«Государство существует только для того, чтобы удерживать народ от одичания»
Александр Сокуров — о борьбе за «Ленфильм», прокате русского кино и национальной идее
В преддверии общественного обсуждения концепций развития «Ленфильма», которое состоится 11 сентября, обозреватель «Известий» Сергей Уваров встретился с представителем общественного совета «Ленфильма», кинорежиссером Александром Сокуровым.
— Как вы в целом оцениваете ситуацию вокруг «Ленфильма»?
— На сегодняшний день это положение крайне неустойчивое. Руководство Министерства культуры не знает, какова точка зрения президента, а без президента решения приниматься, видимо, не будут. Президент — человек чрезвычайно занятой. Мне кажется, он разбирается в экономике культуры. Судя по тому, что я видел на заседаниях совета по кинематографии, который Путин возглавлял в свое время, он дал бы фору любому руководителю студии или министру культуры. Я видел, как он разбирается в юридических аспектах, задает очень точные вопросы, ведет себя очень корректно.
— А Владимир Мединский на недавней с ним встрече поддержал вашу позицию?
— Конкретного ответа я не получил ни на один из своих вопросов. Но общая тональность разговора мне была очень понятна, и мне было комфортно говорить. По крайней мере, ни одного ложного обещания или вызывающего у меня сомнения дано не было. Это был откровенный разговор. Там, где министр культуры не мог определить свою позицию, он прямо и говорил, что он еще должен думать, размышлять. Там, где были ясности, сразу четко говорил об этом.
— Кто и когда может принять окончательное решение по вопросу «Ленфильма»?
— Мне кажется, что все должно решиться на очередной встрече с президентом страны. Поскольку эта история начиналась с его понимания ситуации. Я думаю, что это один из немногих случаев, когда Путин пересматривает свое решение. Ведь решение о приватизации ранее уже было принято. Но потом он согласился, что предложение представителей АФК «Система» коммерческое, оно не учитывает интересов национальной культуры, и остановил приватизацию. Мы договорились, что в любом случае еще встретимся, результаты обсуждений разных вариантов ему будут сообщены и можно будет принимать какое-то решение. Я надеюсь, что оно будет разумным, хотя тревога у меня остается, потому что министр культуры четко мне сказал, что министерство не будет поддерживать ни одну из сторон. То есть надежды на то, что Министерство культуры будет поддерживать свое учреждение культуры, к сожалению, пока нет.
— В вашей концепции сделан акцент на авторское кино. Может ли оно быть если не прибыльным, то хотя бы не убыточным? Ведь кредит в 2 млрд рублей придется отдавать.
— Авторское кино не может давать моментальной окупаемости. Но практически любая авторская картина себя окупает с течением времени, если есть система распоряжения готовым фильмом — хоть какой-то прокат, работа с телевидением и так далее. Нужен сильный продюсерский и промоутерский центр. Это все надо создавать. Будет очень трудно. Но простого пути уже быть не может. Сейчас студия уже настолько отягощена всякими проблемами, что выйти из этой ситуации без решительных действий невозможно.
— Вы неоднократно высказывали идею о необходимости привлечения в самые разные сферы власти и управления европейцев — наподобие того, как это делал Петр I. Приглашение на «Ленфильм» западных менеджеров помогло бы?
— Привлечение западных продюсеров без всякого сомнения могло бы быть полезно. Так же как и привлечение экономистов в области кино и опытных западных юристов для решения правовых вопросов как в сфере создания фильмов, так и в работе с авторскими правами, в том числе при всемирном распространении.
— Прокат должен быть ориентирован на Запад?
— На мир. В России прокатных перспектив мало, потому что вся прокатная сеть ориентирована на американцев и прокатного времени для наших картин просто нет. Проданы все сети, все перестроено. Надо создавать национальный прокат заново. Так же, как мы бьемся за «Ленфильм», надо биться за каждый кинотеатр в каждом городе, каждом небольшом поселке. Чтобы там было место, где показывалось именно национальное кино. В таком кинотеатре не должно быть ни одной западной картины. По крайней мере, в течение пяти — семи лет. Надо действовать.
— А в существующих кинотеатрах квоты нужно вводить?
— Если это приведет к тому, что отечественные фильмы будут появляться в этих кинотеатрах — может быть. Но я боюсь, что это не просчитано и не продумано. Потому что в существующие кинотеатры люди не пойдут смотреть серьезное кино. Там привыкли жевать, плевать, пить напитки... Мы обязательно должны отделить кинотовар, которым на 90% является мировой кинематограф, от произведений киноискусства, кинематографической культуры. В ювелирном магазине никогда колбасу не продают.
— Но ведь отечественное кино далеко не всегда соответствует высоким художественным критериям.
— Согласен. У подавляющего большинства кинематографистов интересы, увы, далеки от художественной деятельности. Легкодоступность кинематографического образования привела к тому, что появилось очень много режиссеров-мусорщиков. Это неизбежный процесс либерализации в области культуры. Культура должна быть строгой, жесткой и труднодоступной средой (не в социальном смысле, конечно).
