Главная / Члены киносоюза / Актуальные мнения

Опубликовать: ЖЖ

Конфликт режиссера и продюсера. vol. 2

опубликовал | 19 сентября 2011

модератор КиноСоюз | - просмотров (193) - комментариев (1) -

Сегодня на почту КиноСоюза пришло письмо от второй стороны конфликта, которое мы публикуем здесь. Надеемся, что Эдгар в скором времени даст свой комментарий.


Открытое письмо

Я, Кучмаева Светлана Александровна, генеральный директор киностудии ООО «ВАЛДАЙ», считаю необходимым донести до сведения широкой общественности, что информация, появившаяся в СМИ («Режиссер объявил войну продюсеру» - «Независимая газета» от 11.08.2011, «Как у меня отняли» -  «Новая газета» от 02.09.2011, «Кино не вовремя» - «Независимая газета» от 06.09.2011, и др.), о фальсификации документов, нарушении договорных отношений и авторских прав, якобы имевших место в ходе съемочного процесса кинокартины "ГОЛУБИ ПРИ ПОТОКАХ ВОД" (рабочее название "СКРЯБИН"), не соответствует действительности.
Г-н БАРТЕНЕВ, который активно распространяет заведомо ложную информацию, нарушает мои конституционные права, гарантированные не только статьями 150, 152 ГК РФ, но и статьей 129 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, показ БАРТЕНЕВЫМ на фестивале «Окно в Европу» в Выборге чернового материала незавершенного фильма «Голуби при потоках вод» («Скрябин») и вовсе является прямым нарушением Закона об авторских и смежных правах, поскольку ООО «ВАЛДАЙ» - единственный правообладатель всего отснятого материала.
Чтобы не быть, подобно БАРТЕНЕВУ, голословной, считаю необходимым воспроизвести хронологию событий, сопровождавших создание этого фильма. Все нижеизложенные факты имеют документальные подтверждения, которые могут быть предоставлены для ознакомления.
1. В начале 2010 г. в поле моего зрения попал литературный сценарий «СКРЯБИН» автора Эдгара Бартенева. Я посчитала сценарий перспективным и назначила встречу с автором.
2. 28 апреля 2010 года  после нескольких моих встреч с БАРТЕНЕВЫМ, на которых были оговорены финансовые условия, сроки подачи заявки на конкурс и другие вопросы,  нами был подписан сценарный договор и акт приемки-передачи прав на сценарий «СКРЯБИН» в пользу ООО «ВАЛДАЙ». Поскольку сценарий был написан в форме «поэпизодника», мы договорились, что, в случае победы на конкурсе, БАРТЕНЕВ в качестве автора сценария и будущего режиссера-постановщика фильма предоставит его в необходимой для производства форме КИНОСЦЕНАРИЯ. Съемки же с самого начала планировались на весну 2011 года (март – апрель), поскольку это было необходимо для создания определенной атмосферы фильма.
3. Киностудии «Валдай» удалось выиграть конкурсный лот, и 17 августа 2010 г. был подписан Госконтракт о производстве игрового фильма «Скрябин», о чем я незамедлительно сообщила БАРТЕНЕВУ. В тот момент киностудия «ВАЛДАЙ» была уже готова к началу производства.
4. Дополнительным соглашением был оговорен окончательный срок представления БАРТЕНЕВЫМ КИНОСЦЕНАРИЯ - 31 декабря 2010 г.
5. Приказом 06.06 мною с 1 сентября 2010 г. был объявлен запуск кинокартины в производство. Хочу подчеркнуть, что без такого приказа фильм не может получить необходимое для работы Удостоверение национального фильма (УНФ), а оно у фильма оформлено с 1 сентября 2010 г. Уже 2 сентября к производству картины был привлечен исполнительный продюсер студии Кислицын В.В., который, в силу своих должностных обязанностей, прежде всего согласовал сроки проведения работ, а также срок сдачи фильма  – 2 сентября 2011 года.
6. С ноября 2010 г., параллельно с работой БАРТЕНЕВА над сценарием, был начат подбор актеров на главные роли. По просьбе БАРТЕНЕВА, в качестве  кастинг-директора на проект была приглашена опытный специалист Татьяна Комарова. На главную роль в фильме «Скрябин» был утвержден актер театра БДТ Федор Лавров. Администрация картины тут же приступила к работе по подбору и подготовке съемочных объектов.
7. 20 ноября 2010 г. БАРТЕНЕВ, вместо обещанного киносценария, предоставил студии доработанный им ЛИТЕРАТУРНЫЙ сценарий в объеме 138 страниц шрифтом Courier 12. Учитывая, что в кинопроизводстве одна такая страница приравнивается к минуте экранного времени, обновленный БАРТЕНЕВЫМ сценарий более чем в 1,5 раза превышал заявленный в Госконтракте метраж фильма. БАРТЕНЕВУ было вновь указано на необходимость предоставления им до 31 декабря 2010 г. КИНОСЦЕНАРИЯ требуемого объема.
