Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ   Facebook

Министр культуры докладывает правительству

опубликовал | 15 октября 2012

модератор КиноСоюз | - просмотров (64) - комментариев (2) -

Тезисы выступления В.Р.Мединского
на Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии

О выполнении правительственных поручений
Докладываю о выполнении поручений Правительства Российской Федерации, направленных на успешное развитие отечественной киноиндустрии:
– разработан комплекс мер поддержки отечественной мультипликации: с 2012 ежегодно будут выделяться 1 млрд. 500 млн. рублей на финансирование фильмов для детей и юношества; создана Ассоциация анимационного кино, для развития и продвижения российской анимации (производство, прокат и показ фильмов для детей и юношества).
– в рамках ФЦП «Культура России» (2012-2018 гг.) выделены 930 млн. рублей на реконструкцию объектов Госфильмофонда и совершенствование его материально-технической базы;
– 10 сентября Государственной Думой в 1ом чтении принята поправка в КОАП, предусматривающая штрафные санкции за непредоставление данных или предоставление недостоверных в (ЕАИС) Единую автоматизированную информационную систему сведений о показе фильмов в кинозалах. Эта мера должна стимулировать кинотеатры к включению в ЕАИС и предоставлению корректной информации.
– внесены изменения в Налоговый кодекс: теперь продюсерские компании освобождены от уплаты налога на прибыль при получении субсидии на производство национальных фильмов
– вступило в силу решение Комиссии Таможенного Союза о беспошлинном ввозе цифровых кинопроекторов для кинотеатров;
– для повышения уровня профессионального образования и консолидации образовательного и научного потенциала отрасли к Всероссийскому государственному университету кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) присоединены 4 средних специальных учебных заведения в регионах и НИИ киноискусства;

Ленфильм
В рамках поручения Президента Российской Федерации от 09.08.2012 г. № Пр-2098 проработаны варианты сохранения и развития киностудии «Ленфильм».  
11 сентября в РИА Новости состоялось открытое общественное обсуждение существующих концепций развития студии. Обе концепции (третий участник, АФК «Система», отказался от участия в  обсуждении и дальнейшей судьбе студии) предлагают сохранение и развитие киностудии, без её перепрофилирования, восстановление производственных мощностей за счёт привлечения кредитных средств и сохранение 100 % акций в госсобственности.
В ходе публичной дискуссии общественный совет и профсоюзный комитет «Ленфильма», представители Росимущества, члены Общественного совета при Минкультуры, эксперты «Открытого правительства», независимые эксперты-кинематографисты одобрили концепцию, представленную Эдуардом Пичугиным и Сергеем Снежкиным как «лучше проработанную экономически».  
По итогам общественного обсуждения Минкультуры направило 14 сентября в Росимущество предложения для избрания в Совет директоров ОАО «Киностудия «Ленфильм».  
В соответствии с пожеланиями Александра Сокурова, состав Совета директоров полностью обновлён, увеличено представительство в нём Минкультуры и Общественного совета киностудии. От Минкультуры России:  Иван Демидов  – заместитель Министра и Андрей Аристархов - советник Министра; представители Общественного совета киностудии «Ленфильм»: Александр Сокуров, Алексей Герман-мл., Сергей Сельянов.
Возглавит Совет независимый кандидат - Фёдор Бондарчук.
Автора одобренной экспертами концепции, Эдуарда Пичугина, нынешнего главу Совета директоров, Минкультуры будет рекомендовать новому составу Совета на должность директора студии.
Т.о., определено направление дальнейшего развития студии.
25 сентября Минкультуры направит доклад о ходе выполнения поручения в Аппарат Правительства для доклада Президенту.
Хочу специально подчеркнуть, что обсуждение будущего «Ленфильма»  стало первым масштабным примером работы Минкультуры в системе «Открытое правительство» и нам кажется, всё прошло очень успешно, система вновь показала свою эффективность. Мы намерены и дальше применять эту практику для разработки решений задач развития кинематографа и других направлений.

