Какие-то пошли подвижки с Законом о кино. О нем много лет говорят, но ничего в этом направлении не делалось.
И вдруг сообщают, что Минэкономразвития намерено установить для отечественных фильмов квоту в национальном прокате: 24 процента экранного времени должна занимать отечественная кинопродукция. Предполагается, что это не только откроет нашему кино более широкую дорогу к зрителям, но и будет способствовать повышению качества российских фильмов.
Подобная практика введения квоты на отечественную кинопродукцию существует в мире еще с конца 20-х годов ХХ века и до сих пор в тех или иных формах присутствует в прокатной политике многих стран. Так, в Аргентине, где большинство киносетей принадлежит иностранным компаниям, такая государственная квота была в последний раз модифицирована в 2004 году: каждый кинотеатр должен показывать хотя бы один фильм национального производства в квартал на один экран. То есть если в мультиплексе, скажем, 10 залов, то за год он должен показать как минимум 40 отечественных фильмов. При этом строго регулируется продолжительность показа: так, отечественный фильм должен быть на экране как минимум неделю, даже если его посещаемость падает. В Испании по закону на каждые три дня демонстрации фильмов, снятых за пределами Европейского сообщества, должен приходиться как минимум один день показа европейского кино.
Особенно тщательно и продуманно разработана система квот во Франции. Введение квот здесь стало практиковаться еще в 1928-м: дистрибьюторов обязали прокатывать хотя бы один французский фильм сначала на семь, а уже через год - на каждые три иностранные ленты. На это остро отреагировала американская Ассоциация продюсеров и прокатчиков: США объявили бойкот на покупку французских картин и на продажу американских картин во Францию.
С 1932 года все иностранные фильмы могли выходить на экраны только дублированными на французский, в дальнейшем были сделаны некоторые послабления. Основанный после II Мировой войны Центр национальной кинематографии уже в 1948 году предложил соответствующий закон. Введенная тогда квота предполагала пять обязательных недель показа национальных фильмов на каждый квартал.
Но особое внимание представителей киноиндустрии многих стран привлекает опыт преференций, введенных во Франции для национального кинопроизводства. Так, в 1948 году там был введен особый налог с билетов в кинотеатрах, где идут зарубежные фильмы, - 11 процентов. Полученные суммы направляются на собственное кинопроизводство - примерно 250 миллионов евро ежегодно.
Предложения внедрить что-то подобное в России постоянно циркулируют в коридорах Союза кинематографистов России, во властных структурах РФ. Но один из авторов книги «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Жоэль Шапрон считает, что такой высокой степени результативности французская система достигла благодаря целому комплексу тщательно продуманных и великолепно взаимодействующих законов и установлений, и механически переносить этот опыт на другую почву нельзя.
Как подчеркивается в книге, французские частные телесети с момента своего появления, согласно принятому закону, были обязаны вкладывать деньги в кинопроизводство, причем законы дополняются и совершенствуются с появлением на рынке любого нового носителя видеоинформации - на него тут же появляется налог. Особенно гибко реагирует законодательство на новые возможности Интернета.
В то же время некоторые страны (например, Финляндия) никогда не прибегали к квотированию кинорепертуара.
Ситуация в России осложнена наследием СССР, где зарубежное кино проникало на экраны редко, и когда запреты были сняты, отечественное кино было буквально сметено лавиной хлынувших к нам заграничных фильмов - новых и старых. Если в СССР 60-80-х годов на экраны выходили главным образом отечественные фильмы, а доля иностранных составляла 3-4 фильма социалистического лагеря и 1-2 картины капиталистических стран в месяц, то сегодня в российском прокате почти безраздельно царствует американское кино. При этом бокс-офис пересек границу в 1 миллиард долларов, и Россия вошла в число крупнейших европейских кинорынков.
Такого прорыва не было в других странах, и поэтому российская публика сегодня существенно отличается от западной: молодое поколение прочно "подсело" на Голливуд, а старшее просто перестало ходить в кинотеатры. Вернуть интерес к отечественному кино здесь особенно сложно.
Главный, и очень серьезный аргумент противников квот: получив гарантии на показ своей продукции и лишившись свободной конкуренции, национальное кинопроизводство, как правило, резко снижает художественный уровень фильмов и начинает "гнать план" - просто чтобы заполнить квоту. В результате место американских, но профессионально качественных картин может занять отечественная халтура - что во многом и происходит в той же Франции. Вообразите, сколько "Мам", "Карлосонов" и "Любовей-морковей" может у нас расплодиться на этой дармовой манне небесной! Поэтому прав Жоэль Шапрон: перед нами проблема, где лучше сто раз отмерить, прежде чем резать по живому.
Последний Интернет-фестиваль французского кино, организованный Unifrance, показал, что пациент скорее жив, чем мертв – это правда. Но фильмы были, скажем мягко, весьма средние. На мировых фестивалях большие достижения французского кино за последние годы не замечались: “золотой век” французского кино, как и итальянского, остался в середине прошлого столетия. Но пациента нужно держать в “скорее живом” состоянии – это тоже правда: надо перетерпеть в ожидании новой волны гениев.
Последнее десятилетие показало, что некоторым российским фильмам удавалось пробиться в прокат и занять достаточно высокие места в национальном бокс-офисе даже в условиях жесткой конкуренции Голливуда. Им не нужна была фора в виде прокатных квот - правда, всегда оставался актуальным вопрос финансирования. Потому что от количества затраченных денег зависит не только техническое качество фильма, но и уровень его рекламы, которая для западных лент составляет зачастую не менее трети бюджета. Без адекватной раскрутки даже очень хорошие российские фильмы становятся неконкурентоспособными.
Поэтому начинать, возможно, стоило бы с того, что составляет главное достижение французской системы, - с введения налогов на показ иностранного кино, тех самых, что позволили французской кинематографии обратить доходность американских фильмов в свою пользу. И так шаг за шагом продвигаться к появлению в России комплексной системы защиты и поддержки национальной киноиндустрии, которую может обеспечить только глубоко продуманный Закон о кино.
Тем более, что последний год доказал: потенциальный золотой век уже, возможно, на пороге. Подрастает новое поколение кинематографистов, от которого, мне кажется, можно ждать очень хорошего кино.
("Российская газета")
комментарии (0)