Вчера в редакции "РГ" состоялась церемония открытия III Интернет-фестиваля "Дубль дв@". В его конкурсной программе - дебюты последних лет, в параллельной внеконкурсной - дебюты мастеров. В частности, будет показан первый фильм Сергея Соловьева "Егор Булычов и другие", снятый в 1971 году с Михаилом Ульяновым в главной роли. На открытии фестиваля Сергей Соловьев поделился своими мыслями о состоянии современного молодого кино.
– Мне кажется, этот фестиваль - исключительно перспективное и важное дело. Вы не представляете, как сложно преодолеть инертную махину под названием кинопрокат. Я на это дело угробил в свое время около десяти лет. Результат нулевой. Потом еще находились энтузиасты - результат минусовой.
А ведь целые поколения людей уродуют свое сознание в нынешних кинотеатрах. Поколения людей не могут воспользоваться своим конституционным правом на то, чтобы смотреть то, что они хотят, а не жрать поп-корн в темноте в зале аттракционов.
Это просто безумие! Ведь как устроен наш кинопрокат? Как женщина легкого поведения, которая должна обслужить клиента, чтобы ему понравиться, иначе он второй раз к ней не придет. Это просто какой-то амстердамский район красных фонарей, где мы беспрерывно обслуживаем зрителя и еще обещаем его обслужить в этот раз так хорошо, как в прошлый раз не обслужили.
Я всегда думал и думаю, что кино это средство общения с людьми, а не средство, чтобы им понравиться.
Для меня, например, одно из самых сильных воспоминаний это когда после фильма "Спасатель" мне мешками приходили письма. И вот в одном мешке было письмо, где одна женщина писала: я двадцать минут смотрела вашу картину "Спасатель", и во мне копилась, копилась, копилась злоба, и наконец я встала, подошла к экрану и плюнула в него. Это очень дорогое для меня воспоминание, потому что я тогда понял, что может быть и такое неравнодушие зрителя по отношению к моей картине. Я вдруг представил себе: вот я мог бы встать , подойти и плюнуть в экран? Ведь это очень сильная эмоция, и она происходит от того, что экран разговаривает с людьми, а не ставит себе задачу непременно понравиться. Во всяком случае я никогда в жизни такой задачи перед собой не ставил.
Самое сильное в культуре рождается как культура сопротивления. Все настоящее, что в ней было, всегда было связано с культурой сопротивления.
Сейчас я особенно хорошо понимаю это в связи с фестивалем дебютного кино в Ханты-Мансийске, который я возглавляю. Это началось с фильма "Россия-88". Я посмотрел его и подумал: вот уже десять лет идет этот фестиваль. И мы так привыкли, что это такой фестиваль для людей, которые будут культурно и грамотно заменять мертвых. Как бы мы все снимали-снимали, потом нас вынесли галошами вперед, и нам есть замена, которая тоже будет работать на собственные галоши. И вдруг оказывается, что за это время возникло дебютное кино просто огромного значения.
Мне дают диск, я думаю, ну, ладно, пусть полежит, я его потом как-нибудь посмотрю. Начинаю смотреть, открыл рот и не могу закрыть до самого конца. Например, фильм Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках". Это такая мощная картина! Она мощная не потому, что она приятно сделана, титры приклеены на месте, и в конце музыка хорошая играет. Ничего чудесного, ужасные муки терзают зрителя всю картину только для того, чтобы в конце возник этот странный свет, который не в конце тоннеля, а в принципе существует в нас.
Или "Шапито-шоу" Сергея Лобана. Это выдающаяся картина! Совершенно "незамызганная" картина, свежая и яркая.
Поэтому то, что происходит сейчас в дебютном кино, на мой взгляд, вселяет большие надежды.
Мы должны с предельной серьезностью отнестись к нашему дебютному кино.
Когда я снимал "Егора Булычова", мне было 25 лет, а у меня снимался сам Михаил Ульянов, которого я даже не знаю, с кем сравнить. Снимал картину Леонид Иванович Калашников - величайший оператор. Александр Тимофеевич Борисов был главным художником этой картины. Они делали просто шедевры. И я помню, что у меня не было ощущения, что я сосу чью-то кровь и болтаюсь среди мастеров. Мы вместе это делали. Картина, в общем-то, делалась на коленке, и я убежден в исключительной сомнительности термина "профессиональное кино".
На самом деле все самое прекрасное - и "Летят журавли", и фильмы Эйзенштейна - это все любительское кино. Если посмотреть величайший дебют российского кино, картину Михаила Константиновича Калатозова "Соль Сванетии", - это чистой воды любительское кино, которое ошеломляет до сих пор. Невозможно понять, как это сделано!
Поэтому я очень рассчитываю на то, что этот фестиваль, используя самые немыслимо профессиональные технологии общения, будет дарить людям счастье знакомиться с настоящими любителями русского кино, а не с теми, кто пускает запахи в кинотеатр во время просмотра, как это сейчас уже делается в 3D, в 4D и так далее.
У писателей-деревенщиков было слово "заединщики". Я хочу, чтобы возникло это чувство единения нормальных людей, которые снимают кино для нормальных людей. И пусть эти люди посмотрят это кино с помощью вашего фестиваля, а этих людей огромное количество. Поэтому, дай Бог здоровья этому фестивалю!
комментарии (3)
Леонид Павлючик 12 апреля 2012, 16:55
Смешная, блистательная, ироничная и умная речь Сергея Александровича. А фестивалю -- успеха! "РГ" и Валерий Кичин делают доброе и во всех смыслах замечательное дело. Особенно хороша задумка этого фестиваля, посвященного молодому кино. Молодых затирают и в прокате, и на премиях. Показательный пример тому -- абсолютно проигнорированный и "Золотым орлом", и "Никой" фильм "Бездельники" -- трогательный, горький, меланхоличный, нежный... Фестиваль "РГ" в меру своих сил, весьма немалых, пытается восстановить справедливость в нашем несправедливо устроенном киномире.
Валерий Кичин 14 апреля 2012, 11:58
Спасибо, Леня. Среди наших с тобой коллег так много ревности, не позволяющей им чувствовать себя сообществом и поддерживать друг друга, делая общее дело, что твоя неизменная доброжелательность особенно дорога и ценна. Мы же не фестиваль пытаемся раскрутить и сделать себе пиар, а именно кино, которое не имеет выхода к зрителям, но все коллеги дружно делают вид, что не замечают. Хотя это и есть первая задача кинокритики - помогать зрителям и кино найти и понять друг друга.
Леонид Павлючик 17 апреля 2012, 14:28
У вашего (нашего) фестиваля -- изначально благородная задача. Жаль, что наше киносообщество не понимает этого.