Франсуа Озон: «Меня поразила особенная связь между учителем и учеником, которая позволяет заглянуть вглубь этих отношений»
8 ноября в прокат выходит фильм «В доме», новый психологический триллер Франсуа Озона, основанный на пьесе «Мальчик в последнем ряду» (дистрибьютор - компания Парадиз). Он рассказывает историю мальчика Клода (Эрнст Умоер), обладающего литературным даром и страстью подглядывать за жизнью других, который пишет об этом превосходные сочинения. Опусы ученика с последней парты удивляют и пугают его школьного учителя Жермэна (Фабрис Лукини) своими откровениями и одновременно поражают талантом. Режиссер Франсуа Озон, хорошо известный зрителю по таким картинам как «8 женщин» и «Бассейн», рассказывает о съемках картины «В доме», процессе экранизации пьесы и раскрывает тайну происхождения главного героя.
Корреспондент:
Картина «В доме» была создана на основе пьесы Хуана Майорга «Мальчик в последнем ряду»...
Франсуа Озон:
Когда я впервые увидел этот спектакль, меня больше всего поразила особенная связь между учителем и учеником, которая позволяет заглянуть вглубь этих отношений с обеих точек зрения. Обычно учитель преподносит знания ученику, но здесь образовательный процесс происходит в обоих направлениях. Переплетение реальности и вымысла представляет зрителю возможность по-новому оценить роль человеческого воображения в литературе. Темы, на первый взгляд кажущиеся глубоко философскими, в пьесе обретают новый, более понятный смысл. Отношения между Жермэном и Клодом представляют собой прототип любого творческого предприятия, где есть редактор и писатель, или, например, продюсер и режиссер. Для меня это была редкая возможность рассказать о сути своей работы в кино, вдохновении, творчестве и роли зрителя во всем этом.
Корреспондент:
Как происходил процесс экранизации пьесы?
Франсуа Озон:
Пьеса построена таким образом, что диалоги между героями постоянно перетекают из одного в другой. В ней нет актов или полностью завершенных сцен. Места действия сцен четко не обозначены, все происходит везде и одновременно: в классе, в художественной галерее, в парке и так далее. Моя задача заключалась в том, чтобы создать структуру в фильме, а также обозначить время и место действия. Мой выбор сразу пал на Англию, ведь там ученики все еще ходят в униформах, чего больше не встретишь во Франции. Жермэн считает своих одноклассников стадом овец – кучей имбицилов, которые ничем друг от друга не отличаются. И только один мальчик, сидящий на последнем ряду в классе, выделяется среди всех остальных. Я упростил и исключил много деталей в фильме. Например, Рафа по сценарию является образцово показательной ученицей по философии, в отличии от Клода, которому лучше дается математика. Разговор между детьми становится философским и слишком отстраненным от реальности. Я оставил только те сцены, которые касались меня лично.
Корреспондент:
В фильме затрагиваются проблемы общества в целом, ведь один из главных героев, Клод, происходит из неполной семьи.
Франсуа Озон:
Это не совсем так, ведь в пьесе это четко не объясняется. Все что мы знаем, это то, что отец Клода прикован к инвалидному креслу, и у него нет мамы, но далее это нигде не упоминается. Я решил развить эту тему, ведь в самом начале понятно, что Клод и Рафа происходят из разных социальных слоев, но только ближе к концу истории мы видим более чем скромное жилище Клода на окраине. Для меня было важно раскрыть тайну происхождения Клода уже в конце фильма, чтобы дать зрителю понять причины его изначального стремления найти приют в полноценной семье, а также обрести там любовь, которой ему так не хватает в своей семье.
Корреспондент:
Фильм переполняет чувство одиночества и отрешенности.
Франсуа Озон:
Клод испытывает эти чувства, и они отражаются в его творчестве, но в то же время, он находит поддержку и понимание в своем учителе Жермэне. Именно поэтому было необходимо объединить их в финальной сцене. С какой-то стороны, это даже можно назвать счастливым концом.
комментарии (0)