Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Слухи о смерти белорусского кино сильно преувеличены

опубликовал | 28 октября 2012

Леонид Павлючик | - просмотров (83) - комментариев (0) -

Председатель жюри Брестского кинофестиваля – об успехах, проблемах, задачах белорусского кино

Журнала «На экранах» попросил поделиться своими впечатлениями о фестивале председателя жюри, действительного члена академии кинематографических искусств «Ника» и Евразийской телеакадемии, известного российского кинокритика Леонида Павлючика.
Упреждая наши вопросы, Леонид Васильевич, как говорится, «во-первых строках» решил сказать о главном:
-- Спасибо фестивалю – благодаря поездке в Брест я почти на неделю продлил для себя волшебство золотой осени, которая в Белоруссии особенно прекрасна. И спасибо Бресту – я люблю этот город, который для меня столь же дорог, как и мой родной украинский Ковель, где я вырос, как и  Москва, где я живу уже 25 лет, как и Ленинград, где я учился в начале восьмидесятых годов на журфаке ЛГУ, как и прекрасный Минск, где я проработал первые десять самых счастливых лет своей творческой судьбы: сначала в газете «Знамя юности» в пору ее расцвета, а затем на киностудии «Беларусьфильм» в самом начале перестройки…
-- Вы ведь не в первый раз «жюрили» на нашем брестском кинофестивале…
-- Да, я был заместителем председателя жюри на самом первом киносмотре. Тогда наш «ареопаг» возглавлял знаменитый актер и режиссер Владимир Меньшов, но в середине фестиваля он был вынужден уехать на съемки, и «коней» срочно поменяли прямо на переправе: мне пришлось впрягаться в ярмо коренника-председателя. Помню, в качестве лучшего игрового фильма наше жюри отметило тогда режиссерский дебют Николая Еременко-младшего «Сын за отца». Я горд, что мы выделили этот фильм: через несколько лет Николая, с которым мы дружили в Москве как земляки, как минчане, не стало…
К слову сказать, белорусы в российской столице стараются держаться вместе и помогать друг другу. В годы совместной работы на «Беларусьфильме» мы с Вячеславом Никифоровым, случалось, спорили и даже порой конфликтовали, а в Москве встречаемся как братья. И с недавно ушедшим Валерием Рубинчиком, которого на первом Брестском фестивале мы отметили за блестящую режиссуру документального фильма о художнике Борисе Заборове, нас тоже сильно сблизила Москва. Жаль, что в последние годы жизни он не успел реализовать свои творческие планы, связанные с «Беларусьфильмом».    
-- Можете сравнить первый и восьмой фестивали? Какие чувства у вас вызывает это сравнение?
-- Смешанные. А смешанные чувства, как любит иногда пошутить великий российский комедиограф Эльдар Александрович Рязанов, – это когда ваша теща на вашем автомобиле летит в пропасть…
-- Ой, вы сразу начали с пропасти…
-- Поэтому давайте сначала о хорошем. Например, я хочу сказать о высоком организационном уровне, на котором нынче проводится брестский киносмотр. Я ведь опытный фестивальный боец, объехал практически все главные российские кинористалища: от Сочи и Анапы -- до Благовещенска и Архангельска. Да и в Берлине-Венеции-Канне приходилось бывать. И скажу со всей ответственностью, что по четкости и слаженности функционирования фестивальной машинерии камерный и скромный брестский киносмотр ни в чем не уступает своим именитым собратьям. Спасибо за это руководству министерства культуры Белоруссии, брестским властям и дирекции фестиваля во главе с Галиной Шинкарь.
-- Теперь, надо думать, пришло время сказать о плохом…
-- Не о плохом, а о несбывшемся, которое, как писал поэт, всю жизнь тревожит нас… Главная моя печаль состоит в том, что на том давнем уже фестивале я, помню, был весьма воодушевлен первыми работами молодых режиссеров – Антона Войнича, Андрея Кудиненко, Игоря Четверикова, Александра Колбышева… Мне тогда показалось, что в белорусское кино пришла талантливая генерация молодых творцов, которая подхватит творческую эстафету у Александра Карпова-старшего, Виктора Турова, Бориса Степанова, Виталия Четверикова, Михаила Пташука, Валерия Рубинчика…  
Но вот минуло уже 15 лет, а молодое поколение в силу разных причин (кому-то не дали развернуться, кто-то прельстился более сытными московскими хлебами, у кого-то не хватило бойцовских качеств etc) к сегодняшнему дню так себя сполна и не реализовало. Четвериков-младший, по-моему, ничем ярким так с тех пор и не блеснул. Колбышев поставил практически одну большую, настоящую картину («Волки») -- и недавно, к большому сожалению, ушел из жизни. Кудиненко после дискуссионной, но очевидно талантливой, новаторской «Оккупации» поставил в Москве вполне профессиональный, но не более того, римейк фильма «Розыгрыш», а на нынешнем фестивале огорчил меня внешне эффектной, изобретательной, визуально щедрой, но плохо драматургически скроенной  и содержательно «жидковатой» «Масакрой». Следы Антона Войнича, поставившего поразившую меня короткометражную «Явдоха», и вовсе теряются где-то в тумане…
Учитывая, что все упомянутые выше представители старшего поколения ушли из жизни, а молодые о себе в полный голос так и не заявили, надо ли удивляться, что «Беларусьфильм» на долгие годы провалился в творческо-демографическую – да, да -- пропасть, а на фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» нет-нет да и вспыхивают разговоры: дескать, белорусского кино больше нет, оно закончилось вместе с ушедшим Виктором Туровым и его поколением…
-- Вы разделяете эту точку зрения?
