Иван Демидов: «2/3 денег в российской киноиндустрии – государственные»
Зам министра культуры Иван Демидов поделился с прессой масштабной стратегией «перезагрузки» отечественной индустрии. Министерство с 2013 года намерено пересмотреть условия финансирования документального кино, более четко определять тематику игровых картин, систематизировать кинофестивальную работу и господдержку этой сферы, финансировать по особой программе дебюты выпускников ВГИКа и так далее. Главная цель стратегии, заявил господин Демидов, увеличить интерес зрителей к отечественным фильмам.
Надо сказать, что новая стратегия возникла не на пустом месте. Ей предшествовало сентябрьское заседание Совета по кино («Совет по кино – предложения на будущее»). В октябре в Министерстве культуры прошел ряд встреч господина Демидова с ведущими кинематографистами страны («Дорожная карта» отечественной киноотрасли…» и «Еще не дорога, но уже «дорожная карта»), показавший широту и глубину проблем, а также серьезные разногласия между основными участниками индустрии, сложившиеся за последние десять лет.
Господин Демидов сразу подчеркнул, что «дорожная карта», куда инициативные члены и группы киносообщества вносили свои предложения на тему, как нам реорганизовать кинематограф, не станет «юридически оформленным законом, но многие из них будут использованы и в решениях правительства, и в документах Министерства культуры». Министерство сейчас готовится к финансированию 2013 года. Часть распределения (тендеры) пройдет уже по обновленной схеме.
Как будут финансировать документальное кино?
Уже в этом году документалисты сдавали свои проекты в режиме открытого конкурса. Министерство отказалось от формальной передачи бумажек. И часть из соискателей представляли даже трейлеры. В дальнейшем, подчеркнул господин Демидов: «Мы будем отдавать приоритет тем заявкам на документальные фильмы, у которых будут потенциальные соглашения с фестивалями или телеканалами. Даже если это будет региональный телеканал, проект при рассмотрении заявки получит дополнительный бонус. И документалисты с такой позицией департамента кинематографии согласились». Министерство должно поддержать искусство и строить киноотрасль одновременно.
Государство вправе спросить
2/3 денег в российской киноиндустрии – государственные. И статистика говорит сама за себя. Например, в 2011 году на бюджетные средства было снято 483 документальных фильма, само Министерство и Фонд кино финансировало производство 63 игровых картин. И лишь 11 фильмов были сняты за счет частных средств производителей. А раз государство исправно финансирует кинопроизводство, то оно в лице Министерства культуры, резонно заметил замминистра, имеет право спросить – как были потрачены средства, какие были фестивальные или прокатные успехи. И в зависимости от показателей, будет пересмотрена дальнейшая финансовая поддержка. Господин Демидов даже произнес страшное словосочетание: «Речь уже идет и о возвратности средств».
Но проблема в том, что до сих пор государство не спрашивало. А за столько лет продюсеры и производственные компании привыкли смотреть на государственные деньги, как обязательные. Потому сегодняшняя попытка новых руководителей поговорить, например, о госзаказе, о социально значимой тематике воспринимается и как желание возрождения цензуры.
Государство вправе заказывать тематику для кино
Господин Демидов подобные инсинуации отвергает: «Мы же понимаем, что продюсерам и режиссерам не хочется снимать одни лишь «Яйца судьбы». Подчеркну сразу – мы не покушаемся на дебютное или авторское/арт-хаусное кино, на них тематический план распространяться не будет. Тем более у нас много именно международных арт-хаусных побед. Но, мне кажется, наш зритель все-таки ожидает поддержки и утешения, позитива, а не негатива. Тематика будет сформирована к началу 2013 года. Тематический план – это своеобразная мини-дорожная карта. Министерство решило помочь нашим кинематографистам и у крупнейших социологических компаний заказало исследования на тему «Что волнует российского зрителя?». Кинематографисты могут проявлять интерес к жизни страны, даже Гильдия продюсеров готова поучаствовать в составлении подобного тематического плана. В нем могут быть разные темы, в том числе «отцы и дети» или сегодняшний вариант «Девяти дней одного года», и так далее. Мы хотим понять, например, волнуют ли зрителей межнациональные проблемы. И уже второй вопрос, что зрителю ближе – жесткая драма «Брат» или стилистика музыкальной комедии «Свинарка и пастух», с этим определяться будут сами авторы, министерство им подсказывает тему, не более. Если художник серьезно работает, то зрительский интерес появится».
Словом, государство готово выделять деньги на производство фильмов по определенной тематике, оставляя выбор за самими кинематографистами.
Ключевой вопрос
Что ж, пожелания замминистра понятны. И задача министерства – поддержать искусство и одновременно строить киноотрасль – ясна.
Но угадать, чего же хочет зритель, а вернее, что же он захочет увидеть на большом экране через пару лет (производственный цикл игрового кино требует времени) – ключевой вопрос. От него зависят валовые кассовые сборы. В крупнейших голливудских компаниях работают эксперты, задача которых прогнозировать экономическое, социальное, психологическое состояние общества на годы вперед.
