Минкульт отказывается единолично финансировать «Киношок»
Министерство культуры предлагает разделить финансирование Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» между всеми странами-участницами. При этом российская сторона будет оплачивать только российскую программу. Также ведомство предлагает проводить это мероприятие в разных странах по очереди. Такие предложения изложены в письме главы департамента кинематографии и модернизационных программ Минкульта Вячеслава Тельнова в аппарат правительства. Письмо стало реакцией на просьбу организаторов фестиваля увеличить финансирование.
«Считаем целесообразным финансировать со стороны Минкультуры России исключительно участие российских фильмов в фестивале, а также выступить с инициативой проведения данного мероприятия на паритетных началах с партнерами по СНГ в «кочующем» формате по странам постсоветского пространства», — говорится в документе (копия есть в распоряжении «Известий»).
В сентябре участники ХХІ Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» обратились с письмом к президенту России Владимиру Путину, где просили усилить его поддержку, «имея в виду политические, культурные, интеллектуальные, финансовые ресурсы». По словам авторов обращения, этот фестиваль — «единственная площадка для творческого и делового общения кинематографистов стран бывшего СССР».
Однако ведомство Владимира Мединского просьбу кинематографистов не поддержало, сославшись на то, что в прошлом году Минкульт и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии выделили фестивалю в общей сложности 11 млн рублей, а в этом году «Киношок» получил от министерства через фонд 8 млн рублей. Эти деньги пошли на проезд из Москвы в Анапу и обратно, проживание, питание участников, аренду кинопроекционного и звукового оборудования и др.
Эксперты отрасли уверены, что разделить финансирование — абсолютно здравая идея.
Если фестиваль международный, то каждая страна-участница должна сама финансировать свою программу, — уверен глава киноисследовательской компании Movie Research Олег Иванов. — А Россия должна тратиться только на российскую. Если же страны СНГ не готовы вкладываться, значит, не будет фестиваля стран СНГ «Киношок», а появится другой, когда наши соседи будут готовы подтверждать свой интерес финансово. На месте какой-нибудь бывшей советской республики я бы не стал вкладываться в него, а организовал другой, более современный фестиваль. Если инициативы Минкультуры претворятся в жизнь — «Киношок» либо получит второе дыхание, либо умрет.
По мнению специалистов, поменять систему, по которой работает «Киношок», будет сложно не из-за возможных денежных проблем, а из-за неготовности самого фестиваля меняться.
Страны СНГ готовы проводить такой фестиваль, прошло болезненное отделение и теперь бывшие советские республики тянутся к России, любят российскую культуру, — отмечает главный редактор кинематографического портала «ПрофиСинема» Нина Ромодановская. — Но боюсь, что сам «Киношок» не готов к новому кочующему формату, ведь они очень давно работают по существующей системе. Однозначно ответить на вопрос, будут ли нас принимать за свой счет соседние страны, нельзя, нужно разговаривать с каждым государством отдельно.
При этом белорусские коллеги считают, что «кочевание» фестиваля может серьезно подорвать его качество.
Финансовые возможности у всех абсолютно разные. Это приведет к тому, что финансирование каждый год будет только сокращаться, а качество, соответственно, падать, — подчеркивает председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев. — Мы увидели, что соседи уложились в какую-то сумму, значит, в следующий раз мы постараемся не выходить за ее пределы, будем экономить, в итоге получится еще дешевле. Аналогично поступят и те, кто после нас будет принимать фестиваль.
Министерство культуры РФ предоставить комментарий не смогло. Гендиректор «Киношока» Ирина Шевчук также не смогла обсудить с «Известиями» возможное изменение системы финансирования фестиваля.
Фестиваль «Киношок» проходит с 1992 года, базируется в Анапе. Призы присуждаются в пяти номинациях: полнометражные и короткометражные фильмы, кино в цифровом формате, игровые телефильмы и детское кино.
Анастасия Дуленкова, «Известия»
комментарии (0)