— В кинотеатрах для кино России фильмы этих «режиссеров-мусорщиков» тоже будут показывать?
— Видимо, на первоначальном этапе — да. Все это должно быть объединено под национальным флагом. На каждом кинотеатре будет висеть флаг Российской Федерации. Это должны быть места, к которым с уважением относится в первую очередь молодая часть населения.
— Создание такой сети потребует больших финансовых вливаний. Но в июле Минфин опубликовал предложения к формированию бюджета на 2013–2015 годы, согласно которым расходы на культуру уменьшатся, а на оборону — увеличатся. Кроме того, многие прогнозируют вторую волну кризиса.
— На области культуры не должны сказываться никакие кризисы. Учреждения культуры должны работать так же независимо от ситуации в стране, как учреждения здравоохранения. Катастрофы, война... Оздоровление души должно происходить несмотря ни на что — регулярно и маниакально. Потому что одичание угрожает русскому народу более, чем кому-либо на этой территории. И более, чем кому-либо вообще на территории этого континента. Степень одичания русских людей — катастрофическая.
— Что вы вкладываете в слово «русский»?
— Этнически русских. Той части населения, которая берет на себя ответственность быть главной, той, которая ведет всех за собой. Ужасающе низкий уровень культуры этой части населения приводит к тому, что столь же низкий уровень устанавливается и везде. Такие же, например, проблемы на Кавказе. Откуда приезжают эти лихие «джигиты», которые с ножами ходят? Это отсутствие культуры. Молодежь на Кавказе абсолютно вышла из-под контроля старшего поколения. Если на территории кавказских республик — рядом с родителями, семьями — они еще как-то держатся, то как только они приезжают в другие регионы — сразу становятся абсолютно неподконтрольны. Даже Кадыров хватается за голову, видя, как эти «джигиты» себя ведут.
Поэтому вопрос культуры для меня принципиален. Цель существования государства — только в культуре. У государства нет другой цели. Государство нужно не для того, чтобы защищать границы или создавать экономические структуры. Современное государство существует только для того, чтобы удерживать народ от одичания. То есть умножать и защищать культуру. А через культуру — изменять и реформировать все остальные области жизни. Культура — во главе всего. Не ВВП, не еще что-то, а именно культура. Еще с ленинских времен развитие культуры остается для нас грандиозной задачей. Развитие культуры и есть национальная идея!
Люди бьются за «Ленфильм»
Напомним, что в прошлом году известные петербургские кинодеятели возмутились против планов о приватизации студии. Согласно этим планам, 75% акций «Ленфильма» должны были перейти в собственность АФК «Система», при этом территории студии в центре Санкт-Петербурга могли быть сданы под коммерческую застройку. После открытого письма кинорежиссеров Александра Сокурова и Алексея Германа, просивших государство защитить студию, проект был приостановлен. В октябре прошлого года режиссер Александр Сокуров встретился с Владимиром Путиным и лично изложил ему свой взгляд на ситуацию, сложившуюся вокруг «Ленфильма».
В июне 2012 года Сокуров, представляющий общественный совет «Ленфильма», обсудил будущее студии с министром культуры Владимиром Мединским и предложил ему рассмотреть концепцию, одобренную общественным советом. Согласно этой концепции, «Ленфильм» остается полностью государственным и получает льготный кредит в размере 2 млрд рублей, который позволит провести ряд преобразований (не продавая собственность и территории) и в итоге вывести студию на самоокупаемость.
В начале июля в Санкт-Петербург приехали представители министерства во главе с замминистра по делам кинематографии Иваном Демидовым. Совместное заседание ленфильмовцев и московских чиновников закончилось неудачей: Александр Сокуров, Андрей Сигле, Константин Лопушанский и Дмитрий Светозаров вынуждены были покинуть совещание. В августе состоялась новая встреча Мединского и Сокурова, на которой и было решено провести 11 сентября в Москве общественные слушания по ситуации с «Ленфильмом».
Читайте далее:
комментарии (2)
Александр Зиновьев 24 сентября 2012, 04:04
Интересноге моё замечание - как только в ювелирные забросили колбасу, я стал обходить их стороной!
Александр Зиновьев 24 сентября 2012, 04:23
ИНТЕРЕСНО, А ЧТО МОЖНО вообще "ВКЛАДЫВАТЬ" в слово русский! Уже просто таки боимся быть русскими. Уже наши Олимпийцы не русские. Балет не русский! Кино не русское.
"Развитие (я бы... наверное ответил бы - вовзращение) культуры" - точно национальная идея. Вот понравилось словцо... Идея идея...
Думаю, что не ИДЕЯ интересна, а единственно верный путь сохранения русской (в вместое с нею и все культуры народов России) культуры, носителя этноса.