Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Коммуналка в доме Гоголя

опубликовал | 14 августа 2012

Леонид Павлючик | - просмотров (109) - комментариев (5) -

Новый театральный сезон еще толком не начался, а громкий театральный скандал уже грянул. Не успел худрук театра имени Гоголя Сергей Яшин на сборе труппы озвучить планы на ближайшее будущее, как буквально назавтра был отправлен в отставку руководителем департамента культуры Москвы Сергеем Капковым. А на место Яшина в тот же день и час был назначен популярный в театральных кругах режиссер Кирилл Серебренников.
Разумеется, департамент имеет право на те или иные кадровые перестановки, но чем была вызвана столь неуместная спонтанность, почему это радикальное решение, если оно давно назрело, нельзя было осуществить в конце минувшего сезона, или грядущей осенью, или с нового года, -- так и осталось непонятным. Тем более, что Серебренников в эти дни отбывает по творческим делам в Германию, и вернется в Москву только в октябре, когда и намеревается обнародовать свою программу по выводу театра из кризиса. А до этого «обезглавленный» театр должен в плановом порядке играть заявленные в афише спектакли…
Не стану скрывать: вялотекущий кризис в театре Гоголя имеет место. Это не самая посещаемая театральная площадка в Москве. По итогам прошлого года зал на 700 мест заполнялся в среднем на треть. Здесь давно не было спектаклей, которые становились событием московской сцены, участвовали в престижных фестивалях, претендовали на театральные премии. Все это так. Но, во-первых, из 88 московских театров «событийные» спектакли, на которые ломятся зрители и которыми восторгаются критики, поставляет от силы пяток, ну десяток коллективов. И средне-добротный, профессионально-крепкий театр Гоголя в этом смысле ничем не хуже, скажем, театра Сатиры, МХАТа имени Горького и еще десятков других театров, которым, кстати, куда больше повезло с местом дислокации – они не находятся на задворках Курского вокзала, как театр имени Гоголя.
А во-вторых, по-настоящему продуманное кадровое решение должно иметь целью улучшение театра, его репертуарной политики, всей его жизнедеятельности, а не коренную ломку театрального организма «до основанья». Но именно такая судьба, похоже, и ждет театр имени Гоголя, коллектив которого был подвергнут лихой кавалерийской атаке.
Как можно понять по отрывочным репликам Кирилла Серебренникова в печати, он не намерен строить репертуарный театр, а собирается превратить доставшуюся ему сцену в экспериментальную площадку по типу так называемых резиденций. То есть, под одной продюсерской крышей здесь на равных правах будут сосуществовать несколько независимых компаний: «Седьмая студия» самого Серебренникова, компания Владимира Панкова «Саундрама» и костромская (?) компания современного танца «Диалог-данс». Не исключены и зарубежные театральные компании.
Другими словами, театр-дом, каким в России традиционно был репертуарный театр, планируется, по образному выражению моего уважаемого коллеги Валерия Кичина, переоборудовать в коммунальную квартиру. Но чем тогда новый театр будет отличаться от заурядного концертного зала, для многих пока непонятно.
Это оказалось непонятно и актерам театра имени Гоголя, которые написали письмо на имя президента России с требованием пересмотреть принятое кадровое решение. И добавили,  что с Кириллом Серебренниковым, который, по их мнению, осуществил рейдерский захват театра и который в своем творчестве якобы оскверняет принципы Станиславского, работать не хотят и не будут. Серебренников ответил актерам примерно такой же любезностью, обозвав театр заплесневелым и затхлым, в котором пахнет борщом.
Для меня во всей этой истории очевидно: Сергей Яшин при всех его былых заслугах (народный артист, профессор, лауреат премии имени Москвы) больше театр возглавлять не может. Но и яркий режиссер-новатор Кирилл Серебренников, театральные и, особенно, кинематографические работы которого («Изображая жертву», «Юрьев день») я очень ценю, как мне кажется, не имеет права строить свое будущее на обломках не им созданного театра, на драме коллектива. Если он считает иначе, то Гоголь, стоявший у истоков русского репертуарного театра, ему судья.
(с некоторыми нюансами опубликовано в "Труде")
http://www.trud.ru/article/14-08-2012/1280313_leonid_pavljuchik_kommunalka_v_dome_gogolja.html

комментарии (5)

Михаил Липскеров 14 августа 2012, 12:48

Значит, так. Как мне кажется, от театра Гоголя останется только название. Начиная со времен Театра Транспорта, это было самое убогое театральное заведение страны.  В Москве и без него выше крыши репертуарных театров. А театр для масштабных экспериментов необходим. Район Курского вокзала превращается в кластер современного искусства. В нем сосредоточено большое количество галерей, культурных центров, в одном из которых, Винзаводе, недавно видел потрясающий спектакль Серебрянникова "Сон в летнюю ночь". А театрам свойственно умирать. Особенно, мертворожденным.

Леонид Павлючик 14 августа 2012, 21:30

Я видел в театре имени Гоголя немало замечательных спектаклей в постановке Яшина. Глубоких, интеллигентных, основанных на русской и мировой классике. И труппа там хорошая. Так что все не так однозначно.

Михаил Коломенский 15 августа 2012, 03:14

Театр Гоголя нуждается в модернизации. Это очевидно. И Кира молодец; общеизвестно. И то, что он получил свои стены - правильно. Пора. Но почему - обратите свой взгляд к властям - почему так не по-людски? Даже не по-хамски. Как с неодушевлёнными предметами. Конфликт "Театр - Серебренников" - производный.

Леонид Павлючик 15 августа 2012, 09:34

Да, главное несогласие у меня вызывает как раз агрессивная позиция чиновников департамента: ни с кем не поговорив, ничего ни с кем не обсудив, начали ломать не ими построенный театр. Боюсь, замечательный режиссер Кирилл Серебренников может стать заложником чьих-то не слишком добросовестных игр.

Александр Зиновьев 17 августа 2012, 05:51

Питер ещё не отошёл от этакого хамства, теперь вот Москва...
Не знаю как у кого, у меня же сочетание Винзавод и культура (любая) некоторым образом антагонисты! Как и никак мною невозможно употреблять словцо кластер про Культуру, или производное! С ума сходим и при этом ещё и подталкиваем друг друга, чтобы раньше всех успеть с этим!
А на месте господина режиссёра К. С. стоит (этически тем более) написать бумагу этому спецу при культуре Москвы С. Капкову - мол не имею права вот так пусть даже в муравейник старорежимный  (театр Гоголя) лезть со своим ЗАВТРА! Там же какие никакие но ЛЮДИ! И в том числе уже бывший худрук С. Яшин! Доведут до инфаркта!


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email