8. В декабре 2010 г. БАРТЕНЕВ по необъяснимым причинам в ультимативной форме отказался работать с кастинг-директором Т.Комаровой и, не предупредив студию, также отстранил от главной роли Федора Лаврова, который, по словам самого БАРТЕНЕВА, не только подходил на эту роль, но и являлся соавтором, как идеи фильма, так и сценария. После этих событий студия попросила БАРТЕНЕВА прекратить несогласованные действия и сконцентрироваться на создании КИНОСЦЕНАРИЯ объемом до 90-100 страниц.
9. К концу декабря КИНОСЦЕНАРИЙ так и не был представлен, хотя студия полностью выплатила БАРТЕНЕВУ положенное ему по сценарному договору вознаграждение.
10. Работа БАРТЕНЕВА над сценарием продолжалась весь январь 2011 г., однако, к  удивлению студии, представленный им все тот же литературный сценарий не только не уменьшился, но и увеличился до 147 страниц. КИНОСЦЕНАРИЙ же так и не был готов.
11. В связи с отсутствием киносценария студия не могла начать съемочный процесс, поскольку по литературному сценарию БАРТЕНЕВА невозможно было оценить размеры предстоящих расходов на производство. Появлялся реальный риск выйти из сметы, причем на неопределенную величину.
12. Возможно, плохо представляя себе съемочный процесс или просто в надежде на чудо,  БАРТЕНЕВ самостоятельно набрал из своих питерских знакомых часть съемочной группы, включая администрацию и художника-постановщика. Вместе с ними он самолично, без разрешения студии, приступил к разработке своего неутвержденного литературного сценария и тут же выдвинул требование об увеличении бюджета картины на несколько миллионов рублей. Администрация, назначенная БАРТЕНЕВЫМ, отказывалась заключать официальные договора, подписывать календарно-постановочный план (КПП) и предоставить развернутую постатейную смету, на основании которой она планировала вести производство. Вместо этого назначенные БАРТЕНЕВЫМ люди требовали «обналиченных денег» и отказывались вести отчетность перед студией (на этот счет сохранилась переписка по электронной почте). Студия «Валдай», всегда работающая в правовом поле, ответила на их непомерные требования категоричным отказом. По ходу дела БАРТЕНЕВ в ультимативной форме отклонял предлагаемых студией в состав группы специалистов, настаивал на привлечении к работе только своей команды, постоянно требовал увеличения бюджета. В противном случае он грозил отказом от работы над фильмом, что для студии означало бы закрытие проекта, на который уже были потрачены немалые средства. В этих условиях я была вынуждена доложить о сложившейся ситуации в Министерство Культуры РФ, и записалась на прием к Заместителю директора департамента, Начальнику отдела Громовой Елене Николаевне и куратору нашего проекта Чекалиной Наталье Васильевне.
13. В Министерстве Культуры РФ мне было указано на невозможность отодвинуть сроки сдачи фильма, а также на то, что времени на его производство осталось крайне мало. Мне было рекомендовано остановить проект и возвратить выделенные средства в Министерство культуры.
14. Необходимо было принимать решение. Я срочно вызвала БАРТЕНЕВА в Москву. Втроем - я, БАРТЕНЕВ и исполнительный продюсер Кислицын В.В. - решили, что поскольку за 4 месяца подготовки было сделано уже очень многое, можно рискнуть, и, работая в жестком режиме, все же сделать достойный фильм. Важную роль в принятии такого решения сыграла и ситуация с самим БАРТЕНЕВЫМ, поскольку для него фильм «Скрябин» был уже восьмой (!) и, вероятно, последней попыткой снять дебютный игровой фильм. Жесткие сроки производства картины были согласованы с БАРТЕНЕВЫМ и закреплены документами:
– с 1 февраля по 31 марта с.г. (два месяца) завершение подготовительного периода, начатого, по сути, еще осенью;
– с 1 апреля по 5 мая с.г. съемочный период (с параллельным монтажом отснятого материала);
– до 10 июня с.г. чистовой монтаж фильма;
– до 1 сентября с.г. запись звука (речевое озвучание, шумы, фоны, перезапись Dolby);
