Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Премьера через десятилетия

опубликовал | 24 апреля 2012

Валерий Кичин | - просмотров (98) - комментариев (1) -

На завершившемся сегодня Интернет-фестивале "Дубль дв@", кроме главного конкурса "Современные дебюты", была параллельная внеконкурсная программа "Дебюты мастеров". Идея программы - дать возможность новым зрителям уже другой страны впервые увидеть дебютные фильмы наших классиков, дать этим картинам "вторую премьеру".

Несмотря на плотность фестивальной программы (понятно, главный конкурс отвлек львиную долю аудитории из более чем 90 городов мира), каждый из этих уже давних фильмов посмотрели по несколько сотен зрителей. А если учесть, что мало кто смотрит фильм в одиночестве, то, вероятно, значительно больше.

Я надеюсь, авторам этих фильмов будет приятно прочитать некоторые из зрительских отзывов, опубликованных в форуме фестиваля.
                                     

                           Сергей Соловьев. "Егор Булычев и другие"

       -  Удивительно, что в отсутствие какой-либо видимой параллели с 70 годами ушедшего века пьеса «Егор Булычев и другие» была поставлена 27-летним дебютантом Сергеем Соловьевым с такой страстью и мастерством! Как будто режиссером двигало предощущение тех будущих времен, когда его работа станет не просто экранизацией классики, а злободневным, могущим обнажить многие острые противостояния времени, актуальным кино. Он сумел сделать акцент на тех мыслях в пьесе, которые сегодня должны были бы оказаться идентичными переживаниям нынешних предпринимателей, при условии, что они обладают душой и силой характера персонажа Михаила Ульянова. (Может, близость революции сегодня и маловероятна, но и такой поворот современных событий не следует исключать, если «рупь» и дальше будет воровать у народа с таким же размахом, как мы наблюдаем в наше время и в произведении Горького.)

Пьеса парадоксальна тем, что вопиющая несправедливость мира, где «воровство – дело законное», убожество семейных отношений, в которых теплота и любовь убиты жаждой денег, а корысть и вранье церковников отталкивают от церкви людей думающих и совестливых - являются предметом глубоких переживаний не какого-нибудь вечного искателя правды, студента-разночинца или писателя, а человека богатого и благополучного, который накануне смерти задумался о том, в чем же суть жизни. Михаил Ульянов, уже сыгравший к тому времени и Митю Карамазова, и генерала Чарноту, наполнил образ Булычева такими же темпераментом и энергией, подчеркнув общие черты в этих трех персонажах русской классики. Он всей своей страстной натурой отвергает ныне так любимый патриотически настроенным бизнесом сусальный шаблон образа русского мужика, выбившегося в большие люди, патриархального, встроенного в государственные горизонтали и вертикали, жертвующего от своих щедрот на храмы и прикармливающего клир за лояльность при отпущении грехов. Он играет самостоятельную, самодостаточную личность, которой не нужны ни царь, ни губернатор, ни поп, поскольку «каждый сам собой держится». В беседах с другими он не лукавит и не терпит чужого лукавства. И если нынешние бизнесмены посмотрели бы фильм Соловьева, они смогли бы убедиться в том, что богатство не помеха совести, свободе и правде.

Дебютировать с материалом столь сложной фактуры, где острота конфликтов практически не выливается в видимое действие, в акцию, а в основном поддерживается искусными полутонами, намеками на проблему, где лишь пару раз происходит взрыв накопившихся противоречий, а вся проблематика главным образом отражена в коротких афористичных репликах героя и его идейных противников, - уникальная творческая победа. Мы видим тончайшую, сложнейшую работу режиссера и актеров. Сергей Соловьев, которого в его современных фильмах мы привыкли считать новатором и первооткрывателем нового кинематографического языка, оригинальных сценарных ходов и непривычной актерской манеры игры, в своих экранизациях чрезвычайно бережно и трепетно относится к тексту классических произведений и часто открывает в первоисточнике такие детали, на которые его предшественники не обращали внимание. Так, в исполнении хорошего музыканта в известном произведении вдруг услышишь по-новому сыгранные темы, неожиданно расставленные акценты, после которых знакомые музыкальные фразы приобретают дополнительный, скрытый доселе смысл. При этом кинорежиссер уже в первом же своем фильме сумел на все сто использовать возможности кинематографа и обогатить ими текст, рассчитанный для театра. Документальная хроника отлично работает на идею фильма, создавая реалистичный контекст того времени, когда происходят события пьесы. Уже в первой же работе можно заметить излюбленный прием режиссера - разбивку киноповествования на главки. Впоследствии режиссер будет использовать его и в других своих фильмах.
По тому, какого уровня актеры согласились сыграть в фильме Сергея Соловьева даже в эпизодических ролях, можно судить о его мгновенном признании в среде коллег-профессионалов, где он уже в дебюте показал себя Мастером – вот так, с большой буквы. Нам же остается только наслаждаться этим неувядающим с течением времени шедевром.

