Главная / Члены киносоюза / Актуальные мнения

Опубликовать: ЖЖ

Кино и площадь.

опубликовал | 20 декабря 2011

Григорий Амнуэль | - просмотров (146) - комментариев (0) -

Кино и площадь.

       Прошло то, что власть попыталась назвать выборами – и народ, сделав свой выбор, вышел на улицу. Как ни странно, на фоне полной деградации кинопроката отечественных фильмов, что признал даже главный современный друг всех кинематографистов, хотя конечно не всех, а как всегда только избранных, можно констатировать:  кино вышло, или пытается выйти на улицу. Точнее делает  робкую попытку, причём именно как утверждает Кремль, опасность пришла из-за рубежа. На экраны Москвы, а возможно и всей России пробрались, прокрались, ВЫШЛИ – два фильма «полу-заграничных» режиссёров.  
       Александр Туши (гражданин Германии), чьи родители несколько лет назад осознали, что так дальше жить нельзя и уехали в Германию, представил свой нашумевший на Берлинском кинофестивале фильм со страшным для власти названием «Ходорковский». Известная советская режиссёр, кинодокументалист и педагог Марина Голдовская по тем же понятным причинам в основном живущая за океаном представила свою новую работу «Горький вкус свободы» - фильм об Анне Политковской.  Оба фильма получили разрешительные удостоверения для проката в РФ, и вышли хоть и не массовым тиражом, но всё-таки доступным на экранах страны. Оставим политологам право разбираться с народом на улицах, лучше им, чем как это делает власть ОМОНУ, и на страницах нашего журнала обратимся к культуре.
«Ходорковский» - то, что в Ханто-Мансийске у молодого немецкого парня, не очень хорошо говорящего по-русски, видимо в состоянии опьянения красотами русского севера, большими деньгами, которые в то время в нефтегазовом краю были видны невооружённым глазом и вопросами, которые у нас уже было не всем «модно» задавать возникла идея фильма о МБХ – это нормально. Западный подход – если есть проблема или интересный вопрос, то из него можно и нужно пытаться сделать кино. То, что таких возможностей и желаний не возникает у россиян – другой разговор. (Моя заявка на фильм о судьбе МБХ лежит не менее 5 лет без движения, а фильм «Реакция» В.Герчикова так и не нашёл своего прокатчика в РФ). Так что возникают – вот только  россиянам получить поддержку ни от каналов ТВ - диктующих моду сезона, ни от олигархов, ни тем более от Министерства культуры Авдеева – не реально. Всем страшно, у всех самоцензура – главный цензор в современной России. Вот и в фильме отказывается говорить с Александром о судьбе Ходорковского в кадре - Григорий Явлинский – яркий поступок российского политика, отказывается и решительно уходит –Анатолий Чубайс,  не удаётся дозвониться  до Владислава Суркова, молчат кремлёвские и белодомовские телефоны.  Как говорил в начале моего фильма «Люди с той стороны» Р.Н.Редлих - : « Ни та фамилия, с ней в России жить нельзя!». К счастью, пока всё-таки, что-то можно.  А.Туши вместе со своими помощниками и коллегами колесит по России. Добирается до Краснокаменска и даже берёт, очень важное интервью у Михаила Борисовича стоящего в стеклянной клетке Басманного суда. Конечно, материала не хватает, и, руководствуясь современным визуальным рядом, а Александр- человек молодой - художник ХХI века – он дополняет документальный материал – компьютерной графикой, но всё это талантливо и уместно. Однако, даже будучи по происхождению из России, не живя, не чувствуя ежедневно чем дышит страна и народ снимать фильм о России очень и очень тяжело. Вот и появляются заснеженные поля и златоглавые монастыри, в окружении нефтяных качалок. При всём этом удалось автору показать главное. Ходорковский и Путин – антиподы. Хотя оба выросли из не номенклатурной среды советского общества и для обоих отдельные социалистические заблуждения остаются и сегодня важными подход к решению проблем у них различный. Один сравнительно быстро понял, что деньги это всего лишь материал для больших свершений, другой уверовал в то, что деньги это главный механизм. Один, правда только начал путь к ментальному и моральному обновлению человека и себя в том числе, другой – уверен, советские фильмы и советская «школа» воспитали его правильно и такими должны быть все. Подчиняться и следовать к светлому будущему, указываемому сильной рукой вождя. Один пытался стать человеком, другой пытается стать богом. И ещё очень важное, но это для наблюдательного, пытливого зрителя. Живёт в благоустроенном посёлке на Рублёвском шоссе – бывший генерал КГБ, бывший депутат Государственной Думы от КПРФ А.Кандауров – отвечавший за безопасность в ЮКОСЕ, и скромно стоит в его гараже автомашина с номером Е-383 РЕ – спец-серия для депутатов – «Единая Россия – едет», кормит своего любимого бегемота, правда морковкой, а не авокадо - А.Осовцов – один из бывших руководителей «Открытой России», по прежнему работает в 5 минутах от Кремля дочь министра экономики правительства Е.Гайдара - И.Ясина - бывший руководитель «Открытой России», рассуждают о том прав или не прав был МБХ, не бросив страну. Бывшие «сильные люди» из «ближнего круга» в Лондоне, Тель-Авиве и других мировых городах, критикуют, объясняют, но если не считать истеричного крика одного сорвавшегося «менеджера» вполне благополучно и умиротворённо.  Спокойно объявляет о том, что камера приличная – верный адвокат А.Дрель – всё живёт и довольно не плохо. Даже сын Михаил Борисовича – на Нью-йоркских просторах рассуждает о правильности социалистического подхода и левом повороте, а Ходорковский и Лебедев продолжают сидеть и конца этому пути не видно. Вот такое правдивое кино о, наверное, самой безысходной истории России нулевых. И только печальный, усталый взгляд мамы, – которая устала видеть сына только в клетке возможно должен пробуждать совесть и человеческие чувства, но это, увы, вряд ли, хотя время покажет – ведь фильм будут смотреть….
Фильм об Анне Политковской – совсем другой  и выпускающий его в прокат «Крупный план» С.Клебанова презентует его тоже совсем по-другому. Без скандала, без шума, но делая профессионально очень важное дело. Компания продолжает стиль работы и Анны и Марины Голдовской – спокойный, интеллигентный, всё понимающий. В фильме «Горький вкус свободы» нет подвига, в нём есть жизнь. В нём никто не судит, кроме Путина –«… Вы же понимаете, что журналистка Политковская, имела очень ограниченное влияние на нашу жизнь и своей смертью принесла больше вреда…».
Марина Голдовская – настоящая женщина и настоящий режиссёр. Она сняла, а точнее смонтировала из снятого в разные годы благодаря дружбе с Анней материала, фильм о Человеке, о Женщине. Фильм о любящей, страдающей, думающей, переживающей. О том, как честный (не только от слова, правда, но и от слова честь) человек воле не воле приходит к позиции, к осознанию окружающего мира.  Ни призы, ни заграничный паспорт и семейный уют, а чувство нужности и самоотдачи делают жизнь человека наполненной и счастливой. Не всегда радостной, так как слишком много горя кругом, и не всегда даже ближние могут понять и разделить твой выбор, но всё равно счастливой, потому что есть осознание Свободы, и попытка сделать свободными и других. Марине Голдовской удалось даже маленькое чудо – снимая М.Горбачёва она, на мой взгляд, первая хоть на миг заставила или поймала, когда говорил человек, а не Президент, т.е. не только Марина, но и Анна своей жизнью смогла пробить твёрдую броню номенклатурного отца перестройки. Увы, не то, что удалось с Горбачёвым, не удалось с Д.Быковым и ещё рядом коллег по журналистскому цеху – её величество самоцензура и желание держать удачу за узды не позволяет говорить честно. Фильм М.Голдовской скромный и честный и видимо именно поэтому он без всяких внешних эффектов достигает результата – когда зажигается свет зал сидит молча и думает. О какой ещё лучшей оценке может мечтать автор фильма?
Вот такое кино сопровождает москвичей и россиян. Возможно, эти фильмы помогут нам,  что-то осознать и понять в жизни страны, в нашей, в своей жизни. Уверен, об этом думали оба режиссёра – так что мой совет сходите в кино и посмотрите эти фильмы сами. Уверен, скучно Вам не будет.