– до 5 сентября с.г. сдача фильма.
14. С 1 февраля 2011 года студия начала повторный кастинг актеров, который шел параллельно с доработкой сценария. На должность нового кастинг-директора БАРТЕНЕВЫМ был предложен В. Голов, на должность редактора монтажа для доработки сценария - Лисова Р.М. (первый договор с Лисовой Р.М. от 1 февраля 2011 г.). Студия пошла навстречу его предложениям. Однако, не желая повторения осенних событий, я выпустила приказ о твердых сроках утверждения главных героев. Студия, понимая всю важность роли режиссера в авторском кино и полностью полагаясь на творческое чутье БАРТЕНЕВА, не отклонила ни одного предложенного им актера. Так, по настоянию БАРТЕНЕВА, 13-летнюю исполнительницу главной женской роли утвердили и привезли аж из Соединенных Штатов Америки без каких-либо проб.
15. В ходе работы над режиссерской версией сценария БАРТЕНЕВ сознательно не допустил до его метрирования второго режиссера А.Пронину, что привело к серьезным неточностям в составлении календарно-постановочного плана и, в дальнейшем, к повышенной выработке. В результате было отснято на 30 минут (!) больше «полезного» метража. Количество дублей на площадке у режиссера-постановщика БАРТЕНЕВА варьировалось в среднем от 8 до 17 на каждый план (при норме 4-6), а группа трудилась с постоянными переработками. При этом необходимой работы с актерами режиссер вести не успевал, что заметно сказалось на качестве отснятого материала. Обещанное БАРТЕНЕВЫМ сокращение сценария до 76 страниц осталось лишь на бумаге, и он, в итоге, отснял весь свой 144 страничный сценарий, значительно превысив смету. С таким неоправданно огромным количеством материала студия  и БАРТЕНЕВ вступили в монтажно-тонировочный период.
16. Для чернового и чистового монтажа фильма БАРТЕНЕВ попросил назначить с 1 апреля (начало съемок) режиссера монтажа Лисову Р.М (второй договор с Лисовой Р.М. от 1 апреля 2011 г.) и ее ассистента Николаеву Е.А. Для проведения работ студия арендовала монтажный комплекс, находящийся на киностудии Ленфильм. С первого же дня съемок группа монтажеров приступила к отсмотру материала и сборке чернового монтажа. К 10 мая первая версия фильма была готова.
17. Согласно договоренности с БАРТЕНЕВЫМ, он с 10 мая 2011 года должен был приступить к отсмотру отснятого материала и вместе с режиссером монтажа Лисовой Р.М. к 10 июня завершить окончательную версию фильма. Все необходимые условия для этого ему были созданы. Однако за весь этот период БАРТЕНЕВ отработал на студии лишь пять смен, о чем свидетельствует акт, подписанный режиссером монтажа и ее ассистентом.
18. Следующими шагами БАРТЕНЕВА был категорический отказ от работы на Ленфильме с Лисовой Р.М. и его настойчивая просьба разрешить ему доделать монтаж на своей даче, чтобы «не тратить время на дорогу».  БАРТЕНЕВ обещал закончить чистовой монтаж 28 июня. Студия и в этом случае пошла ему навстречу, однако к 28 июня монтаж готов не был.
19. Не был он готов и к следующему «окончательному» сроку 10 июля с.г. Отдать студии для текущей работы свою даже незавершенную версию фильма БАРТЕНЕВ категорически отказался.
20. 18 июля с.г. БАРТЕНЕВ выдвинул категорическое требование о том, что озвучание материала он будет проводить в Санкт-Петербурге на частной домашней студии своего звукорежиссера. Учитывая, что ранее БАРТЕНЕВ не выполнил НИ ОДНОГО своего обещания по срокам, а также то, что технические условия домашней студии однозначно не позволят уложиться в необходимые сроки, я предложила БАРТЕНЕВУ провести озвучание на московской студии «Пифагор», имеющей возможности вести работу над звуком параллельно по всем направлениям. БАРТЕНЕВ ответил категорическим отказом. Более того, он вдруг начал угрожать, что поднимет в Министерстве Культуры «космический скандал» и «любыми способами отберет» у студии «Валдай» «свою» картину, если студия не будет выполнять его условий.
21. Буквально на следующий день БАРТЕНЕВ попросил режиссеров Б.Хлебникова и А.Прошкина-младшего ходатайствовать за себя перед студией об очередной пролонгации сроков. На моей встрече с этими уважаемыми мною профессионалами была достигнута компромиссная договоренность о том, что 25 июля БАРТЕНЕВ привезет в Москву законченную версию своего монтажа и приступит к речевому озвучанию. Однако 25 июля БАРТЕНЕВ в Москву не приехал, а от встречи с исполнительным продюсером фильма Кислицыным В.В., специально приехавшим к нему в Санкт-Петербург, наотрез отказался.