Характеристика отрасли
Российский кинематограф сегодня, как справедливо отметил Дмитрий Анатольевич,  динамично развивается.
Объем государственной поддержки растёт: в 2011 году -  5,3 млрд. руб., в 2012 году – 6,3 млрд. руб.
В 2011 году с государственной поддержкой вышло 74 игровых полнометражных фильма (40 – Минкультуры, 23 – Фонд кино, 11 – независимые компании), 483 документальных и 106 анимационных фильма.
Всего зрители в кинотеатрах нашей страны посмотрели за 2011 год 406 новых фильмов, из них 74 -  российских  (18%),  в 925 современных кинотеатрах ( 2,7 тыс. экранов), было куплено 169,6 млн. билетов на общую сумму 35,2 млрд. рублей.  Из них доля сборов отечественных картин – 16,3% (5,8 млрд. руб.), посещаемость – 17,2% (29,7 млн.).
Всего в России за 2011 г. прошло: больше 50 национальных и международных кинофестивалей, больше 30 других мероприятий:  вручение кинопремий, профессиональные форумы и выставки, межрегиональные и региональные тематические мероприятия.

Поддержка кинопроизводства
Стратегическая задача Минкультуры в области – со временем свести прямое отраслевое дотирование к минимуму, ограничившись госзаказом на определённое количество фильмов.
Безусловно, мы всегда будем поддерживать и развивать профессиональное образование, участвовать в строительстве объектов инфраструктуры, готовы вместе с продюсерами и прокатчиками разрабатывать и предлагать поправки в Налоговый кодекс и другие законы, которые могут стимулировать кинопроизводство, будем поддерживать прокат российских фильмов, т.е. создавать все условия для полноценного самостоятельного развития нашей киноиндустрии. Первые шаги уже сделаны.
Например, Минкультуры прорабатывает дополнения в126й ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» ввести отсутствующие в нем термины «Кинотеатр» и «Кинофестиваль», потому, что сегодня нет даже таких юридических понятий, что затрудняет заключение ряда договоров.
Мы предлагаем также дополнением к 126ФЗ обязать получателя госсредств на кино использовать их в России, за исключением случаев, когда съемки за рубежом является неотъемлемой частью авторского замысла. Это прямо протекционистская мера, для поддержки кинопроизводства страны.
Уже сейчас, для того, чтобы бюджетные средства, выделенные на кино, использовались эффективно - т.е. чтобы государство тратило деньги только на хорошее кино - мы хотим увеличить бюджет, выделяемый на съёмки каждого фильма. Это несколько снизит объем производства, но позволит повысить качество кинопродукции, следовательно, её конкурентоспособность на мировом кинорынке.
Кроме того, Мин культуры предлагает рассмотреть возможность господдержки производства многосерийных телевизионных фильмов, художественных и документальных, при условии наличия соглашения с телеканалами об их участии в финансировании и гарантия размещения в эфире. Приоритет, конечно, будет у исторических и научно-популярных тем.
И уже с 2013 года Минкультуры намерено определять тематику игровых, неигровых и анимационных фильмов, на создание которых будет выделяться государственное финансирование.  В связи с общепризнанным фактом существующего "сценарного голода"  Минкультуры решило возродить проект проведения сценарного конкурса. Министерство каждый год будет определять несколько тем и " вбрасывать" их в профессиональное сообщество. По истечении нескольких месяцев мы надеемся получить не менее 10 сценариев, которые, затем, будут запущены в производство как через Фонд кино, так и через субсидии, которые выделяются Минкультом. Отбор проводят, естественно, будут проводить не чиновники, а НИИ кино и другие независимые эксперты. Приоритет будет у социально-значимых тем, образовательных проектов.
Фонд кино
Минкультуры в целом оценивает деятельность Фонда кино как успешную и считает необходимым продолжать совместную работу, учитывая при этом ориентированность Фонда на создание фильмов для массовой аудитории.
