Как часто бывает, новости о российских сенсациях приходят к нам из-за границы. 19 сентября международный кинофестиваль короткометражных и анимационных фильмов в Бристоле впервые откроет миру пласт советского кино, до сих пор практически не известный в России.
Инициатор и куратор специальной программы, посвященной советским технологическим прорывам в мире кино, - Биргит Бемерс, преподаватель русского отделения Бристольского университета. Биргит свободно и даже, я бы сказал, изысканно владеет русским языком, наше кино и театр знает, по-моему, глубже многих российских критиков, опубликовала много исследований, посвященных таким ключевым фигурам современной российской культуры, как Александр Сокуров - в кино и Николай Коляда - в театре и драматургии.
Мы встретились с нею на Венецианском кинофестивале, и она рассказала о сенсации, которую готовит английским зрителям.
"В мире привыкли думать, что родина всех кинематографических слонов - Голливуд, - говорит Биргит. - А между тем в СССР еще в 30-е годы проводились новаторские работы с ошеломляющими результатами. Но они сегодня никому не известны. Вы знаете, что именно в СССР впервые начались работы в области цветного анимационного кукольного кино? По этим технологиям были сняты 15 фильмов, в создании которых участвовали такие мастера, как Александр Птушко и Иван Иванов-Вано".
Как сообщает Интернет-сайт Бристольского фестиваля, в СССР эти фильмы были доступны для просмотра только в год их создания - все снималось на горючей пленке, а технологии цветного кино, предложенные советскими киноинженерами, предполагали наложение друг на друга сразу трех пленок. Но проекционная техника быстро менялась, и уже вскоре показать эти картины стало невозможно, они нашли на архивных полках вечный, как казалось, покой.
Теперь, усилиями сотрудников Госфильмофонда Николая Майорова и Владимира Котовского, все три изображения удалось сканировать, совместить, оцифровать, и фильмы эти снова можно увидеть. Год назад на фестивале "Кинопроба" в Екатеринбурге мне довелось посмотреть некоторые из этих впервые показанных картин - в частности, "Цветущую юность" Александра Медведкина о физкультурном параде 1939 года в Москве. Фильм был восстановлен Николаем Майоровым из трех цветоделенных негативов (так называемая "советская трехцветка"), - впечатление было ошеломляющее. Теперь в Бристоле увидят до сих пор малоизвестные и в России цветные анимационные картины "Лиса и волк" (1936) и "Сказка о рыбаке и рыбке" (1937) Александра Птушко, "Теремок" Александра Синицына и Виталия Сюмкина (1937), "Сова и светофор" (1938) Сергея Елизарова, "Волк и семеро козлят" (1938) Сарры Мокиль.
"Спецэффекты, разработанные в СССР 50-х, были много лучше американских, - утверждает Биргит Бемерc. - Достаточно вспомнить потрясающие работы пионера советской научно-популярной кинофантастики режиссера Павла Клушанцева - особенно в создании иллюзии невесомости".
В 1937 году Клушанцев создал на "Ленфильме" цех комбинированных съемок, где родились абсолютно уникальные технологии кинотрюков. Они были использованы в фильме конца 50-х "Дорога к звездам", а потом пригодились таким режиссерам, как Стенли Кубрик и Джордж Лукас - поучиться советскому опыту в Ленинград специально приезжали специалисты из Америки. Его игровую фантастику "Планета бурь", по нашей дурной традиции, на родине заклевали критики, а в мире она произвела сенсацию: ее купили десятки стран, в США вышли ее перемонтированные версии с использованием спецэффектов Клушанцева и участием американских актеров. Но пророков в своем отечестве нет, и когда в годы перестройки Лукас, прилетев в Москву, попросил о встрече с Клушанцевым - как он сказал, "крестным отцом "Звездных войн", - киночиновники не знали такой фамилии, встреча так и не состоялась. Между тем технологии Клушанцева использовались Голливудом и в дальнейшем - в частности, в "Титанике" Джеймса Камерона.
В 30-е годы в московском научно-исследовательском институте НИКФИ были предприняты и первые опыты в области объемного (3D) кинематографа - в 1941 году экспериментальные ролики появились на экранах, они впечатляют и теперь высоким качеством стереоэффекта. В годы холодной войны русские изыскания в области кинотехнологий страдали от полной изоляции от мира, но опыты продолжались. Вскоре возникла система, получившая название "Стерео-70", и в 70-е годы ее использовали на "Союзмульфильме" и в Эстонской ССР для съемок нескольких цветных 3D лент в технике кукольной анимации. В 1991 году эти эксперименты принесли НИКФИ награду Американской киноакадемии "Оскар". Но СССР перестал существовать, весь кинопрокат переориентировался на американское кино, советские достижения уже никого в России не интересовали, и специальные проекторы, созданные в НИКФИ, были демонтированы.
И опять-таки скрупулезные работы энтузиастов Госфильмофонда и НИКФИ по цифровой реставрации утраченных картин вновь сделали возможным их просмотр. Сейчас, когда 3D-кино переживает в мире новый бум, фестиваль в Бристоле покажет фильм-концерт "Земля молодости" Александра Андриевского - первую в мире картину, снятую в 1940 году в цвете и в 3D. Посмотрят в Бристоле и анимационные фильмы в технологии "Стерео-70", созданные в Москве и Таллине и реставрированные при участии Госфильмофонда, НИКФИ и эстонской студии Nuku-Film: "Волшебное озеро" Ивана Иванова-Вано (1979), "Сувенир" Эльберта Туганова (1977) и "Когда люди поют" Хейно Парса (1979).
Кинопоказы в Бристоле проходят на площадях и доступны всем желающим - фестивальный сайт рекомендует приносить с собой подушки для сидения и пледы на случай прохлады, захватив с собой друзей и знакомых. Нам остается завидовать бристольцам, которые первыми в мире увидят то, что первыми в мире изобрели в России.
"Российская газета"
комментарии (2)
Владимир Двинский 12 сентября 2012, 18:00
А в научном кино был потрясающий режиссер Винницкий-создавший кино о живой природе,ныне всеми забытый и выкинутый из истории своими коллегами.
Михаил Коломенский 12 сентября 2012, 18:38
Расскажите о нём.