22. В связи с «горящими» сроками сдачи фильма Министерству Культуры РФ и отказом БАРТЕНЕВА предоставить в срок свою версию монтажа, студией было принято решение, что работы над звуковым оформлением фильма будут производиться на основании  монтажной версии, созданной режиссером монтажа Лисовой Р.М. В соответствии со стандартным режиссерским договором БАРТЕНЕВА, продюсер имеет право на окончательный монтаж фильма, и мне пришлось этим правом воспользоваться.
23. 27 июля кинокомпания «ВАЛДАЙ» начала озвучание «продюсерской» версии кинокартины "СКРЯБИН" ("ГОЛУБИ ПРИ ПОТОКАХ ВОД") на высокопрофессиональной московской студии "Пифагор".
24. С начала августа БАРТЕНЕВ, выполняя свое обещание (вот так бы на съемках!) о «космическом скандале», начал писать жалобы в Министерство культуры, в результате чего 17 августа состоялась встреча, на которой присутствовали руководители Департамента кинематографии Министерства культуры, куратор и исполнительный продюсер фильма. БАРТЕНЕВУ в очередной раз объяснили, что сроки сдачи фильма незыблемы, и что никто - ни министр, ни кто-либо другой - не может их изменить. В итоге была достигнута договоренность, что студия сдаст в срок свою версию, а потом БАРТЕНЕВ с помощью студии доработает ее до своей, авторской. Чтобы не ущемлять авторские права БАРТЕНЕВА, я от имени киностудии «Валдай» взяла обязательство, что в прокат и на фестивали будет выпущена не студийная, а его, БАРТЕНЕВА, версия. Другими словами, участники встречи пришли к выводу, что лучше решить вопрос мирно и совместно начать работать над продвижением фильма. Причин непомерной затяжки им сроков чистового монтажа БАРТЕНЕВ объяснить не пожелал.
25. Авторскую версию фильма режиссера БАРТЕНЕВА я, однако, в работу так и не получила. Вместо этого я получила от БАРТЕНЕВА проект «мирового соглашения», по которому студия должна передать ему ВСЕ права на фильм, а также перечислить ему денежные средства в размере 3 925 282 рублей (порядка 100 000 евро) на некий расчетный счет, реквизиты которого он сообщит отдельно. Все участники недавней встречи в министерстве остались в полном недоумении, поскольку БАРТЕНЕВ, по сути, перечеркнул все достигнутые на ней договоренности.
26. К этому времени БАРТЕНЕВ, уже успел завершить чистовой монтаж фильма на основе изначального монтажа Лисовой Р.М. и, грубо нарушив все договора и действующее законодательство, а также просто вопреки здравому смыслу, публично продемонстрировал не принадлежащий ему материал фильма «Скрябин» на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу».
27. Помимо этого БАРТЕНЕВ подал в суд иск, в котором утверждает, что студии «Валдай» не принадлежат права на его сценарий и, соответственно, на фильм, а также требует еще 300 000 рублей в виде компенсации. До завершения разбирательства БАРТЕНЕВ добился от суда «ареста» кинокартины, обещая, между тем, отказаться от своего иска в случае  принятия студией всех, в первую очередь финансовых, положений своего проекта «мирового соглашения».
Министерство культуры теперь полностью осведомлено о неблаговидных действиях БАРТЕНЕВА, который все еще пытается выставить себя в средствах массовой информации в роли «обиженного художника». И слава Богу, а то бы мне просто никто не поверил. Впрочем, лучше узнав Эдгара Бартенева, я не удивлюсь, если он не остановится и на этом. Потому что сегодня он говорит или пишет одно, а завтра это обретает совершенно другие формы. БАРТЕНЕВ – талантливый человек и неплохой писатель, но кино – это особая профессия. Она требует конкретики, дисциплины и… элементарной честности.
     
С.А. Кучмаева                                                                                               19 сентября 2011г.

комментарии (1)

Эдгар Бартенев 30 ноября 2011, 13:20

Потрясающе.
Ложь на лжи.
Подобие правды лишь в одном п.23.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email