В чем нам не следует отставать от Путина ("Glavred", Украина)
Андрей Кокотюха
Россия понимает значение кино, издательского дела и в целом - культуры для полноценного развития страны. Интересно, когда к такому же выводу придет власть украинская.
Трехчасовой патриотический фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» стоил, по разным данным, взятым из открытых источников, от 35 до 45 миллионов долларов. С художественной точки зрения картина - не самая лучшая. В прокате себя также не окупила. Тем не менее, это не помешало Михалкову и дальше снимать российское патриотическое кино, где русский - не гражданин России, а именно этот этнический «русский», - показан человеком с большой буквы «Р». Загадочность души которого Никита Сергеевич обозначил фразой, которая является слоганом «Сибирского цирюльника»: «Он - русский. Это многое объясняет».
Со своим чрезмерным патриотизмом Михалков давно надоел части российских зрителей. Еще одна часть над ним смеется. Недобрые пародии на главного монархиста российского кинематографа стали правилом хорошего тона для многочисленных скетч-шоу. Все чаще слышим: как художник он себя исчерпал.
Читайте также: Михалков дает высокую оценку самобытности испанского кинематографа
Но, несмотря на это, миллионы долларов из бюджета государства Россия сам Михалков и его студия «ТРИТЭ» получают на съемки новых фильмов соответствующего содержания регулярно. То же самое можно сказать про другие действующие российские студии.
Хотя современные российские аналитики все чаще сетуют на то, что почти стопроцентное бюджетное финансирование убивает российское кино и делает его безликим, оно, это самое кино, в соседней России с каждым годом снимается во все больших объемах. Индустрия, таким образом, работает. В ней задействованы сотни тысяч специалистов. И хотя на Украине актуальное российское кино уже не так популярно, особенно - в широком прокате, россияне все равно рассматривают украинский рынок, как вспомогательный. И не единственный, где русское кино пока востребовано.
Амбиции быть представленными в Европе и даже по другую сторону океана создатели российского кино пока еще имеют. Но, как показывает практика последних лет, скорее по инерции, чтобы не забывали. На самом же деле кинопроизводство в современной России медленно превращается в то же, чем является Болливуд для Индии: создание из года в год десятков и даже сотен фильмов для сугубо внутреннего потребителя. А для украинцев современные российские фильмы имеют такое же значение, как для советских людей с начала 1970-х до конца 1980-х - индийское кино.
Также по теме: Тарковский - человек, которому удалось обмануть время
Вопрос очень простой: почему украинская власть упорно не хочет закладывать в бюджет адекватные средства на аналогичное развитие кинопроизводства на Украине? В частности, в нынешнем противоречивом бюджете нашей страны эти расходы также сокращены. Хотя, честно говоря, положительной динамики развития национального кинопроизводства мы не очень видели, даже имея 178.5 млн. грн. на это дело по состоянию на 2012 год. И неважно, что судьбой отечественного кино и необходимостью создания соответствующей инфраструктуры публично заинтересовался Виктор Янукович-младший, сын первого лица государства, человека, который в нашей стране единолично решает все: индустрия фильмотворения не сделала даже полшага вперед. Поэтому одно слово президента, поддержка партии власти - и все у нас заработает, как надо. Почему же он молчит?
Согласен, в долларах названная выше сумма - это лишь 22 с лишним миллиона. Для полноценного становления и развития национального кинопроизводства мало. Знаете почему? Ибо это меньше, чем стоил бюджету Российской Федерации один фильм Михалкова «Сибирский цирюльник» в 1998 году. Но если в плане постепенного развития кинопроизводства ориентироваться на российскую практику бюджетных вливаний, то вряд ли стоит сетовать на отсутствие денег в государственной казне, потому что Украина - бедная. Это неправда: на содержание власти выделяются огромные средства. Так, на финансирование того же Владимира Путина или Барака Обамы их государства дают больше денег, чем тратится на наших руководителей. Но в США и России наряду с этим кино снимают - и снимают активно! Америка с одной стороны, Россия - с другой средствами кино воплощают и пропагандируют основные ценности собственных стран.
Читайте также: Успех франкоязычного кино в России
Если посмотреть одну за другой рядовые, действительно не лучшие российские ленты, такие как новая туповатая комедия «На море» и новая претензионная историческая драма «Орда», мы увидим: их объединяет то, что их герои - русские, и это многое объясняет в их удивительном с точки зрения представителей различных цивилизаций поведении. Средствами кино россияне раз за разом демонстрируют - хотя бы самим себе, - примеры собственной идентичности и образцы национальной гордости. А российская власть в лице Путина выделяет раз за разом не десятки, а сотни миллионов на развитие такого вот национального кино и возрождение индустрии. Все довольны.
Значит, соседнее государство понимает значение кино, издательского дела, в целом - культуры для полноценного развития страны. Не ошибусь, если скажу: это одна из причин стойкости Путина на российском троне. Мне интересно, когда к такому же выводу придет власть украинская. Поняв, что национальное кино, к тому же, присутствующее на экранах в больших объемах, способно так влиять на граждан, что они перестанут замечать непрофессионализм этой самой власти.
Перевод: Антон Ефремов.
комментарии (0)