По прогнозам исследовательской компании «Гравити партнершип» в 2012 г. общие кассовые сборы фильмов, снятых компаниями-лидерами, должны вырасти на  3% с учетом того, что компаний стало 10 (было 7). С этим прогнозом компании-лидеры согласились , т.о. Фонд кино взял на себя обязательство в 2012 г. довести долю отечественных фильмов, создаваемых ими, до 13% (в 2011 году было 10%).
Как Вы верно отметили, Дмитрий Анатольевич, необходимо понимать, какой результат у государственной поддержки кино. В связи с этим, предлагаем провести по итогам года анализ кассовых сборов фильмов, производимых компаниями-лидерами. Если увеличения сборов не будет, возможен пересмотр механизма выделения им государственных средств.
Прокат
В настоящий момент кинотеатры на территории России освобождены от уплаты НДС. Тем самым им оказывается государственная поддержка, которая, к сожалению, расценивается как само собой разумеющееся. Но государство, освобождая кинотеатры от уплаты НДС, возложило на них часть общей задачи по продвижению национальных фильмов. По прогнозам исследовательской компании «Гравити партнершип» в 2012 г. общие кассовые сборы российских фильмов в прокате должны достичь 18,2%.   Министерство предлагает взять эту цифру за точку отсчёта: если показатели российских фильмов опустятся ниже уровня18,2%, можно рассмотреть вопрос об отмене льготы по НДС для кинотеатров на билеты на иностранные фильмы, либо на все фильмы сразу. Или даже вернуться к подготовленной поправке в 126ФЗ, обязывающей кинопрокатчика при распределении времени сеансов в кинозале, предусматривать показ национальных фильмов.
Интернет-пиратство
Минкультуры, в рамках работы Правительства по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ, совместно с кинематографической общественностью принимало участие в подготовке редакции статьи 12 53 прим., устанавливающей информационного посредника и определяющей его ответственность за размещение в сети Интернет контента, нарушающего интеллектуальные права. 10 сентября Минюстом проект поправок направлен в Правительство для дальнейшего представления в Госдуму в рамках рассмотрения законопроекта во втором чтении.
Минкультуры намерено продолжать работу в этом направлении в системе «Открытое правительство»: будет собрана рабочая группа Общественного совета при Министерстве для разработки механизмов реализации закона, т.е. реальных мер ответственности информационных посредников. Сразу скажу, что мы считаем необходимым  защищать права в первую очередь российских производителей контента, но хотим узнать мнение общественности по этому поводу. Результаты нашей работы будут предложены к широкому обсуждению с соответствующими государственными органами и профессиональным сообществом.
А если отвлечься от ФЗ, отчётов и цифр, то я хотел бы сказать вот что: кино, пожалуй, самое удивительное из искусств. Такого влияния, какое имеет кинематограф на людей, нет ни у театра, ни у живописи, ни у эстрады.
Поэтому у Минкультуры двойная задача. С одной стороны, необходимо делать всё, чтобы появлялось как можно больше разных фильмов, в том числе о современной жизни, сегодняшних событиях, т.е. поддерживать российское кинопроизводство, развивать инфраструктуру, снижать налоги и т.д. С другой стороны, государство должно иметь возможность проводить свою социо-культурную политику, т.е. определять тематику, тональность и содержание фильмов, которые оно финансирует.  Вот эти две задачи и будет решать Минкультуры с помощью Фонда кино и с участием данного Совета.

комментарии (2)

Тимур Абрасуилов 15 октября 2012, 12:10

Ох, уж эти сказочки! Ох, уж эти сказочники!

Владимир Робинов 15 октября 2012, 13:53

Продавили-таки господа продюсеры свою любимую идею о необходимости неприменного увеличения бюджетов фильмов! Как-будто от этого зависит, будет зритель сотреть фильм или не будет!!!


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email