В Риме сплясали "Танец Дели"
Вчера на Римском кинофестивале состоялась премьера картины Ивана Вырыпаева, включенной в конкурс «ЧинеMAXXI».
«Танец Дели» — это целых семь мини-фильмов, семь эпизодов с участием одних и тех же персонажей, которые рассуждают о смысле существования — любви, смерти, боли и искусстве. И все через описание волшебного, необычного танца, родившегося в воображении талантливой танцовщицы после соприкосновения с болью, страданиями, грязью и нищетой города в Индии. Сам танец так и не показывается, потому что он — сама жизнь «под музыку биения сердца».
Родилось это глубокое по смыслу произведение из одноименной пьесы Вырыпаева-драматурга, по которой Вырыпаев - театральный режиссер поставил спектакль в Польше. Оттуда родом исполнительница роли «танцовщицы» Каролина Грушка. В картине также заняты Ксения Кутепова, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая и Игорь Гордин.
Как рассказал режиссер в интервью корр. ИТАР-ТАСС, за числом эпизодов не скрывается никакого мистического смысла / цифра «7» в разных культурах обычно считается числом счастья/. «Вообще, я писал пьесу для курса Олега Львовича Кудряшова в ГИТИСе. Там было семь режиссеров-студентов, и я хотел написать им каждому по куску. А когда написал, пьеса оказалась слишком взрослой, чтобы ее ставили студенты», — рассказал Вырыпаев.
В центре фильма — текст, который разыгрывается в минималистических декорациях — скамейка на фоне белой кафельной стены в больнице. Некоторая «театральность» — в единстве пространства, времени и действия, и при этом автору удается создать совсем не скучное повествование за счет самых невероятных поворотов одной и той же ситуации, ее развития. Зритель никогда не знает, кто следующим из пяти персонажей войдет «в кадр».
Фрагментарность сюжета характерна для всех трех российских фильмов в афише смотра. Помимо «Танца Дели» это — «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Вечное возвращение. Кинопробы» Киры Муратовой /официально представляет Украину/. Вырыпаев довольно просто объясняет эту тенденцию в современном отечественном кино, далекую от моделей классической школы российского кинематографа.
«В эпоху постмодернизма мы пришли к тому, что все разваливается на части, распадается. Мой вопрос был — что все эти части объединяет: мое „сегодня“ со „вчера“, мое детство с моим настоящим, мои моменты счастья, то, что помню и то, что не помню», — сказал Вырыпаев.
Его ответ на этот непростой вопрос: «Восприятие». «Цельность моего фильма возникает только в восприятии зрителя. Фокус уходит с самого факта на того, кто воспринимает этот факт. Мы — не часть Вселенной, эта Вселенная в нас самих», — считает один из самых талантливых режиссеров молодого поколения.
«Воспринимать и ощущать» давно стали лейтмотивами его творчества, начиная с первой киноработы «Кислород», которая сначала тоже была театральной постановкой. Затем последовала «Эйфория», участвовавшая в конкурсе Венецианского кинофестиваля и удостоенная премии будущего «Малого золотого льва». «Ощущать!» — так назывался эпизод Вырыпаева в альманахе «Короткое замыкание», созданном молодыми российскими режиссерами — Борисом Хлебниковым, Алексеем Германом-младшим, Петром Бусловым и Кириллом Серебренниковым. Картина была представлена в Венеции в 2009 году в конкурсе «Горизонты». «Танец Дели» выйдет на экраны в России 29 ноября. На Римском кинофестивале картину представляет Фонд кино.
Вера Щербакова, ИТАР-ТАСС
комментарии (1)
Александр Зиновьев 18 ноября 2012, 02:26
Время кратко - и картины ему внимают!