Только что получил сообщение, что фестиваль “Другое кино” в московском кинотеатре “35 мм” 18 июня в 19 часов открывается фильмом, награжденным в Канне Золотой пальмовой ветвью, – “Любовь “Михаэля Ханеке. Пропустить эту картину нельзя.
Смотреть ее нелегко, Ханеке любит шокировать почти непереносимыми сценами, в данном случае на грани физиологического натурализма. Перед нами процесс умирания героини. Двое прожили вместе огромную и, вероятно, счастливую жизнь, и даже сама любовь их переплавилась в нечто иное – они теперь как две половины одного существа. Поэтому в поведении героя Трентиньяна нет жертвенности – просто он уже не разделяет свою жизни и жизнь любимой женщины. И если умрет она – умрет и он.
Это фильм о таком высоком чувстве, о каком иначе рассказать невозможно. И чем больше я думаю об этой картине, тем больше она саднит душу. Потрясающие роли Жан-Поля Трентиньяна и Эммануэль Рива, которые не получили призов за лучшие актерские работы только потому, что жюри решило дать фильму главную премию фестиваля. Мол, не всё же сразу!
Кроме “Любви”, на фестивале будет фильм, получивший Золотого медведя” в Берлине, – “Цезарь должен умереть” братьев Тавиани (каждому из братьев за 80 лет).
Это документальная драма. Увидев какой-то спектакль в тюремном театре, братья попросили коллегу поставить с заключенными "Юлия Цезаря". И зафиксировали на пленке весь процесс - от кастинга, где каждый должен рассказать о себе сначала жалостливо, а потом как бы впав в свирепость, до репетиций, где шекспировские тексты все говорят на родных диалектах. Обнаруживается связь между коллизиями пьесы и судьбами "актеров", одно начинает причудливо - трагически или комически - оттенять другое, и, сыграв премьеру, заключенные возвращаются в камеры чуть другими: искусство обратило их глаза зрачками в душу.
Я не могу назвать фильм режиссерским шедевром: всю работу выполнили артистичные итальянские характеры и театральный режиссер Фабио Кавалли, который на наших глазах делает из вчерашних мафиози шекспировских актеров. Тавиани осталось наблюдать и отбирать. Но они гениально создали "условия игры", увидели и использовали ее возможности, забытые со времен неореализма. Без декораций, в аскезе тюремных дворов разворачивается шекспировский клубок современных судеб, нравов и страстей. Этот фильм на фестивале будет показан 20 июня в 19.30
Кроме того, можно посмотреть “Ты и я” Бернардо Бертолуччи из программы гала-показов Каннского фестиваля (24 июня в 19.00), “Звери дикого юга” из побочной программы Каннского фестиваля – фильм, за который дебютант Бен Зайтлин получил Гран-при жюри на фестивале в Сандэнсе и “Золотую камеру” в Канне (23 июня, 19.00), и фильм Абеля Феррары “4.44. Последний день на Земле”, ничего не получивший в Венеции (22 июня, 19.00).
Программы фестиваля пройдут также в Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Новосибирске, Белгороде, Нижнем Новгороде и Воронеже.
комментарии (0)