                                                                 Ольга Юсова


–  Фильмы Соловьёва навсегда, на всю жизнь. Вне времени.

                                                                         Алёна

– Силища таланта!! Даже в дебюте чувствуется мощь будущего мастера. Здесь все прекрасно, даже не очень мною любимый Горький, Сергеем Соловьёвым прочитан великолепно. Спасибо огромное!! Хроникальные вставки,музыка,созвездие актеров, талант которых теперь уже подтвержден временем, держит в тонусе от первого кадра до последнего. Хочется пожелать Мастеру долгой творческой жизни в кинематографе.

                                                                             olga


– Какие могут быть рецензии на фильм столь эстетичный, столь точный! А актёры - созвездие! Они не играют - живут. С.Соловьёв - любимый режиссёр. Он всевременен. Посмотреть бы ещё его "Анну Каренину" - ну никак не удаётся!!! Стану теперь читать (перечитывать, что важнее!) Горького! Браво, Сергей Александрович!

                                                                               Людмила

                           Вадим Абдрашитов. "Репортаж с асфальта"

– Красиво все, на что смотришь с любовью. Лица людей в городе, застроенном бетонными коробками однотипных зданий, закованном в асфальт, задыхающемся от выхлопов машин, красивы и содержательны. При желании на каждом можно прочитать уникальную историю – короткую или длинную, в зависимости от возраста человека, на которого с любовью смотрит камера молодого Абдрашитова. Она выхватывает их из толпы и довольно долго (сравнительно с общим метражом фильма) наблюдает за выражением каждого лица: смена ли это настроения, мимолетная печаль, легкая усмешка или глубокая, серьезная мысль. Так подчеркивается индивидуальность любого человека и значимость его для всех остальных, пусть для режиссера он совсем незнаком, а встреча с ним мимолетна и случайна.
И вот катится каток - огромная, лязгающая, медленно надвигающаяся махина. Естественно, где асфальт, там и этот монстр, символ безжалостной урбанизации и гибели всего живого. Он утрамбует все неровности – низинки и возвышенности, а потом земля, еще недавно дышащая и подпитывающая своими соками пестрое разнообразие жизни на своей поверхности, покроется серой, непроницаемой коркой асфальта.
Вот такие же «катки» многократно на протяжении нашей истории трамбовали лучшие слои человеческой породы, чтобы не осталось на поверхности ни ума, ни таланта, ни предприимчивости, ни свободной мысли. Какое счастье, что жизнь все-таки оказывалась сильнее катка и из последних сил сберегала от полного уничтожения свои уникальные творения. Кажется, фильм Абдрашитова говорит нам, сегодняшним, что эти возможности могут оказаться не беспредельными, что под прессом индивидуальность может не выстоять и исчезнуть, что раскатывание живого до серой однообразной массы приведет к необратимым последствиям.
Что ж, может, он был и прав. Боюсь, что сегодняшние лица будут довольно сильно отличаться от тех, которыми любовался Абдрашитов в далеком 76-м году, когда пускался на свой прекрасный дебют.

                                                                          Ольга Юсова

– С огромным удовольствием посмотрела фильм. Очень люблю черно-белые фильмы и фотографии. Жаль, что сейчас их остается меньше и меньше. Есть в них какая-то собранность и цельность.
                                                                             Елена

– Спасибо!!!! За точную меру, за удивительно далёкий взгляд...

