогость и духовную опустошенность современного российского телевидения.
Кстати, сам по себе жанр кинематографической мистификации не является чем-либо новым и необычным. Достаточно вспомнить знаменитую «Ведьму из Блэр», авторы которой выдумали несуществующую видеокассету, на которой любознательные студенты ценой своей жизни сумели запечатлеть проделки зловещей ведьмы. Примерно по такому же принципу построен триллер «Зло», выходящий на этой неделе российские экраны.
Интерес здесь представляет тот факт, что документальное разоблачение было показано именно на канале НТВ, который, как известно, именно пошлость и бездуховность сделал в значительной степени своей фирменной визитной карточкой. Причем автором фильма являлся журналист уже не работающий на канале и покинувший его, судя по слухам, как раз в связи с несогласием с обозначенной выше репертуарной политикой.
Более того – как рассказал в интервью сам Андрей Лошак, сам одиозный руководитель НТВ Владимир Кулистиков высоко оценил качество фильма (разоблачающего фактически , напомним, его собственный канал) и даже предложил авторам сделать его продолжение.
Это очень тревожный симптом. Тут возможны несколько вариантов объяснения сложившейся странной ситуации. Во-первых, совсем даже не исключено, что власть, покровительствующая «зомбирующему» телевидению полагает свое положение столь устойчивым, что ему не страшны никакие «несогласные» с ее курсом, тем более сатира, пусть даже язвительная и талантливая. Такое вполне возможно, ибо власть в последние годы уверенно демонстрировала свою невменяемость и неспособность адекватно оценивать ситуацию.
Но возможно и другое объяснение.
Не исключено, что телевизионные продюсеры (и стоящие за ними властители) полагают, что российские зрители в массе своей уже настолько «зомбированы», что просто не оценят тонкого юмора Лошака и Бардина. Зритель, особенно из глубинки, вполне даже может принять все, показанное в фильме «Россия. Полное затмение» за чистую монету.
Вот тут, к сожалению, придется признать, что такое допущение имеет под собой все основания. Действительно, по моему мнению, значительная часть зрителей вряд ли окажется в состоянии отличить уморительную мистификацию от топорной и бездарной программы, которую эта мистификация пародирует. Хотя бы потому, что предлагаемые Андреем Лошаком темы близки и понятны большинству условной среднестатистической аудитории.
Это отдельные рафинированные интеллектуалы смогут оценить откровенную издевку авторов. Для остальных показанное в фильме является лишь продолжением остальных передач канала НТВ. Большинство таких зрителей искренне верит в существование могущественных православных олигархов, способных нательными крестами останавливать пули наемных убийц, в смертоносные ковры, поставляемые в Россию коварными восточными интриганами, в целительные уколы, дарящие бессмертие сильным мира сего.
Я не говорю уже о тезисе про засилье евреев в органах власти и средствах массовой информации. «Зомбированный» массовый зритель твердо считает его аксиомой, не требующей никаких доказательств.
Даже последняя серия фильма Лошака, где авторы откровенно высмеивают уже само телевидение с его нездоровой страстью к мистике, многими может восприниматься вполне серьезно.
Косвенным доказательством этого может служить хотя бы один забавный факт. Как водится, демонстрация фильма периодически прерывалась рекламными вставками. В одной из таких ставок были показаны в качестве анонса кадры из предстоящей очередной «зомбирующей» программы под говорящим названием «Крестоповал».
Надо откровенно сказать, что «стыковка» основного фильма и рекламной вставки прошла в этом случае совершенно незамеченной. Даже искушенный зритель вряд ли заметил бы разницу между выдуманным «ужастиком» Лошака и псевдодокументальным сюжетом его бывших коллег с канала НТВ.
Если так, то дело обстоит совсем скверно. В этом случае ироничный и остроумный «репортаж из преисподней» Лошака и Бардина вполне может достичь обратного эффекта.
Придуманное авторами «лыко» точно ляжет в «строку» информационной политики канала. Никакого разоблачения не произойдет и «зомбирование» зрителей от этого только усилится. Юмор и сатира окажутся бессильными. Запрограммированное разложение разума зрителей уверенно переходит в следующую стадию.
Похоже, уже в одну из последних.
Юрий Гладыш
Сентябрь 2012 года.
комментарии (0)