III Интернет-фестиваль "Российской газеты" "Дубль два", посвященный режиссерским дебютам, подошел к концу.
На этот раз гонка за зрительские симпатии была особенно драматичной. Вспыхивали настоящие войны: заклейменный на Первом канале фильм "Дом ветра" его упорные недруги обстреливали массированными очередями "колов" с одного и того же IP-адреса. В ответ следовали очереди "десяток" - правда, значительно менее интенсивные и наглые. Наши web-мастера очистили итоги голосования от этих "архитектурных излишеств", и тогда выяснилось, что именно "Дому ветра" отдали предпочтение зрители: фильм Вячеслава Златопольского набрал 9,3 балла и присоединяет к внушительной коллекции своих премий Приз зрительских симпатий нашего фестиваля.
Из почты "Дома ветра": "Фильм этот - маленький фокус сущего, слепок нынешнего бытия. Не в следовании кинематографическим заповедям и приемам, по-моему, получается настоящее кино, а в его созвучности времени, эпохе, вечным ценностям. В человечности" - Павел Марченко.
Споры о том, какой фильм наградить Призом "Российской газеты", тоже были весьма накаленными, причем у каждой стороны находились аргументы, с которыми трудно спорить. Каждая из картин конкурса по-своему примечательна, каждая - талантлива и, в отличие как от попсы, так и от самоупоенного "артхауса", заставляет подумать о важном. Но в эпицентре спора оказались два фильма.
"Иванов" по пьесе Чехова. Редчайшая в наши дни экранизация классики, выполненная на высочайшем исполнительском и режиссерском уровне.
Из почты "Иванова": "На мой взгляд, фильм максимально приближен к Чехову и вместе с тем совершенно самостоятелен как явление киноискусства" - Лидия Иванова. "Фильм напоминает, каким гениальным было русское искусство. И о том, что увидеть это вновь все еще возможно" - Фред, Канада. "Вот это и есть Чехов. Вот это и есть Художественный фильм. Художественный, пленительный, густой и прозрачный. Вот это и есть традиции отечественного кинематографа (о которых, признаться, я уже начала забывать). Какие кадры, какие лица, и кто же знал, что от "грибного", светлого дождя так может щемить сердце!" - Наталья.
Обойти такую работу призами - нелепо, с этим согласились все. Но сильное впечатление оставил и фильм молодого Андрея Зайцева "Бездельники". Вместе с "Пылью" и "Шапито-шоу" Сергея Лобана он впервые в постсоветском кино позволяет говорить о первых мощных всплесках долгожданной "новой волны": этих ребят объединяет свой, ни на что более не похожий стиль, свое, более свободное мироощущение и тот стихийный оптимизм, которого напрочь было лишено кино "нулевых". Но если после "Шапито-шоу" Лобана уже можно считать состоявшимся, признанным мастером, то "Бездельниками" автор-режиссер делает свою первую заявку в полнометражном кино.
Из почты "Бездельников": "Точные, вкусные, оригинальные, чувственные режиссерские находки и решения. Картина глубокая и живая, как юность. И в то же время "зрелая", будто снята уже мастером, опытным профессионалом, художником, четко знающим своё ремесло! И настолько владеющим им, что возникает впечатление легкости повествования, хотя сама история отнюдь не легковесна" - Дмитрий Поддубный.
"Не заметить" это предвестие перемен в нашем кино фестиваль тоже не может. Итог споров: решением нашего жюри "Иванов" награждается Специальным призом дирекции ФГБУ "Российская газета", а Приз "Российской газеты" увенчает "Бездельников".
Как отборщик фестиваля, я симпатизирую всем фильмам программы. И меня очень радует, что каждый нашел своего зрителя, который считает именно его - лучшим.
Из отзывов о фильме Сергея Лобана "Пыль": "Такой дебют стоит целой профессиональной карьеры! Это, безусловно, был выход на авансцену умного, бесконечно талантливого, озорного и смелого человека. Браво!" - Ольга Юсова.
Из почты "Воробья" Юрия Шиллера: "Простой, красивый, глубокий фильм. Великолепное исполнение, операторская работа, тонкие сюжетные эпизоды. Кажущаяся затянутость и медлительность - попытка остановить, заставить подумать, дать возможность увидеть потрясающую красоту земли нашей. Спасибо режиссеру и всей группе за такую работу" - Алла.
Из почты альманаха Сергея Мокрицкого "Четыре возраста любви": "Какая это радость, когда на свет появляется художник! Теперь понятна счастливая идея фестиваля "Дубль дв@" - передать радость рождения нового таланта более широкому кругу зрителей. После просмотра фильма "Четыре возраста любви" Сергея Мокрицкого такую радость можно было испытать" - Николай.
О "Пропавшем без вести" Анны Фенченко: "Когда в юности я сдавала макулатуру, чтобы купить книгу Кафки (что уже являлось абсурдом), я не думала, что многие явления этого абсурда смогу наблюдать в современной жизни и, в том числе, отражёнными в искусстве кино. Законопослушный гражданин случайно столкнулся с огромной бюрократической машиной - и вот он уже не продвинутый программист, а человек без квартиры. Жил в своём мире, работал, но оказалось: ни ты, ни твоя собственность тебе не принадлежат. За тебя всё решили..." - Алена.
Наконец, о "Голубке" - мелодраме Сергея Ольденбурга-Свинцова, которая открывала фестиваль, собрала 8,6 балла и по симпатиям зрителей оказалась на втором месте: "Редкое кино в наше время: не морализирует, не запугивает, не манипулирует, а оторваться от экрана невозможно. А ведь простая человеческая судьба в основе! Приятно, что есть фильмы, после которых накатывает приступ любви к жизни" - Дарья. "Сначала бегло посмотрел урывками. Стало очень интересно! Посмотрел от и до. И вот вопрос: почему это кино не идет во всех кинотеатрах?! Ведь "Голубка" несоизмеримо выше многих высокобюджетных фильмов Запада и тем более - нашего коммерческого кинематографа! У фильма есть душа!" - Олег. "Понравилось всё: режиcсёрский замысел, великолепная игра любимых актёров, операторская работа, музыка, жизнь провинциальной России! Считаю, что работа создателей этого чуда достойна самой высшей кинопремии!" - Лев Иванович.
Каждый из режиссеров получил свою долю признания нашей зрительской аудитории. Ее масштабы и "географию" мы уточняем, чтобы сообщить все подробности в последнем выпуске фестивальной хроники - в среду, после того, как во вторник в нашей редакции пройдет церемония награждения лауреатов. В этом же номере мы подведем итоги конкурса зрительских рецензий и назовем имена победителей, которых ждут ценные подарки.
комментарии (0)