                                                                              Людмила

– СЛЕДЫ НА АСФАЛЬТЕ. Как много авторы нашли интересных лиц в толпе. Как хороша музыка..

                                                                          Галина

                        Вадим Абдрашитов. "Остановите Потапова!"

–  Благодарю за показ ранее не виденного фильма! Я вернулась в то время, когда всё ещё только начиналось: стеганый нейлоновый халат, "модный " будильник, "золотые или серебряные" шлёпки...Телефоны-автоматы, отрывные билетики в автобусе... Клетчатый плед на софе, "Кинопанорама"... И - никаких пробок! Но вот дальше - так не похоже на моё, но знакомое до боли: в школу - да, обещаем. И на кладбище. И на "Гамлета". И ведь ловко так случается всё! И вопросик воремя задаём. И в театре лучшее смотрим, сбегая на дежурство ДНД... Такой правильный и такой скользкий. Во все времена были и будут ничтожные люди. А снято восхитительно! Без длиннот и лишних деталей! Ёмко, сильно!

                                                                          Людмила

– Изумительное кино! Смотришь как саму жизнь... Столько уникальных кадров из советского быта, вроде забытых, а видишь, и все ощущения всплывают... Здорово, спасибо вам!

                                                                             Наталья

                       Вадим Абдрашитов. "Слово для защиты"

– Замечательный фильм! Прошло несколько десятилетий, а он не потерял актуальности и ,я думаю, не потеряет никогда. Чистота, любовь, честность, человеческое достоинство - вот главное, что надо сохранить, не растерять в нашей жизни. Большое спасибо!
                                                                             Елена

– По-моему, очень хороший фильм. Удивительно актуальный по содержанию, совершенно представим римейк в наше время. Почти ничего не придется переделывать. И гордость за то поколение артистов: каждый вроде до боли знаком по многим советским фильмам, но на достойном материале все раскрылись и прожили жизнь даже в нескольких эпизодах. Какой мощный дебют!

                                                                        Зрительница

– Только-только посмотрела старый фильм «Слово для защиты» В. Абдрашитова. Какими же мы были чистыми! Покинутая дорога забрасывается мусором и зарастает сорняком. Не станешь с человеком церемониться, не взрастишь нравственность. Сегодняшний лозунг «а чего с ними церемониться?» - в ходу. Вода не утолит жажды тех, кто хочет содовой воды с виски… Идейные (нелюбимое сегодня слово) посылы ленты учат любить свет солнца и всё, что он даёт человеку. Столько же здесь важных «мелочей»: отношение коллег к подсудимой; «перерост» состоявшихся однокурсников и «отсталость – осталость» одного из них (не показанного, но улавливаю – любимого героиней); «кипящая» стоградусная температура подсудимой и «нормальная» - у её любимого; любовь к другому как талант; адвокатский труд как служение («адвокаты, переживающие за своих подопечных, редко выигрывают дела. А вот какой-нибудь циник с инкрустированной палкой»…); словесная дуэль адвоката-прокурора. Через тихие-претихие диалоги авторы картины показали невероятность чувств, степень изумления перед безнравственностью другого, силу духа – перед свадьбой сесть в вагон и отчалить от благополучного берега. Чего стоит финальный диалог дочки-отца:
-Жизнь, она длинная, папа…
-Не такая уж длинная, Иринушка.

                                                                          Людмила Носкова


                                       Владимир Меньшов. "Розыгрыш"

– Я этот фильм много раз смотрела и очень люблю. Запомнила там один из эпизодов.
Две школьницы говорят между собой про третью: – А ты знаешь, наша «юродивая» не так проста, как кажется. Спускается тут с лестницы и знаешь, что напевает? – менуэт Боккерини!
В страшном сне не приснится, чтобы так (и о подобном) говорили в сегодняшней школе…
Я в 2008 году посмотрела (один раз) другой «Розыгрыш» (remake).
И, как говорится, почувствовала разницу…
Спасибо Владимиру Меньшову за фильмы, которые он снял, за роли, которые сыграл!
Ждём новых - и фильмов, и ролей!
                                                                       Алла_З


                                      Карен Шахназаров. "Добряки"

– Год назад я на первом Интернет-фестивале "Российской газеты" «болела» за абсолютный шедевр - «День полнолуния» Карена Шахназарова! Он тогда был в конкурсной программе.
А сейчас с таким удовольствием (впервые!) посмотрела его "Добряков". К концу 70-х было много фильмов про карьеристов и прохиндеев, наверное, он прошёл для меня незамеченным. Всё замечательно, всё узнаю - приметы времени, одежда, быт, а актёры - какие замечательные актёры снимались у дебютантов!
А этот образ, какой Бурков придумал (с режиссёром или без него) – с оттопыриванием нижней губы – что-то невероятное…
Спасибо.
Замечательная задумка – показать дебюты нынешних мэтров-кинематографистов.

