Последней сенсацией киножизни стал рейтинг лучших фильмов всех времен и народов, который раз в десятилетие проводит британский журнал Sight & Sound. Впервые за полвека традиционный лидер – фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» уступил место триллеру Альфреда Хичкока «Головокружение», который и возглавил список фаворитов британской критики. Ему в ближайшие десять лет и будет принадлежать статус величайшей картины киноистории.
Десятка лидеров, по версии кинокритиков, теперь выглядит так: ведет ее «Головокружение», за ним следуют «Гражданин Кейн», «Токийская история» Ясудзиро Одзу, «Правила игры» (1939) Жана Ренуара, «Восход солнца» (1927) Фридриха Вильгельма Мурнау, «2001: космическая одиссея» (1968) Стэнли Кубрика, «Искатели» (1956) Джона Форда, «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова, «Страсти Жанны д’Арк» (1927) Карла Теодора Дрейера, «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини.
А вот британские режиссеры поставили на первое место «Токийскую историю» японца Ясудзиро Одзу, отодвинув «Головокружение» на восьмое место. В десятку лучших картин, по их версии, вошли также (по мере убывания голосов) «2001: космическая одиссея», «Гражданин Кейн», «Восемь с половиной», «Таксист» (1980) Мартина Скорсезе, «Апокалипсис сегодня» (1979) Фрэнсиса Форда Копполы, «Крестный отец» (1972) того же Копполы, «Головокружение», «Зеркало» (1974) Андрея Тарковского и «Похитители велосипедов» (1948) Витторио Де Сика.
Комментировать эти сдвиги – то же самое, что искать закономерности в броуновском движении. Отметим только, что из великолепной десятки впервые вылетел «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна», бороздивший эти воды в течение многих десятилетий. Зато в нее – опять же впервые - попал документальный фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Увеличилось число немых лент – возможно, в связи с тем, что в силу новейшей моды показывать их с «живой» музыкой, устраивая из таких премьер пышные шоу, критики, наконец, посмотрели кое-что из немой классики.
Чем великолепный фильм «Головокружение» вдруг оказался лучше не менее великолепного «Гражданина Кейна», а также чем они оба лучше, скажем, гениальных «Новых времен» Чаплина, вообще не попавшего ни в какие рейтинги – объяснить невозможно.
Вероятно, искать объяснение и не нужно. Потому что единственная ценность таких рейтингов – в их способности на миг привлечь к забытым фильмам общественное внимание. И, возможно, теперь кто-то из новых поколений синеманов впервые откроет для себя гений Дзиги Вертова и узнает о существовании Ясудзиро Одзу. Но фильмы, несомненно, не лошади, их жизнь в киноистории – не скачки. «Восемь с половиной» Феллини – картина, открывшая новую эру в развитии киноискусства – ни в коем случае не менее художественно ценна, чем все творчество Альфреда Хичкока, из которого почему-то выбрано именно «Головокружение».
Это – рулетка. Разумеется, в своем вращении она сразу отбрасывает все малозначительное, оставляя в поле зрения действительно высокое искусство и уникальное мастерство. Но считать ее сколько-нибудь точным «оценщиком» того, что бесценно, не стоит. И хотя в ее кручении участвуют ведущие мировые специалисты по кинематографу, она немногим более объективна, чем результаты тех опросов зрителей о пяти наиболее ценных фильмах, которые сейчас проводит "Российская газета".
Критики и режиссеры, участвующие в опросах Sight & Sound, - не более чем люди, и они вспоминают только то, что видели и помнят. Кроме того, судя по результатам пула, это люди в серьезном возрасте: они в упор не видят картин, созданных в последние двадцать-тридцать лет.
И здесь серьезным утешением нам может служить тот факт, что кинокритики США на первое место среди зарубежных фильмов американского проката за последние три месяца поставили драму Андрея Звягинцева «Елена». Рулетка закрутилась в ином направлении.
Но и это только миг между прошлым и будущим…
комментарии (1)
Александр Зиновьев 06 августа 2012, 04:35
В общем... естественно рулетка!
Это же не прыжки в длину, где чуть заступил и хоть на 50 метров лети - ты не победитель!