Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Прогоните коричневых троллей!

опубликовал | 12 ноября 2012

модератор КиноСоюз | - просмотров (89) - комментариев (1) -

Прогоните коричневых троллей!

В российском прокате — актуальный трагифарс про геев и фашизм

Еще лет пять-шесть назад мой редактор, читая фестивальные рецензии, кривясь, замечал: «Малюкова, снова «голубое кино», ну какое отношение оно имеет к нашей газете?» В самом деле, казалось, никакого. Потом моя коллега Лена Костюченко за то, что держала радужный флаг на Манежной площади во время гей-парада, получила от православного скина по голове. И тогда Муратов написал «рецензию» на события с Костюченко в главной роли c таким финальным обращением: «Оставьте ей свою возможность извлекать из этого мира остатки нежности. Она хочет быть искренней? Не рыгайте ей в спину «патриотизмом»… Враги не там, ребята. Не дайте себя использовать!»

Дело не в гомофобии. У нас фобии всех сортов сегодня гордо реют, черным молниям подобны. Страх перед «ксеносами» — «чужими»: азиатами, кавказцами, китайцами, нелегалами, либералами — обретает черты параноидальной навязчивости, размахивает флагами «русского вопроса», протягивает руки мольбы к «железной руке».

Этот страх троллит нас, уводя от острейших проблем, самостоятельного ответственного выбора.
И пока наши кинематографисты судорожно наскребают по сусекам «особо значимые темы» для государственного патриотического «кинозаказа», их сербские братья сняли фильм, в котором вопросы политкорректности — столь несвоевременные в нынешней России — ставятся не просто ребром… я бы сказала — обоюдоострой бритвой.

Что делать с такими проблемами, как ксенофобия, и целой армией ее сторонников, вооруженных гневом и битами? Можно запереть ее в чулан умолчания, но она все равно растечется из закупоренных щелей малой или большой кровью. А можно этих радетелей высмеять. А посмеявшись, поплакать над ними и их жертвами. Собственно, так и поступает режиссер Срджан Драгоевич. Его трагифарс «Парад», вышедший на российские экраны, один из самых остроумных и актуальных фильмов последнего времени, снятых на территории постсоциалистического пространства, в котором — признайтесь — все проблемы, до боли схожие.

Полковник Лимон — ветеран балканских войн, владелец клуба дзюдоистов и охранного агентства, качок средних лет с бандитским прошлым и огромным православным крестом на груди — собрался жениться. Невеста супернатурала — пышная харизматичная бой-баба — желает исключительно продвинутую свадьбу, которую должен поставить модный театральный режиссер Мирко, изгнанный из театра за нетрадиционную ориентацию. В то же самое время возлюбленный Мирко, ветеринар Радмило, спасает любимого питбуля Лимона.

Делать нечего, натурал-солдафон вынужден согласиться охранять геев на предстоящем параде. И это, заметьте, в атмосфере жесточайшей истеричной гомофобии.
«Мочи пидеров!» — кричат скинхеды, вгрызаясь дубинками в жалкую разноцветную «сексменьшовую» группу, бросают камни в окна их защитников (среди юных наци — сын Лимона). По телеку аудиторию заражают нешуточным вирусом фашизма. Не меньшую толику ненависти «дружелюбная» паства получает от святых отцов. Чиновники — продажные, опасные и мстительные — готовы подлить масла в огонь.

И тогда Лимон — один в поле не воин — отправляется искать помощи у старых вояк: бывших соратников и противников. Разудалая терпкая трагикомедия Драгоевича не щадит никого: достается и активистам ЛГБТ-движения, зацикленным исключительно на собственном эго. Но постепенно в разношерстном отряде борцов за «право пройти по улице» объединяются вчерашние враги, испытавшие все мерзости войны: серб, боснийский мусульманин, косовский албанец и хорват. Рядом с ними плечо к плечу встают остроумно выписанные представители секс-меньшинств. Все вместе они — лишь жалкая кучка, сколь бы ни силились походить на героев всеобще любимого фильма «Великолепная семерка»… Вокруг рычит звериная толпа: тысячи и тысячи яростных гомофобов и неонацистов. (В Сербии все помнят попытку провести гей-парад в 2001 году, обернувшуюся кровавой баней старанием фашистов.)

Зачем тщедушному режиссеру свадеб Мирко, украшенному нетривиальной прической, вновь рисковать жизнью? Он задается простым вопросом: «Можно ли любить родину, ненавидя ее за то, что не можешь пройти по ней свободно?» Просто пройти. Без страха, что тебя унизят или пробьют голову. Или убьют. Превратят белградскую улицу в кровавую бойню. Мирко готов заплатить жизнью за простое право человека — быть разным. Тебя вынуждают быть тем, кем ты не являешься. Права человека приватизированы сильными мира сего, вооруженными властью, телеэфиром и битами. Всем прочим  права выписываются гомеопатическими дозами строго по рецептам. Вот «этим» — можно. «Другим» — ни-ни.

Однако находятся готовые противостоять тотальной охоте на ведьм, даже рисковать жизнью за эту самую (для многих — сомнительную) свободу и человеческие права. Среди решившихся принять удар на себя не только субтильный гей Мирко, но и вчерашний гомофоб Лимон, его здоровенная рубенсовская невеста и вчерашний коричневый скин — сын Лимона…

Фильм Драгоевича удостоен приза зрительских симпатий «Берлинале», прошел с бешеным успехом в экс-Югославии, стране, печально известной гомофобскими настроениями. И вот что любопытно: фильм, в котором за права розово-голубых плечом к плечу бьются насмерть вчерашние вояки серб, хорват, босниец,  смотрели зрители Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины. И на время полуторачасового сеанса, пока зрители хохотали, сопереживая героям, они — все вместе — были совершенно свободны от висящего над страной смога Фобоса, бога иррационального страха, который провоцирует реальную войну.



комментарии (1)

Владимир Двинский 15 ноября 2012, 21:55

Лариса,я сразу представил-синопсис этого сценария(только синопсис) ложиться на столы Мединского и Демидова.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email