                                                                        Алла_З

Фильм замечательный. Режиссерская работа, актеры, музыка выше всяких похвал.

                                                                         Галина


                              Николай Досталь. "Человек с аккордеоном"

– Весь фильм просмотрел на одном дыхании. Как будто крылья выросли. Мощный позитивный фильм !!! До сих пор хожу и напеваю...

                                                                                Михаил

– Очень рада была впервые посмотреть этот замечательный фильм. Я люблю наше отечественное кино , особенно старое. Оно светлое, доброе. В нем хорошие люди, оно утверждает жизнь. Браво!

                                                                               Галина

– Много чего мы услышали за последние двадцать лет и о советской власти, и о Победе. О том, что та власть загнала людей в яму, но спасла от пропасти. Или обратное. Но Человек во все времена остаётся Человеком. А человечки также остаются человечками. Уметь любить, быть преданным другому – дело архитрудное. Нужна сильная душа. Как у поэта – «Вот не вижу двадцать дней...//Пол голубой в воде, а воздух дымчат.//Послушай, друг...—//И всё о ней, о ней…». Что ж теперь жалеть: хотела полюбить, но не смогла. А он – любил, быть может, потому и выжил на войне. И быть может, потому и поёт на Дне Победы через несколько десятков лет, вызывая бурю эмоций не только у экранных героев, но и у смотрящих фильм Н. Досталя «Человек с аккордеоном», показанный внеконкурсной программой интернет-фестиваля «Дубль дв@». Чем дальше от нас 45-й, тем чаще перед днём Победы находятся те, что философствуют про реки крови, появился даже термин «победобесие»! Каково! Даже гуманитарно образованные люди вдруг начинают атаковать Победу – яростно. Ю. Мориц заметила:

Наш День Победы – не из этого окопа,
Наш День Победы очень многих дразнит.
Мы не танцуем в день убийства Риббентропа
И в день убийства Г… Победы праздник!

А Николай Досталь в теперь уже далёком 1985-м снял изумительную картину (и вовсе не о войне), а организаторы фестиваля нам её показали (поклон!). Пока есть возможность (до 23 апреля), посмотрите этот фильм. И вы будете то поднимать голову на 45 градусов, гордясь соотечественниками; то пританцовывать под восхитительное пение Золотухина (фантастический актёр!): «Одержим победу, к тебе я приеду…» или замирать от невероятной тяжести от его же раздольного: «Киньте-бросьте меня в Во-олгу-матушку, утопите вы в ней грусть-тоску…» Сколько света, сколько лучезарности в этом грустном фильме.

                                                                           Людмила

Лучшая роль Валерия Золотухина - в этом фильме!
Фильм замечательный!
Из того, что я видела у Николая Досталя, на мой взгляд - дебютная планка у режиссёра в этом фильме была настолько высоко поднята, что далеко не все его последующие фильмы дотягивали до этой высоты.
Но главное, этот фильм есть!
Спасибо.

                                                                  Алла_З

Браво!

                                                         Алёна

– О фильме слышать приходилось, но увидела впервые. Узнала только сейчас, что это дебют режиссёра Николая Досталя, фильмы которого всегда смотрю с интересом. Этот не стал исключением. Спасибо.

                                                                              Раиса

– Прекрасный фильм. Почему же раньше его не видела? А Золотухин - это что-то!

                                                                            Людмила

Отличный фильм, особенно вторая его часть. Незабываемая игра актёров.

                                                       [email protected]


                        Юрий Мамин. "Желаю вам. Провинциальная сказка".

