Томаш Стейскал
Трудно быть Богом? Алексей Герман знает
Я люблю упрямых режиссеров. Алексей Герман относится к этой «категории». За 45 лет творческой карьеры он завершает только шестую картину «Трудно быть богом» - версию ставшего классикой романа братьев Стругацких. В этом году одноименный документальный фильм о съемках картины был представлен на фестивале в Карловых Варах в секции документального кино. Поскольку за этим фильмом стоит одна из самых интересных персон современного российского документального кино - Павел Костомаров - то от такого «тандема» (Герман и Костомаров), я ожидал многого.
Костомаров считается выдающимся российским кинооператором и режиссером. Над своими документальными фильмами, за исключением эксперимента «Я тебя люблю», он работал вместе со швейцарским режиссером Антуаном Каттином (Antoine Cattin). Оригинальность формы в их фильмах соединяется с фиксацией настроений в российском обществе. И хотя «Трудно быть богом» - первый проект, который в большей степени был в руках Каттина, это - опять самостоятельное произведение, которое является чем угодно, только не просто фильмом о фильме.
В начальных кадрах сообщается, что "Трудно быть богом" - давний кинопроект Германа, который надолго затормозило советское вторжение в Чехословакию. Таким образом, фильм, съемки которого все еще продолжаются, имеет уже почти 50-летнюю историю. Но и без учета этой паузы картина создавалась более 10-ти лет. Каттин и Костомаров несколько лет наблюдали за работой съемочной группы Германа. В титрах иронично отмечено, что съемки Германа в Чехии были вторым русским вторжением. Но характер фильма, как и свидетели из Клатовской области, говорят о том, что преувеличение здесь только частичное.
Территория вокруг замка Швигов была заполнена русскими киношниками, а подземелье замка – тоннами песка. Говорят, смотритель замка до сих пор вспоминает, как наблюдал за роившимися группами пьяных русских и изуродованных детей (создатели фильма привезли их на съемки) и недоумевал о том, что, собственно, происходит.
Документальный фильм, по сути, состоит из трех типов сцен. Это показ того, как Герман ведет себя на работе; черно-белые кадры, сделанные камерами самого Германа, под звуки зачитываемых пассажей из произведения братьев Стругацких; и интервью Германа. На основании отлично подобранного материала, который отбирался в соответствии с правилом, что в каждом кадре должна чувствоваться энергия, картина представляет собой уникальный взгляд на творческие методы выдающегося режиссера, исповедь о сути режиссерской работы (которую точно выражает название «Трудно быть Богом»), а также заметки о русском менталитете, российском обществе и о политических настроениях.
Герман вместе со своей женой, автором сценария, терроризируют актеров и съемочную группу, отчасти - по делу, потому что половина из них - вечно пьяные, отчасти просто потому, что никто не может соответствовать максималистским запросам авторов. К тому же сам режиссер – человек настроения. Он, например, может разозлиться, собраться утром и, не сказав ни слова, улететь в Петербург. Невероятно напряженная атмосфера в закрытых темницах подземелья замка, хаос и вечные ссоры, споры и крик дают хорошее представление об атмосфере самого фильма: мрачная картина жизни на другой планете, фаза развития которой сравнима с Европой XIII века.
Эта политическая аллегория о наступлении тоталитаризма созвучна настроениям современного российского общества, как его рисует сам Герман. Движение к тоталитаризму, по его словам, сегодня не грозит Западной Европе, но в России это может стать реальной проблемой. В свете демократических воззрений режиссера интересно наблюдать за его подходом к работе: он демонстрирует те же притязания на власть, что и политики, которых он критикует.
InoСМИ.ру
комментарии (0)