Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Документалистов официально признали свидетелями

опубликовал | 16 декабря 2012

Виктор Матизен | - просмотров (78) - комментариев (0) -

Документалистов официально признали свидетелями

На завершившемся в Москве «Артдокфесте» вместе с фестивальными наградами вручили премию «Лавр».

Заключительная церемония сопровождалось язвительными шутками. Зал заполнялся постепенно, и, глядя на пустующие места, ведущая вечера Ирина Петровская, имея в виду митинг оппозиции и демонстрационные задержания лидеров, отпустила первое «мо»: «Не все еще вернулись с Лубянки». Эстафету подхватил председатель КиноСоюза Андрей Прошкин, вручавший почетный приз за вклад в кинолетопись знаменитому  белорусскому документалисту Юрию Хащеватскому, автору антилукашенковского памфлета «Обыкновенный президент» и не менее критической «Лоботомии», в которой на орехи достается российской власти. Прошкин иронически отметил, что важность документального кино была удостоверена на государственном уровне обыском у Павла Костомарова, а Хащеватский добавил, что Россия и Белоруссия становятся все союзнее, после чего кто-то запустил по рядам хлесткое определение новой государственности: «Советский союз России и Белоруссии».

В противовес Екатеринбургскому фестивалю документального кино «Россия», сторонящемуся политической актуальности, «Артдофест» ее поддерживает и выигрывает в общественном мнении. Разумеется, документалистика не сводится к злободневности, но без нее теряет вкус и становится описательной. В этом году злободневности (не путать с сиюминутностью) было больше, чем обычно, причем количественный рост не сопровождался упадком качества.

Так, уже в первой номинации «лучший неигровой фильм» сошлись картины Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года», рассказывающий о популярном поэтико-политическом проекте Андрея Васильева, Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова, «Завтра» Андрея Грязева – об одноименной группе политического перформанса, «Зима уходи», снятая группой молодых режиссеров из мастерской Марины Разбежкиной и рассказывающая о престном движении, а также единственная «неполитическая» лента – «Антиподы» Виктора Косаковского, сопоставшившая географически  противоположные области земного шара и впечатлившая зрителей своим планетарным размахом, которая и получила «Лавр».

Хотя телевидение, по идее, должно быть оперативнее, чем кино, к российскому ТВ это не относится, и в телевивизионных разрядах «Лавра» прямой актуальности было меньше, чем в кинодокументалистике. В номинации «лучший документальный сериал» оказались «Моя великая война» Андрея Зайцева, в которой четыре ветерана – минометчик, танкист, офицер штрафбата и блокадница вспоминают о пережитом 60 лет назад, фильм Елены Ласкари «От нуля до 80» рассказывает об известном биофизике Симоне Шноле (точнее, он рассказывает о своей науке и своей жизни и своей науке), а «Испанский след» Елены Якович – о влиянии гражданской войны в Испании на умонастроения людей прошлого века. Победила Великая Отечественная.

Лучшим артфильмом, в чем мало кто сомневался, был признан «Антон тут рядом» Любови Аркус (см. «НИ» от….). Эдуард Сагалаев традиционно присовокупил к нему 5 тысяч долларов, которые режиссер фильма решила вложить в основанный ею и Авдотьей Смирновой Фонд реабилитации взрослых аутистов.

Лучшей просветительской лентой названа картина Екатерины Гордеевой «Победить рак», название которой говорит само за себя. С ней состязались лирический «Кукушкин сад» Светланы Быченко и «Чувственная математика» Екатерины Еременко, в которой известные геометры и топологи показывают, как из форм окружающего мира возникают математические проблемы. Что любопытно, один из них при этом крутит ветвь, походую на лавровую, сравнивая ее листья с гиперболической поверхностью.

За звание лучшего полнометражного телефильма боролись «Рожденные  в СССР. 28 лет» Сергея Мирошниченко (4-й фильм известной серии, режиссер которой раз в семь лет снимает тех же героев), «Эвакуационный роман» Бориса Караджева, начинающийся во время войны, когда в Пермь были вывезены питерская Мариинка и московское Вахтанговское балетное училище, а также «Автопортрет в наручниках» Виктора Дашука про белорусского художника Алеся Пушкина. «Лавр» достался Мирошниченко, которому пришлось поездить немногим меньше, чем Косаковскому, чтобы повидать своих героев, когда-то живших в одной стране, а нынче разбросанных по планете.    

Нечто подобное вышло и в номинации «Лучший короткометражный телевизионный фильм», где победу одержал современный, но отстраненный от политики «Собачий кайф» Ивана Твердовского-младшего, в котором речь идет о заменившей «клеевые» развлечения смертельно опасной молодежной забаве с перехваченным дыханием. Он опередил и любопытную психосоциальную ленту Валерия Отставных, где администрация, милиция и православная братия дружно ополчились на Христа и деву Марию, которых местная художница нарисовала на степе торговой палатки, использовав при этом «чужеродный» мотив «Сикстинской мадонны» Рафаэля, и картину Юлии Бывшевой «Путин, люби нас», в которой действие спектакля Кирилла Серебренникова само собой перетекает на улицы Москвы.

Актуальность отыгралась в номинации «Лучший дебют», где на первое место вышел «Марш! Марш! Левой!» Натальи Ибаньес, главным героем которого является координатор оппозиции Сергей Удальцов, а героем второго плана – известный «дебошир» Александр Баширов, обучающий Удальцова актерской удали. Эта же картина получила спецприз жюри «Артдофеста». Меньшее число голосов собрали «Мальчики» Александры Пустынновой – о том, как монахи пытаются оградить своих питомцев от мирских забот, и сюжеты из Восточной Пруссии 1935-1948 гг., сведенные Татьяной Чистовой в фильме «Фрау, фрау, где дорога в Пиллау?».

То, что важнейшим из искусств для нас является документальное кино, подтвердил еще один «вручант» - представитель правительства Москвы Сергей Капков, заявивший, что если власть стала по утрам стучаться к документалистам, это значит, что она признала их свидетелями своего времени. А кто-то высказал ехидное предположение, что оба СК России (Следственный комитет и Союз кинематографистов) используют изъятые у Павла Костомарова материалы и смонтируют из них фильм наподобие печально известной «Анатомии протеста», который послужит в качестве обвинительного заключения и заключительного обвинения в «болотном» деле.  

Странным образом вышло так, что жюри «Артокфеста» присудило приз за лучший полнометражный фильм и Гран-при соответственнно двух картинам, занимавшим в каталоге первые по алфавиту места: «31 рейсу» Дениса Клеблеева о двух вездеходчиках, доставляющих продукты в удаленный поселок, и Хокана Пьеневски и Коге Йонссона «А была любовь» - портрету одной российской семьи и одновременно портрету современной России, снимавшемуся 12 лет. Денис Клеблеев, кстати, оказался первым документалистом, рожденным на фестивале – в том смысле, что именно «Артдокфест» побудил его выбрать профессию. Вручавшая приз основательница канала Рен ТВ Ирина Лесневская сказала при этом, что фильмы, подобные «31 рейсу» и другим фестивальным картинам должны лежать на столе у президента. «И, главное, у Бастрыкина» - добавили в зале. А председатель жюри Андрей Смирнов обратил внимание на большое число документальных фильмов, снятых о России иностранцами, добавив, что ни одна из них не будет показана по телевидению. Еще один специальный приз жюри достался фильму Алексея Янковского «Нам нужно счастье» о русской женщине, живущей среди иракских курдов. «Я тоже хочу» - сказал еще один шутник, имея в виду фильм Алексея Балабанова на ту же тему.





комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email