– Когда посмотрел фильм, то поймал себя на мысли, что и здесь — получается вообще в самой первой работе Юрия Мамина — есть этот волшебный момент кино, когда тебе не кажется, что актеры играют как-то неестественно, что съемка какая-то странная, что... вообще тебе ничего здесь не кажется и не мерещится, и тебя ничего в фильме не отвлекает от его содержания. Как это получается? За счет чего? Почему кому-то это дано сразу, а кто-то идет всю жизнь к такому правильному и плавному течению фильма, где рассказана история, где все понятно, но в то же самое время интересно и не пошло? Ответов на эти вопросы я не знаю. Я знаю лишь то, что это мой режиссер. Думаю, сие для каждого из нас самое главное.

А то, что здесь присутствует момент соприкосновения людей в своей обычной жизни с мистикой, и показано, что из всего этого может выйти — это очень хорошо. Тема всегда актуальная, живая и плодотворная на всевозможные трактовки показанного/рассказанного и понимание всего этого.

                                                                            Королевич

Юрий Борисович! Посмотрела Ваш дебютный фильм. Чтобы не растекаться словами, сразу скажу: замечательно! Поняла, что главный герой фильма Вам пожелал: стать великим режиссёром. Сбылось!

                                                                                        Алёна

Великолепный фильм, странно, что мы его не видели. Обыкновенная история, возведенная в степень абсурда, дала тот самый неожиданный эффект сатиры, и всё это так свежо и современно. 10 баллов!
                       
                                                                                  Татьяна

А я желаю Юрию Мамину дальнейших успехов на кинематографическом поприще юмора и сатиры! Фильм отличный. Борис Петрович - чудо. А Юрий Мамин молодец.

                                                                                   Раиса

Замечательный фильм!

                                                                           Елена

Вот мне бы этот фильм заполучить: можно использовать как пособие - на занятиях по теме "Эпидейктическая речь" , и "Фоника", и этикетная речь, и..., и... Вот сколько тем-проблем поднято! И все - актуальнейшие! А уж про нас, сегодняшних, за 20 минут рассказано столько...

                                                                              Людмила

– Фильм Юрия Мамина «Желаю вам» нужно ввести в обязательную программу для слушателей духовных семинарий и академий. И продавать диск с фильмом во всех храмах страны. А еще показывать в концертном зале ХХС раз в неделю. (В связи с последними разборками из-за недвижимости не мешало бы и руководству РПЦ посмотреть его хотя бы одним глазком). Потому что фильм отлично иллюстрирует слова Христа: «О род лукавый и неверный, знамений требуете и чудес!»
Верующие и неверующие, бедные и богатые – все чего-нибудь хотят получить. Желательно – каким-нибудь чудесным, беззатратным способом. Вот в буквальном смысле чуда и требует толпа в фильме, скандируя, как на стадионе: «Чу-да! Чу-да!» При многократном повторении уже слышится: «Да-чу! Да-чу!» Дача как предел мечтания той, советской толпы, как материализованное чудо, легко в наши дни меняется на: «Мер-се-дес! Дво-рец! Си-не-ку-ру!» На что угодно, лишь бы свалилось с небес.
В страстном желании получить предмет вожделения - чудо (дачу) - верующие люди молятся к святым, к иконам, к мощам, к подвижникам, ездят по храмам и монастырям. А неверующие с теми же просьбами обращаются к экстрасенсам, к медиумам, к строителям пирамид и создателям лотерей. Впрочем, герой фильма не ловкач. Он и сам не знал за собой способности исполнять чужие желания. Этакий аналог православного святого, юродивого. Он просто желал – сначала добра, а потом, когда его, юродивого, обидели, пожелал зарезать… Ой-ой, это из другой оперы. Одним словом, когда его обидели, он стал желать людям зла и желания почему-то стали исполняться. Вот тем, которые хотели дачу, он пожелал провалиться сквозь землю – и они провалились. Даже священник, хотевший было примазаться к чуду и записать его в актив своей организации, струхнул и ретировался.
Это было бы смешно, между прочим, если бы не было грустно. Если бы мы повсеместно не видели отношения к Христу как иллюзионисту, исполняющему несложные задачки публики. Если бы церковь проповедовала чудо человеческой любви, а не лживые чудеса мгновенных исцелений - водой, прорубями, обрядами. Если бы не было известно всякому, как легко заставить человека действовать по велению страха (сгореть, провалиться сквозь землю, свалиться с лестницы, как в фильме Мамина), а не по велению сердца или совести.
Философский фильм. Религиозный. Снятый в советское атеистическое и далекое от материального изобилия время, актуален сегодня даже больше, чем тогда. Оказывается, во все времена нам мало того, что у нас есть. Встретится нам сам Христос – и Его мы схватим за грудки и потребуем: «Дай! Дай! Чу-да! Да-чу!»