Г.Амнуэль
P.S.  Когда статья уже была закончена пришло важное сообщение депутат и кинорежиссёр С.Говорухин стал начальником Штаба по избранию В.Путина.    
Итак, кино является важнейшим…., скоро 100 лет крылатой фразе, но Кремль продолжает ориентироваться на неё. Доказательством служат – действия звёздного, «проблесково-маячного», рублёвско-поволжского барина - Михалкова (был, когда то такой, очень не плохой режиссёр). Многих других придворных окультуренных деятелей. Отлично это доказывает и неустанная деятельность народного избранника «единоросса», подписанта против ЮКОСА, соперника В.Шендеровча по Университетскому избирательному округу, депутата ГДФСРФ, который своею законодательной и общественной деятельностью реализовал 6 своих сценариев больших художественных фильмов (разумеется, за государственный счёт и без отрыва от основной политической деятельности*) Станислава Говорухина. Кремль разыгрывает «КИНО»! Вождь встречается регулярно с кинематографистами, обласкивает и даёт денежки, вспоминает даже метров Норштейна и Бардина (интересно фильмы их он видел?) в президенты его выдвигает кинорежиссёр, и он же логично становится начштаба. Великолепно разыгранный сценарий. Главный канал и самый богатый продюсер  отечественного кино К.Эрнст выпускает совсем случайно сейчас, не дожидаясь дня рождения и памяти (25 января), фильм «Высоцкий». Все улицы городов завешаны плакатами с лицом, безусловно, самого любимого в народе барда, который своею жизнью и смертью символизирует свободу. Его самая популярная роль – Жиглов, (режиссёр С.Говорухин). Невзначай вспомните, работает как 26 кадр, он был бы за Путина! Вы в это верите?!  Но Вам это навязывают! Вас убеждают – они выходцы из КГБ – гаранты процветания и свободы. Вы и в это готовы поверить?!  Посмотрите, какой чудесный грим в фильме Высоцкий – настоящий американский, не хуже зелёных человечков из «Аватара» - ну если мы можем это в кино, что нам стоит сделать это в жизни! Верите – тогда не стоит ходить на площади, не стоит переживать, за Вас - всё решили. Купите себе попкорн или пол-литровочку и вперёд к счастливой жизни. Да,  пожалуйста, не вспоминайте старое «С кем вы деятели культуры?»….культуры ли? Вам зритель, житель, гражданин решать какое кино смотреть, и в какое верить, и главное как жить. Ведь было такое кино «Так жить нельзя» - правда, автор от него отрёкся! – а что зритель? Это история, конец которой мы наблюдаем.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email