Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Фонду кино, каким его знали, приходит конец

опубликовал | 27 ноября 2012

модератор КиноСоюз | - просмотров (94) - комментариев (0) -

Фонду кино, каким его знали, приходит конец

Наконец появились новые подробности реформы господдержки кинематографа, анонсированной в последние месяцы двумя событиями — выходом Владислава Суркова из попечительского совета Фонда кино 30 октября и передачей Сурковым Денису Молчанову полномочий за реализацию государственной политики в области культуры, образования и кинематографа. Попытка государства помирить два политико-кинематографических клана изобретательностью не сражает: Минкульт закручивает гайки, усиливает идеологический контроль, Фонд кино признан неэффективным как институция, продюсеры оказались крайними, но поддержали Минкульт, копродукция как вид деятельности раскритикован Мединским, кажется, абсолютно не понимающим ее механики, за непатриотичность.

ЗАЧЕМ БЫЛА НУЖНА РЕФОРМА: НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЛИ ПЕРЕРАЗДЕЛ ВЛИЯНИЯ?

В последнее время Фонд кино существенно расширил сферу влияния — как в деле международного продвижения, так и в вопросе господдержки кинопроизводства (в 2012 году ему досталась сумма в 3.8 млрд, а Минкульту — меньше миллиарда). Изначально Фонд должен был поддерживать потенциально коммерческое кино (то есть мейджоров) и социально-значимые фильмы, тогда как за Минкультом оставалось авторское, дебютное, документальное и анимационное кино. Однако в прошлом году часть анимации тоже перешла под крыло Фонда кино, а в этом году в число лидеров кинопроизводства Фонд ввел три новых некоммерческих лидера — ТПО «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского. Похоже, Минкульт оказался недоволен сокращением своего куска пирога и захотел вернуть контроль.

Впрочем, официальные основания реформы — экономическая неэффективность Фонда. Владислав Сурков (который в конце октября выбыл из попечительского совета Фонда кино) говорит, что Фонд кино должен был помогать делать бизнес, а вместо этого он, как и Минкульт, часто занимался безвозмездным выделением средств. Внятных критериев, по которым можно было бы судить об экономической эффективности Фонда, Сурков не обнаружил, при этом доля фильмов лидеров кинопроизводства в прокате упала.

«В декабре прошлого года я собрал «лидеров» и попросил их назвать эти критерии эффективности. Я ничего им не навязывал. Они сами предложили, что главный критерий — доля в прокате. И обещали, что к концу 2012-го добьются увеличения ее на 2%. То есть, доля лидеров в прокате должна была бы составить 13 %, а общая — 18%. Вместо этого у нас на сегодняшний день оказался минус 2%. Вы же прекрасно понимаете, что публично защищать эту «лидерскую» схему трудно. Почему именно эти компании делят госденьги, а не другие? На старте реформы это вызывало очень много вопросов в обществе… И тогда же, в декабре 2011-го, я предупредил лидеров, что, если предложенные ими самими критерии не сработают, придется менять схему финансирования. Критерии не сработали. Значит надо менять. Причем для нас самое важное, конечно, не возврат денег, а чтобы отрасль заработала».

МНЕНИЕ СУРКОВА: ФОНД КИНО БУДЕТ ЖИТЬ

Как бы то ни было, Владислав Сурков утверждает, что уменьшение полномочий Фонда кино вовсе не значит, что Фонд стоит на пороге ликвидации:
«Вопрос ни в коей мере не стоит о том, чтобы закрыть Фонд и убрать все в Минкультуры. Фонд задумывался именно как экономический агент правительства в сфере кинематографии, его основной функцией должна была быть бизнес составляющая процесса. А этого не произошло. Сейчас речь идет о том, чтобы добиться от Фонда, чтобы он стал экономическим агентом, как и предполагалось при его создании, и выделял деньги только на экономических основаниях».

По нашей информации, единственная причина, по которой Фонд кино не был распущен или уничтожен — это его обязательства. Как перед продюсерами-мейджорами, так и перед государством, не говоря уже об обязательствах различного самого свойства перед европейскими фондами и киноакадемиями. Но об этом позже.

НОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ И СРЕДСТВ

Тем временем роль Фонда в господдержке стремительно сокращается. Кроме того, Фонд переходит под контроль Министерства культуры.

Распределение «безвозвратных» переходит в ведение Минульта, за Фондом же остается лишь поддержка коммерческого кино. Минкульт начинает контролировать деятельность Фонда, но как — пока неизвестно.
В следующем году государство выделит на поддержку кинематографа 5,3 миллиарда. Каким образом они будут разделены между Фондом и Минкультом — тоже пока не понятно, говорится о некоем «соглашении между структурами».
Выделенные Фонду средства будут разбиты на две примерно равные части. Одна часть уйдет на дотации по старой схеме, чтобы мейджоры смогли закончить начатые фильмы. Вторая половина будет распределяться по новым условиям: это может быть 1) трехгодичный займ с возвратом 2) дотирование ставки банковского кредита 3) премии за успешный прокат фильмов (такой вариант был предусмотрен в первый год работы Фонда, но потом от него отказались). При этом дотационная часть будет контролироваться Министерством культуры.

Слово вновь предоставляется кардиналу кинематографии РФ, Владиславу Суркову. Обратите внимание на первое предложение.

