Режиссер и журналист Крис Маркер скончался в Париже
31 июля 2012
В Париже 29 июля умер известный французский режиссер и журналист Крис Маркер /Chris Marker, автор документальных фильмов об Андрее Тарковском, Александре Медведкине и Акире Куросаве.
Лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей, обладатель премии «Сезар» скончался в день своего рождения — 29 июля ему исполнился 91 год.
«Любознательный ум, неутомимый режиссер, поэт, любитель кошек, постановщик, загадочный персонаж, огромный талант - все осиротели без Криса Маркера», - написал на своей странице в социальной сети Twitter президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб /Gilles Jacob.
Лауреат Берлинского и Венецианского кинофестивалей, обладатель премии Сезар, Крис Маркер (настоящее имя - Кристиан-Франсуа Буш-Вильнев /Christian François Bouche-Villeneuve) родился в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Автор уникальных по экспрессии документальных фильмов начал свой путь как писатель и редактор. Его работы выставлялись в Галерее Питера Блюма в Нью-Йорке, Центре искусств Уолкера в Миннеаполисе, Центре современного искусства МоMA PS1, парижском Центре Жоржа Помпиду и Национальной галерее Jeu de Paume.
Широкой публике он в основном известен по своей короткометражке «Взлетная полоса» /La Jetée, оказавшей серьезное влияние на мировую кинофантастику.
По собственному признанию, родился режиссер в Улан-Баторе (по другим данным, в Бельвилле). В юности изучал философию в Парижском университете. Во время Второй мировой был участником партизанского отряда. Позднее Маркер занимается журналистикой и фотографией (одно время он был в числе авторов выдающегося французского издания Cahiers du cinema). Именно фотография станет одной из главных страстей будущего постановщика.
Свой путь в кино Маркер начинал с документальных короткометражек, а позже ассистировал классику французской новой волны Алену Рене, с которым познакомился еще в первой половине 1950-х. А сам Ален Рене называл его «прототипом человека XXI века». Его первый документальный фильм назывался Olympia 52 и был посвящен Олимпийским играх в Хельсинки.
В 1960-м постановщик получает главный приз Берлинского фестиваля в документальной номинации за свою картину «Описание битвы» /Lettre de Sibérie (1957). Два года спустя выходит, пожалуй, наиболее значимая работа режиссера, где он соединил страсть к фотографии с кинематографическим повествованием, - картина Взлетная полоса, оказавшая серьезное влияние на мировую кинофантастику. Это научно-фантастический фотороман. Перед зрителем плавно развертывается сложносочиненная история о будущем человечества, пребывающего в постапокалиптическом состоянии. Главный герой возвращается в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу.
Именно «Взлетная полоса» официально стала основой для одной из самых популярных картин Терри Гиллиама «12 обезьян». Впрочем, британский постановщик признался, что оригинал не смотрел. Сценарий ремейка писали Дэвид Уэбб Пиплз и Джанет Пиплз. Своей эстетикой короткометражка оказала сильнейшее влияние на такие картины, как «Последняя битва» Люка Бессона и «Красные очки» Мамору Осии.
В дальнейшем у Маркера еще появляются весомые творческие победы. Например, фильмы «Без солнца» /Sans soleil и Junkopia, завоевавшие ряд престижных наград.
Одной из его последних работ стала документальная лента 2000 года Один день из жизни Андрея Арсеньевича, посвященная Андрею Тарковскому.
Крис Маркер работал с Ивом Монтаном, Акирой Курасавой, Александром Медведкиным, Хорхе Семпруном, Аленом Рене. Несмотря на преклонный возраст, Маркер освоил новые технологии и делал фильмы для Youtube под псевдонимом Козински, а также играл в виртуальном мире Second Life под ником Сергей Мурасаки (Sergei Murasaki).
По материалам РИА-Новости, Вечерние вести, Кинопоиск.ру
комментарии (0)