Независимое кино встречается с публикой
Особенность фестиваля «2-in-1» — бескомпромиссность, с которой его отборщик и арт-директор Алексей Медведев собирает штучные фильмы для показа. К тому же камерный киносмотр программно отказался от всяческого рода дипломатических уступок.
В отличие от своего собрата «Tomorrow», который Алексей когда-то начинал вместе с Иваном Дыховичным и Ренатом Давлетьяровым (пару лет назад фестиваль раскололся на два, от чего зрители только выиграли), «2-in-1» обращает внимание публики на фильмы, не слишком засвеченные основными программами Канн, Венеции, Берлина. Критерий один — качество кино. Авторы большинства работ — энтузиасты, пришедшие в кинематограф, дабы сформулировать нечто важное про современный мир, попытаться расширить возможности кино.
Можно по-разному расшифровывать понятие «два в одном». Но прежде всего это попытка обнаружить фильмы поискового направления. «2-in-1» — площадка, где независимое кино встречается со своей публикой.
Фильм открытия «Охота» Томаса Винтерберга — подчеркнуто скромное, на редкость мудрое кино, в котором сочетаются традиционные кинематографические средства с радикализмом высказывания. «Охота» зачинателя «Догмы» Винтерберга и есть в чистом виде образчик кино «два в одном»: скандинавская холодность и раскаленный саспенс, авторский внутренний взгляд и открытый публицистичный запал. Фильм с выраженными кафкианскими мотивами говорит о материальности лжи. Весь город подозревает в педофилии невинного воспитателя детского сада Лукаса (Мадс Миккельсон за эту работу удостоен «Золотой пальмовой ветви»). Беспочвенно, безосновательно. Но… Мелкий снежок сомнения раскатан в сугроб космической величины. Сугроб, который накроет и самого Лукаса, и весь город. Режиссер использует безжалостную современную оптику во взгляде на просвещенное европейское общество XXI века, которое по едва заметному взмаху руки дает вовлечь себя в истерию подозрительности. Зрителю картины придется нелегко, потому что режиссер и его вынуждает без подсказок самому принять решение — виновен Лукас или нет. Непростым будет это решение. Но фильмы, подобные «Охоте», и призывают публику душевно трудиться.
В конкурсной программе призер каннской программы «Особый взгляд» — «Остановка на перегоне», фильм одного из лучших современных немецких режиссеров Андреаса Дрезена. Врач подробно показывает на мониторе роковую раковую опухоль, пожирающую мозг. Теперь у героя, оказавшегося «на перегоне» из этого мира в иной, — один выбор. Замкнуться в жесточайшем одиночестве. Или уйти, попрощавшись со всеми близкими, с каждым в отдельности. Не дать опухоли, пожирающей плоть, уничтожить бесследно личность. Режиссер не перегружает фильм надрывом, расцвечивает драму юмором. Он переводит повествование в экзистенциальную плоскость: у черты возникает обостренная необходимость думать о смысле существования. После показа этой картины в Каннах была пятнадцатиминутная овация.
«Последняя «скорая помощь» в Софии» болгарского режиссера Илиана Метева — документальный хэппенинг, описывающий рутинную, драматичную работу врачей, имеющих дело с несчастьем всех сортов. нескончаемая монотонная работа вот-вот превратит милосердных спасателей в черствых ремесленников. Картина «Воспоминания смотрят на меня» китаянки Сунн Фан удостоена приза за лучший дебют в Локарно. Это тихая семейная история. В родительский дом в Нанкине возвращается взрослая дочь Фан. Повседневная проза сегодняшней жизни смешивается с печальной поэзией воспоминаний. Изысканно снятое, сдержанное по цвету, немногословное полотно «Полевая дорога» португальца Родригу Арейаша — повествование о свободном человеке в несвободной стране, даром что действие фильма происходит в Португалии начала ХХ века. Тирания коррупции узнаваема во всех декорациях. Вчера и сегодня.
Россию в конкурсе представляет картина Павла Руминова «Я буду рядом», завоевавшая главный приз «Кинотавра». Это история взаимоотношений умирающей матери (Маша Шалаева) и ее маленького сына. Благодаря документальному способу съемки жизнь в кадре продолжается своим чередом, и все исполнители существуют на небывалом градусе подлинности. Таким образом, тема «ухода» и ответственности человека за свою жизнь становится доминантной в конкурсной программе.
Для киноманов приготовлено особое угощение. Созданный Марком Казинсом пятнадцатичасовой эпос «История кино. Одиссея» — обзор ста двадцати лет истории кино, создаваемый на протяжении пяти лет работы на пяти континентах. Благо режиссер и кинокритик Марк Казинс на протяжении многих лет не только создавал фестивальные программы, но и брал интервью для Би-би-си у киноклассиков.
Впервые в России ретроспектива патриарха британского кино Кена Рассела. Фильмы выбраны из кульминационного периода карьеры «ниспровергателя снов». Внимания заслуживает весьма спорная лента «Любители музыки» о Петре Ильиче Чайковском, которую считают самой предвзятой и бесцеремонной из биографических картин. Рядом с впавшим в затяжной любовный кризис «Чайковским» — на фестивальной афише фильм «Малер», в котором Рассел пытается вскрыть механику творческого озарения, и «Томми» — авангардистская фантасмагория, в основе которой известная рок-опера группы The Who. Джек Николсон — поющий психиатр, пытающийся «вылечить» главного, это сильно.
комментарии (0)