«Я не сторонник резких реформ в любой чувствительной сфере. Около половины средств я бы оставил в Фонде на невозвратной основе, но при этом увеличил бы влияние Минкультуры. Не нужно сейчас эти деньги изымать из Фонда. Я все-таки надеюсь, что определенная эффективность его как экономического агента возрастет»

   Единственный очевидный плюс нововведений — можно будет одновременно подавать заявки и на грант Минкульта, и на грант Фонда кино.

Детали новой схемы обещают разработать до 3 декабря. Тогда же, по некоторым слухам, и должна решиться судьба Сергея Александровича Толстикова — ныне исполнительного директора Фонда кино, сумевшего приобрести за несколько лет уважение самой широкой общественности: и продюсеров, и прессы как адекватного чиновника в ситуации между промихалковскими сциллами и минкультовскими харибдами. Точнее, с судьбой Сергей Толстиков определиться должен сам: вопросы недетские, положение сложное, ответственность не прежняя.

«С ним идут серьезные торги. Все понимают, под чем каждому нужно подписаться, — и каждый пытается или снять дополнительную ответственность, или выторговать больший кусок пирога», — сказал нам доверенный источник в госаппарате Минкульта. Ему вторит второй наш источник, пожелавший остаться неизвестным: «Международному департаменту тоже придется несладко. Мединский сегодня публично проявил некомпетентность в оценке патриотичности такого вида деятельности департамента, как копродукция. Фактически на деятельности департамента поставлен крест. Функции международных продаж будут распределяться. Может, добавятся новые люди. Может, „Роскино“ и не выиграет много. Хотя когда высокопоставленный и сильный чиновник является твоим экс-бойфрендом, стоит ждать самых щедрых подарков. Не исключено, что Романовой оставят с ее согласия именно копродукцию и Red Square Screenings, что касается Moscow Business Square, то его должны упразднить».

КОММЕНТАРИЙ ТОЛСТИКОВА

«Надо было что-то делать. Это даже не вопрос падения доли отечественного кино, просто надо совершенствовать любую систему. Мы готовили свои предложения с упором на общий пакет проектов, нацеленных на зрительскую аудиторию. Имея в виду прежде всего такие критерии как количество зрителей и цена зрителя, то есть, рентабельность. В том, что Министерство культуры как высший исполнительный орган в этой области должно осуществлять контроль над Фондом, не вызывает сомнений. Единственное, чего я сейчас не могу понять, на какие конкретно цели, помимо традиционных для министерства направлений, будут потрачены безвозвратные субсидии Минкульта. Но это их компетенция»


КОММЕНТАРИЙ ПРОДЮСЕРОВ К ВЧЕРАШНЕЙ НОВОСТИ (РИА Новости)

Сами кинематографисты также предлагали разные варианты изменения механизма финансирования. Например, председатель Союза кинематографистов РФ режиссер Никита Михалков считает, что на возвратной основе делать кино невозможно, поэтому проще все передать Минкультуры для финансирования проектов на дотационной основе.

Другая крайняя точка зрения была озвучена главой компании «Профмедиа» Рафаэлем Акоповым, который считает, что чем больше государство дает денег на кино, тем меньше становится русская доля бокс-офиса. Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов уже не в первый раз высказал идею о дотировании билетов — по его замыслу, госденьги должны идти на понижение стоимости билетов на показы российских фильмов. Гендиректор «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин о нововведениях:

«Консенсус достигнут. Глобально никаких возражений ни у участников рынка, ни у руководства фонда нет: надо двигаться в этом направлении. Будет большая ответственность, потому что если не будут достигнуты какие-то определенные показатели по каждому проекту, будут определенные выводы сделаны по поводу финансирования следующих картин».

Глава компании «Профмедиа» Рафаэль Акопов считает, что предыдущее распределение функций между Фондом кино и Минкультуры лишь создавало неразбериху.

«Это госрегулирование четыре года назад выглядело суперсовременным, потому что отошли только от министерства и учредили Фонд, который распределяет деньги по своей повестке дня. Но пришло время посмотреть, что происходит. Сами мейджоры считают, что от тех принципов, которые есть сейчас, надо отходить. Теперь министерство и Фонд кино больше не пересекаются. Через Фонд будут идти преимущественно возвратные или стопроцентно возвратные проекты. Но в связи с этим разделением понятно, что фонд будет находиться под большим контролем Минкультуры как главного государственного органа».

По мнению режиссера Федора Бондарчука теперь производство картин перейдет в разряд спортивных соревнований, нацеленных на результат. «Выдаются деньги на поддержку, на продвижение, и это переходит в спортивные соревнования с прицелом на результат. Мы боялись, что Минкультуры будет распределять темы по личным приязням или неприязням, и говорить снимите про Гагарина или про шахтеров, но нам сказали, что это не так»

Однако на данный момент озвучены лишь общие принципы изменения госфинансирования. Сами механизмы работы планируется выработать в течение 10 дней. Вопрос же о конкретных суммах, которые пойдут через Фонд кино и Минкультуры, пока не поднимался вовсе.

Директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов: «Про деньги речь не шла. Речь шла только о четком разграничении полномочий. Фонд кино — это экономический агент Министерства культуры, который будет отвечать за коммерческие проекты».

Kinobizon

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email