Триумфом телемуви завершился в Сочи 23 Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Жюри, членами которого были только режиссеры с режиссером и педагогом Владимиром Хотиненко во главе, лучшим фильмом конкурсной программы признали «Я буду рядом» режиссера Павла Руминова.
Нынешнее Гран при «Кинотавра» поставило эффектный восклицательный знак всей национальной киноиндустрии. Программный директор фестиваля Ситора Алиева, пригласив в конкурс несколько «телемувиков» стремилась показать довлеющее влияние телеканалов на содержание и форму игрового кино. Решение жюри такой отбор одобрило. И это повод задуматься всем остальным, кто работает в большой киноиндустрии и по старинке полагает, что есть разница между телефильмом и фильмом для большого экрана.
Сегодня на «малом экране» актуальны бесконечные выяснения отношений, порочные (но не нарушающие этические границы) связи, легкие грехи и чистосердечное раскаяние. Еще теленачальники приветствуют «мувики», в которых главная героиня женщина, ожидающая «большого счастья». Как правило, это счастье в лице Александра Балуева или Евгения Сидихина обязательно постучится в дверь… Актуальны маленькие, но выворачивающие душу истории на латиноамериканский лад.
А уж работа над сериалом «Я буду рядом» сама похожа на сценарий для другого фильма. Три продюсерские компании (Enjoy movies, ТПО «Рок» и Квартал 95 из Киева) почему-то решили поэкспериментировать с собственным продуктом. Они «отрезали» серии с воскрешением героини, предложив фестивальной публике порыдать над ее смертью. Очевидно, жюри рыдало со всем залом и не знало о креативе с возвращением героини и ее дальнейшей борьбе за сына…
Приз за режиссуру получил Василий Сигарев за фильм «Жить», лучшим оператором, снявший «Жить» - Алишер Хамидходжаев.
Могу предположить, что это вполне компромиссный вариант споров – так жюри решило поддержать творческий порыв Сигарева, снявшего второй фильм и вновь в стилистике мрачного и беспросветного высказывания (напомню, за свой радикальный дебютный фильм «Волчок» режиссер уже получал главные призы «Кинотавра» в 2009 году).
Специальный диплом жюри «За невыносимую легкость бытия» жюри присудило актрисе Виктории Шевцовой, из остроумного эксперимента Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя не люблю». И это было единственное решение, которое на вечеринке закрытия ни кем не оспаривалось.
Приз в категории «лучшая женская роль» предсказуемо и на радость многих жюри присудило Анне Михалковой и Яне Трояновой. Я уверена, что «Кинотавр» лишь начал триумфальный премиальный путь двух, действительно, талантливейших актрис.
С мужскими ролями в программе «Кинотавра» было не густо, но будь я на месте жюри, приз присудила бы Анатолию Коту из фильма Сергея Мокрицкого «День учителя», сыгравшего своеобразную вариацию «человека в футляре» 21 века. Смелый актер не побоялся быть неприятным, но, как часто случается и с профессионалами – на «Кинотавре» не все смогли отделить актерскую работу и персонажа от личности актера. Все еще популярна у нас трактовка – раз играет хорошо противного, то и сам такой. Словно, сэр Энтони Хопкинс каждый вечер «человечинку» употреблял, раз так проникновенно играл Ганнибала Лектора. Но жюри отдало предпочтение Азамату Нигманову из фильма «Конвой». В этой же картине жюри услышало и музыку Александра Маноцкова.
Приз за лучший дебют получил фильм «Дочь», режиссеров Александр Касаткин, Наталья Назарова, которая будучи сценаристкой попробовала себя в режиссуре.
Приз за лучший сценарий достался Михаилу Сегалу за альманах «Рассказы». Прогнозисты, уверенные в том, что фильм будет признан лучшим - спор проиграли. Надеюсь, что господина Сегала слегка утешит и диплом Гильдии кинокритиков России. С преимуществом в три голоса аккредитованные члены Гильдии отдали предпочтение фильму Василия Сигарева «Жить».
«Кинотавр» обозначил две крайности современного российского кино – сумрак жизни и фестивальная дорога и обильные слезы в ожидании счастья. Думаю, что зрительские предпочтения гораздо шире.
И еще в призах появилась новая тенденция: приз за сценарий получил не сценарист, а приз за лучший фильм не режиссер.
И потому мне жаль, что жюри не нашло ни одного доброго приза для мастера российского кино Александра Прошкина, снявшего по повести Фридриха Горенштейна «Искупление».
Автор: Вита Рамм ПрофиСинема
комментарии (0)