Есть ли подобные отделы (или сотрудники) в российских компаниях, в Фонде кино и в самом министерстве? Судя потому, насколько часто наши фильмы не интересуют наших зрителей, наши же авторы не успевают отвечать на сегодняшние актуальные вопросы общества. И, на мой взгляд, российский кинематограф нового времени не может, по гамбургскому счету, похвастаться знанием запросов своей аудитории. Исключением может послужить лишь фильм Алексея Балабанова «Брат» (выпуск 1997 года) или картина «Остров» Павла Лунгина (выпуск 2008 года). Например, валовые кассовые сборы «Острова» были скромными (2,5 миллиона долларов), но общественный резонанс и число пиратских скачиваний могут утешить режиссера Павла Лунгина и автора сценария Дмитрия Соболева, угадавших спрос зрителей на духовные темы в популярном изложении.
Конкурс сценариев
Горячая тема. На днях, на неформальной встрече с журналистами, глава ассоциации кино-телепроизводителей, продюсер Сергей Сельянов говорил о том, что отечественная киноиндустрия нуждается в пяти – десятикратном увеличении сценаристов и режиссеров. И о том, что нас спасут иностранные «гусыгиддинги» из киношкол Калифорнии, Нью-Йорка. Но если к окончанию подготовки новых кадров (учебный цикл рассчитан на два года) государство продолжит финансирование нашего кино в текущем объеме, то возникает вопрос – а как чиновники из департамента кинематографии и Фонда кино будут справляться с увеличением сценарного потока.
Кажется, что в министерстве тоже об этом задумались и с 2013 года департамент по кинематографии собирается обновить правила работы со сценариями. В министерстве, сообщил замминистра, сначала соберут сценарные заявки, затем уже экспертный совет будет принимать решения, и самые перспективные авторы, пройдя конкурс, получат гранты на написание сценария.
Фестивальная политика
Господин Демидов уже на первом обсуждении «дорожной карты» сказал, что ни один из индустриальных вопросов не будет решаться без обсуждения с экспертами. На нынешней встрече замминистра сообщил о создании еще одного совета – кинофестивального. Ответственность за поддержку того или иного кинофестиваля отныне возложена на самого Ивана Ивановича Демидова, как председателя Фестивального Совета.
Помогать собственным опытом замминистру будут (в алфавитном порядке): Ситора Алиева (программный директор ОРК «Кинотавр»), Надежда Бакурадзе (арт-директор Международного Канского Видеофестиваля), Леонид Верещагин (генеральный продюсер Московского МКФ), Константин Гаврюшин (ответственный секретарь Совета, замначальника отдела Департамента кинематографии и модернизационных программ), Александр Герасимов (генеральный директор анимационного фестиваля в Суздале), Дарья Донская (коммуникационное агентство «Кино-Husky»), Светлана Дружинина (актриса, режиссер, продюсер), Сергей Новожилов (Секретарь СК РФ, генеральный директор фестиваля «Амурская осень»), Александр Мамут (институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»), Виталий Манский (зампредседателя РОО «КиноСоюз», глава «Артдокфеста»), Андрей Плахов (консультант и отборщик многих международных кинофестивалей в России), Григорий Подземельный (продюсер), Маргарита Симонян (глава телеканала «Russia Today»), Галина Строчкова (замдиректора Департамента кинематографии и модернизационных программ), Вячеслав Тельнов (директор Департамента кинематографии и модернизационных программ), Константин Шавловский (кинокритик, Санкт-Петербург), Андрей Шемякин (отборщик фестиваля документального кино в Екатеринбурге «Россия»), Петр Шепотинник (отборщик Московского МКФ, консультант МКФ в Венеции).
Как пояснили в министерстве, экспертный совет возник не сам по себе, а был составлен после ряда консультаций с членами сообщества. На данный момент госсубсидии получают 35 кинофестивалей.
Краткий итог
Прохождение заявок на поддержку производства и проката фильмов в России с 2005 года регламентируется Законом № 94–ФЗ. С данным Законом идет безуспешная борьба, и ничто не обещает, что она в ближайшее время завершится в пользу творческих работников. И даже легкое обновление работы с киноотраслью может вступить в конфликт с пресловутым Законом. Так что господина Демидова за часть высказанных здравых, по сути, мыслей, можно по подсказке Герберта Уэллса, назвать «кремлевским мечтателем».
Однако практика посрамила иронию писателя-фантаста, и страна все-таки стала индустриальной. Так может быть, начиная с 2013 года, начнет, наконец-то, выстраиваться и российская киноиндустрия? Если, повторюсь, удастся преодолеть не только ограничения Закона № 94 –ФЗ, но и тихое сопротивление кинопродюсеров.
Автор: Вита Рамм
комментарии (0)