Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Кристиан Мунджу: "Я снимал о любви, а не о религии"

опубликовал | 30 октября 2012

модератор КиноСоюз | - просмотров (71) - комментариев (0) -

Кристиан Мунджу: "За холмами" — фильм о любви, а не о религии

Интервью Кристиана Мунджиу Сэму Клебанову (КиноПоиск)

– Я знаю, что ваш фильм основан на реальных событиях. Скажите, что привлекло вас в этой истории, почему вы захотели её реконструировать?

— Я вообще-то не совсем её реконструировал. Та история, которую я прочитал в книге журналистки, написавшей книгу по реальным событиям, была очень скандальной. Это случилось в 2005, и я прождал много времени, прежде чем понял, как это будет выглядеть в кино. То, что по-настоящему заставило меня за это взяться спустя семь лет, была реакция людей в интернете, полностью разделившая их на два лагеря. Не было однозначного мнения о том, что случилось. И это дало мне возможность увидеть моральные проблемы современного общества, то, что настолько сильно разделило людей. Многие безоговорочно винили монастырь в том, что случилось, но главный интерес для меня лежал в вопросе что же лучше: оставаться безразличным, как социальные институты, не захотевшие помогать девушке, или постараться хоть как-то, по-своему помочь ей, как настоятель монастыря?

— Насколько сильна позиция православной церкви в румынском обществе? Насколько церковь влиятельна?

— Православие широко распространено и популярно. По-моему, по статистике 90% румын не только просто православные, но и исправно посещают церковь. Православие стало очень популярным за 20 лет после падения коммунизма. Думаю, у нас где-то 20 тысяч церквей на 20-миллионное население, то есть у церкви сильная позиция. Но для меня важно то, что это большое количество церквей никак не сказывается на моральном облике всего населения. Все по привычке ходят в церковь и зажигают свечки, но мне кажется, они не понимают той мудрости, которую им должна дать религия. Ведь важно не то, что на поверхности, обряды и привычки, а та мудрость и то понимание, все то, что может помочь людям после долгого периода коммунизма.

— Мне кажется, это больше история любви, чем история про религию. Вы согласны с этим?

— Конечно. Меня интересовало почему эта девушка, которая приехала в монастырь, не хочет уехать на следующий же день, после того как увидела, что происходит? И единственный ответ, к которому я пришел — все дело в любви, в любви к другому человеку. Это и помогло мне избежать в фильме сенсационности. Оставив все религиозные и социальные проблемы на периферии, я сосредоточился на взаимоотношениях этих двух девушек. Мне было важно понять, религиозный человек Алина, девушка, вернувшаяся из Германии или нет? Ведь её любовь к ближнему идет в разрез с религиозным постулатом отказа от любви к ближнему ради любви к Богу.

— Историю любви этих девушек можно назвать "нетрадиционной". В современном обществе это практически в порядке, это допустимо. Но в православных странах, таких как Румыния и Россия, церковь это запрещает. Как вы думаете, возможен ли какой-нибудь компромисс в данном вопросе между такими влюбленными друг в друга людьми и церковью?

— Мне кажется, что в отношениях девушек много нежности и нет никакого намека на их физическую сторону. Так что это история этой нежности и их жизни в этом жестоком, полном насилия окружении, в котором они выросли. Думаю, этот вопрос, который вы задали, как и все моральные проблемы, надо обсуждать открыто, и кино как раз может помочь в этом людям- задавать вопросы о вере, об убеждениях.

— В вашем фильме Румыния показана достаточно депрессивной страной. Вообще-то я был в Румынии еще при Чаушеску, путешествовал автостопом, и она показалась мне еще более депрессивной страной, чем Советский Союз. Как вы думаете, почему после депрессивного и репрессивного социализма страна так и не стала выглядеть сколько-нибудь похожей на рай, на который люди надеялись?

— Вы знаете, в Румынии люди подвергались психологическим пыткам больше, чем в любой постсоветской стране. В 50-е в стране проводился такой эксперимент — людей, задержанных по политическим обвинениям, заставляли пытать других задержанных детей. Это оказало огромное влияние на восприятие и на моральные устои самых важных и умных людей того времени. Из-за этих репрессий, из-за их давящего наследия, думаю, мы и остались на таком уровне. И дело тут не в экономическом вопросе и не в бедности, а в потере нравственных ориентиров при коммунизме. Думаю, тут-то как раз и важны религия и образование, только они совместными усилиями могут помочь преодолеть этот период.

— Почему в этом депрессивном мире появилось такое прекрасное кино, т. н. румынская волна?

— Думаю, кино нужны истории. Неслучайно же то, что вы не видите мучительные, тяжелые истории в кинематографе Норвегии или Швейцарии. Если вы родились в стране, где у людей до сих пор есть проблемы и нерешенные вопросы, о которых стоит поговорить, у вас и получается кино, которое люди будут обсуждать. Думаю, поэтому наше кино и переживает сейчас рассвет.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email