                                                                                О.Ю.

Замечательный фильм!
По стилистике немного напоминает работы Киры Муратовой.

                                                                                  Алла

Странно, но никогда не видела этот фильм ранее! Очень понравился. Удивительно современен по своей идее! Только комедия ныне превратилась в фарс. Да и главный герой весьма порядочен, простодушен, добр по натуре.. А нынешние идолы, выдвинутые толпой на роль кумиров, откровенно корыстны (в том числе и священники, хотя и в фильме образ батюшки весьма неприятен...). Актер играет великолепно!!! Спасибо!

                                                                                   ТМГ


                                    Юрий Мамин. "Праздник Нептуна"

– Спасибо за возможность увидеть этот неожиданный фильм. Смешно, остроумно, и, хотя это и пародия на наше прошлое, "отсель уж не грозим мы шведу..." К сожалению. Энтузиазм иссяк. Купель по-советски вряд ли возможно заменить на царскую или какую другую...

                                                                      Татьяна

Совсем никак не успеваю посмотреть внеконкурсную программу завершающегося «Дубль Дв@», но хотя бы один фильм я застал. Но зато какой фильм! Дебют Юрия Мамина, так полюбившегося мне еще с первого нашего фестиваля, где его замечательный фильм «Не думай про белых обезьян» одержал более чем заслуженную победу (если я ничего не путаю, конечно). Так что вопроса «что посмотреть первым из внеконкурса?» для меня не было – я сразу кликнул на файл «Праздник Нептуна». И… какое это чудо, Честное Королевское! Вот это дебют, вот это я понимаю.
Здесь хорошо и даже замечательно все – начиная от сценария, самой идеи, подбора актеров, реализации всего этого в целом, и заканчивая определением хронометража (дебют, особенно такой хулиганский, лучше всего умещать в час, а то и меньше, дабы не наскучить; хотя, вот исключением из этого правила явился «Иванов», где все было выверено абсолютно правильно).
Но кроме всего этого, лично для меня этот фильм пришелся ох как вовремя – ведь я с недавних пор работаю в школе педагогом-организатором. И подобное дело – организация праздника, такого внезапного, сумасшедшего, преодолевая кучу трудностей, нежелание участников, погодные условия и прочая и прочая – в моем случае это чертовски актуальное дело. А фильм сей есть ни что иное, кроме как «настольная книга» для всех горе-организаторов. Именно так и свершаются безумия, которые волею судьбы способны распахнуть душу русского человека и уж тогда попробуй его удержи!
Так что «Праздник Нептуна» - это что-то такое гоголевское середины 80-х гг. XX века, не иначе!
Зато вот в конкурсной программе ничего подобного, к сожалению, не было. Я имею в виду, чтобы фильм был про нас, про сейчас, такой же легкий, веселый, с невероятным сюжетом, но с такой глубиной, что и «дна не видно». Чтобы после просмотра можно было сесть да подумать очень много о чем. Здесь есть что обсуждать, куда копать, куда нырять и плавать, плавать, плавать!
Юрию Мамину Большое Королевское Спасибо за этот первый его славный фильм!

                                                                                  Королевич

Велик наш народ. Любую показушность начальников может превратить в праздник. Господин Мамин, мы ждём Ваших фильмов, и Вы всегда оправдываете наши надежды!

                                                                                     Алёна

                                 



комментарии (1)

Александр Зиновьев 06 мая 2012, 04:55

До слёз!
Да, были фильмы в НАШЕ время!
Не то, что нынешнее племя, способны были поднимать, надежду даровать и стремя для той надёжности в седле, когда страна моя родная летела по земле.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email