-- Нет. Никогда не разделял, хотя реально видел все трудности, которые переживало и переживает белорусское кино. Но ситуация год за годом меняется к лучшему. Начну с того, что наше жюри, в которое вошли выдающиеся деятели белорусской культуры, посмотрело более 50 работ – анимационных, документальных, игровых фильмов и сериалов. Имея в наличии более полусотни картин, говорить о смерти десятой музы в Белоруссии как-то даже неприлично. Другое дело, что принципиального прорыва на «белорусском направлении» я не заметил, но в то же время вполне зримо обозначились и некие вполне обнадеживающие тенденции…
-- Вот с этого места хотелось бы поподробнее…
-- Во-первых, «Беларусьфильм» взял отчетливый курс на европейскую культурную интеграцию, и это уже обернулось такими знаковыми картинами, как «Одинокий остров» Пеэтера Симма и «В тумане»  Сергея Лозницы, прогремевшими далеко за пределами Белоруссии. Мне довелось в день открытия фестиваля переговорить с моим недавним коллегой-критиком, а нынче директором «Беларусьфильма» Олегом Сильвановичем, и он обнадежил меня информацией, что сейчас готовится еще ряд громких международных проектов с участием «Беларусьфильма» и ряда европейских (и не только) стран. Дай-то Бог – это путь вполне перспективный, хотя здесь важно соблюдать баланс и не превратить павильоны «Беларусьфильма» в дешевую кинофабику для заезжих гастролеров, а такая опасность, согласитесь, существует…
Во-вторых, меня порадовало на фестивале жанровое разнообразие белорусского кино. По-прежнему экранизируется отечественная классика, в частности, сделан сериал «Талаш» по Якубу Коласу, снимаются современные комедии («Украсть Бельмондо»), детские сказки («Рыжик из Зазеркалья»), мелодрамы («Все, что нам нужно» и «На росстанях»), детективы («Сетевая угроза» и «Немец»)…
В-третьих, в Белоруссии как-то незаметно для меня (но, думаю, не для белорусского зрителя!) выросло целое поколение замечательных, все еще молодых, но уже вполне зрелых актеров – среди них, например, Анатолий Кот, Сергей Журавель, Светлана Зеленковская, Валерия Арланова, Ольга Водчиц, Павел Харланчук, Оксана Лесная, Олеся Пуховая, Полина Сыркина, Вероника Пляшкевич, Руслан Чернецкий – последние двое были отмечены на фестивале призами за лучшую женскую и мужскую роли.
-- Почти все упомянутые вами актеры снялись в премированном на фестивале сериале Ивана Павлова «Все, что нам нужно»…
-- Да, и оставили у меня ощущение – простите за не самое киноведческое сравнение -- пронизанной солнцем виноградной грозди щедрых актерских дарований. Теперь бы этим ярким исполнителям – еще и соответствующую драматургию (а с этим, как показал фестиваль, у белорусского кино большие проблемы, не зря мы не присудили приз за лучший сценарий), и должный уровень режиссерского мастерства. Такой, к примеру, как в сериале «Немец», который обладатель приза за лучшую режиссуру, многоопытный Александр Ефремов поставил уверенной, крепкой рукой, титанически преодолевая все те же сложности с надуманной, искусственной драматургией.
-- Какая еще проблема сегодня остро стоит перед белорусским кино?
-- Мне кажется, это не только проблема качества, но и количества снимаемых лент. За два последних года с учетом не показанной в Бресте картины «В тумане» (ее приберегли, как я понимаю, для открытия «Листопада») было снято всего пять игровых работ. Для сравнения: в небольшом Азербайджане при помощи государства ежегодно делается 7-8 фильмов. Про бум кинопроизводства в Казахстане я и вовсе промолчу. Я понимаю: Казахстан и Азербайджан, как и Россия, – богатые нефтедобывающие страны. Но напомню, что на «Беларусьфильме» в советские времена создавалось 5-6 игровых фильмов – и это не считая примерно такого же количества телевизионных «единиц». Экономика Белоруссии, как я понимаю, на сегодняшний день преодолела кризисные моменты, так что пришло время, как мне кажется, наращивать объемы производства и в белорусской кинематографии. Благо, подрастает творческая молодежь, на брестском фестивале показали порядка 20 короткометражных дебютов в разных жанрах и видах киноискусства. Надо, как мне кажется, дать шанс молодым талантливым ребятам.
-- Мы в основном говорили пока про игровое кино…
-- Да, поскольку об уровне той или иной кинематографии, так уж повелось, судят, прежде всего, по игровому кино. Но вы правы: есть ведь еще и знаменитая белорусская анимация, представленная блистательными именами Игоря Волчека, Михаила Тумели, Владимира Петкевича, Ирины  Кодюковой, Александра Ленкина, Юлии Титовой. Есть зрелое, высокопрофессиональное документальное кино, которому, впрочем, как мне показалось в Бресте, не хватает социальной остроты, проблемности, публицистичности. Здесь российские документалисты дают белорусам фору. Хотя картина Михаила Ждановского «Дрисвяты. Песня и судьба», которой мы присудили Гран-при фестиваля, как раз обладает всеми свойствами настоящего искусства: через историю одной деревни эта талантливая работа лирично, взволнованно, страстно поведала о полной драматизма истории республики, о ее стойком и жизнелюбивом народе. Это разговор о народной душе, об истоках, корневых свойствах нации. Побольше бы таких глубоких, подлинно национальных фильмов – и разговоры о смерти белорусского кино никто не посмел бы даже начинать…

Здесь публикуется в несколько сокращенном виде. Полностью -- в журнале "На экранах" (Минск, Белоруссия).

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email