Режиссер Андрей Прошкин совершил род творческого подвига, решив взяться за фильм из русской истории XIV века и автоматически вызвав на себя огонь любителей сличать художественное творчество с учебником. Правда, любителям сличать будет трудно: исторических свидетельств почти не сохранилось, визуальных материалов - тем более. Как выглядела Русь, как выглядела столица Золотой Орды Сарай-Бату? Как люди одевались, в чем жили, как ели, чем развлекались? Легче сделать кино из жизни пещерного века: нужны несколько шкур и километры нетронутой натуры, а сличать придется только с детской “Повестью о доисторическом мальчике”. Авторам “Орды” надо было создать целый человеческий мир с нуля - примерно как Камерону надо было придумать и до деталей продумать свою Пандору.
Прошкин и его команда это сделали так убедительно, словно только что вернулись из турпоездки в Сарай-Бату. Они сложили этот мир из немногих литературных источников, многочисленных позднейших наслоений в литературе, живописи и кино, а также из собственной интуиции. Сцены живописных утех хана жутся столь же достоверными и зловещими, как цветовые эпизоды с пляской опричников у Эйзенштейна. Вообще, именно Эйзенштейна я бы назвал одним из первых и главных источников "Орды", она наследует его пониманию прошлого как повода исследовать загадки настоящего.
Полностью читайте здесь:
комментарии (0)