"Красота - это страшная сила" - сказала героиня Раневской, примерив нечто подобное тому сооружению, в каком является призрак усопшей Риты ее закадычной подруге. Нечто склеено из дымящихся сигарет и входит в коллекцию удивительных вещей, которыми балуются вечно дымящиеся женщины фильма Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты". Фильм густо окутан облаками духов и табачного дыма и выражает пристрастие автора к такому типу красоты - красоты страшной предсмертной силы.
Появление в главном конкурсе "Последней сказки Риты" окончательно выявило особенность этапа, который переживает многострадальный Московский фестиваль: от собирания феноменов он перешел к коллекционированию курьезов. И это, по большому счету, акт отчаяния.
Феномен может быть провальным, но в нем - тенденция, зарождающаяся или умирающая. И он интересен как ее выразитель, как прогноз или предупреждение. Курьез - на порядок мельче. Он случаен, как прыщ, и ставит жюри в комически безвыходное положение.
Впрочем, можно и прыщ считать предупреждением о недуге. Этим и займемся.
Ждать от Ренаты Литвиновой чего-то другого глупо: на этом поле чудес не бывает. В центре, конечно, она сама в роли ангела Смерти. Ангелы, разумеется, рангом пониже Богинь, зато позволяют развернуть сцену дефиле в диадеме из черных гусиных перьев посреди общей разрухи - социальной, моральной и архитектурной. Миссия ангела - сделать уход на тот свет максимально комфортным. Ангел принимает обличье врачихи облезлой земной больницы, служит в морге и снабжает умирающих шампанским. Он опекает увядающую Маргариту Готье, и это имя намекает нам, что ангел если не читал Дюма, то смотрел фильм Муратовой со своим участием. В черном Volvo ангел проникает сквозь стены точно так же спецэффектно, как пешком проникала в зазеркалье Смерть в фильме "Орфей", - это сигнализирует, что автор знаком и с творчеством Кокто. Оттуда же и мистическое радио, вещающее нечто смертельное. Ангел приспособил его для актуальной темы разрушения Москвы, и радио левитанистым голосом Литвиновой перечисляет снесенные приметы московской старины. То, что даже у Кокто смотрелось картонным театром, стало смахивать на детскую веселую кунсткамеру.
Фильм обладает замечательным талантом все сущее превращать в Ренату Литвинову. Абсолютно все актрисы неотличимы от нее и в гриме, и в повадке, и в способе разговаривать. Когда она играет в "замри - отомри" с хорьком, подозреваешь, что и хорек, с хрустом выгрызающий из бокала шампанское, тоже сыгран Ренатой Литвиновой. Сама эта больница с ее изысканной разрухой и дымящимися врачами - не более чем аксессуар в мерцающем прикиде главной и единственной героини фильма.
Полностью рецензия здесь:
комментарии (0)