Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

"100 фильмов - это бред сумасшедшего"

опубликовал | 19 января 2013

Виктор Матизен | - просмотров (87) - комментариев (0) -

«Вопрос не в отборе фильмов, а в мозгах педагога»

Евгений Ямбург, директор московского центра образования № 109, член-корреспондент РАО, входящий в Общественный совет при Минобрнауки, к спущенной сверху инициативе школьного киноликбеза относится более чем скептически.

Евгений Ямбург: «Нечего нам какие-то списки подсовывать! В школе эта инициатива не привьётся»


Что думаете по поводу перечня 100 фильмов для школьников?

– Это бред сумасшедшего! Меня как директора этот список не особо волнует. Кто может школу заставить: эти фильмы смотреть, эти нет? Уж в таких-то пределах мы свободны. Это же не политический вопрос. Дайте возможность профессионалам делать выбор самостоятельно. Не хватало, чтобы и этим ещё командовали. Не надо говорить: Пупкин плохой режиссёр, Тютькин хороший. Просто покажите детям Феллини – и они поймут, где настоящее кино. Сначала «Дорогу», а потом и «Восемь с половиной», пусть напрягутся.

Какие у вас конкретно претензии к списку?

– Кончается он почему-то 1994 годом, «Утомлёнными солнцем». Что, после 1994 года ничего не было, что ли? Там нет классики мультипликации, нет Гарри Бардина, в том числе и его нового замечательного «Гадкого утёнка». Нет документального кино. А в этом жанре есть вещи абсолютно блистательные, пусть спорные и полузапрещённые. Скажем, Бардин-младший снял «Россию 88» про неонацистов – важная, серьёзная вещь. А «Утомлённых солнцем» я детям показывать не буду. Ничего личного. У Михалкова есть действительно выдающиеся фильмы – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров». Их и покажу.

Что смотрят на уроках ваши школьники?

– У нас есть небольшой кинозал, мы там смотрим и обсуждаем сложные фильмы. Показывали и будем показывать старшеклассникам мировую классику: и Феллини, и Антониони, и Тарковского. Иногда опережаем время. Когда-то была запрещена к показу «Катынь» Анджея Вайды. А мы её смотрели. Рыдали все.

Как насчёт голливудских фильмов?

– Попкорновое кино дети посмотрят и без нас. Помню, было время, когда все «тащились» (как они говорят) от «Аватара». Ну и я пошёл, посмотрел – куда деваться? И ничего там страшного нет, нормальный фильм с блестящими спецэффектами, прямые идеи: не вмешивайся в чужую экологию. Всё, о чём в своё время писали Стругацкие. Я школьникам говорю: «Сейчас будем смотреть анти-“Аватар”: кино Тарковского “Солярис”. Только имейте в виду: я в вашем возрасте был не совсем дебил, но понимать автора начал только с пятого раза. Надеюсь, вы хотя бы с третьего поймёте». Через неделю приходят родители 45-летние: «Спасибо! Впервые появилась общая тема для разговоров с ребёнком!»

Не боитесь, что киноклассика для подростков слишком сложной окажется?

– Научиться смотреть медленно и внимательно – тоже интересно, тоже завораживает. Не всё ж любоваться, кто кого и как поимел (извините) и убил. Вопрос не в отборе фильмов, а в мозгах педагога. Есть, слава Богу, золотая полка киноклассики. Есть где развернуться. И нечего нам какие-то списки подсовывать! Это всё какие-то игры. «Шумим, братец, шумим!». В школе эта инициатива не привьётся. Умные педагоги и так покажут всё, что считают нужным, а бездельники не покажут ничего даже со списком.

Какие фильмы лично для вас были важны на заре туманной юности?

– Мне в этом плане повезло. Было кому развивать. Читал диссидентскую литературу, фильмы тоже смотрел неканонические. Никогда не забуду такую историю. Году, кажется, в 73-м мы с приятелем вели факультатив по теории и истории кино на базе клуба в Текстильщиках. Однажды всеми правдами и неправдами выцыганили из Белых Столбов, из Госфильмофонда, «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Привезли – и ахнули: там не было главной части! Той сцены, где зажигают бокалы в честь погибших соратников. Пришлось нам с другом выходить на сцену, имитировать то, что вырезали. Пересказывали и показывали вживую. Помню, как мы чуть ли не тайно показывали «Земляничную поляну» Бергмана. Не потому, что там было что-то не так с идеологией, а просто кончилась семилетняя лицензия. Фильм был запрещён к показу. А сегодня же всё есть в интернете, ну ёлки-моталки! Смотри не хочу.

Свежую «Анну Каренину» не видели?

– Не успел ещё. Замотался. В целом с экранизациями история особая. Тут нужны нестандартные ходы. Я учитель старый, древний, могу поделиться опытом. Например, я показываю и того «Идиота», где Яковлев играл, и того, где Миронов, и фильм Акиры Куросавы. Тогда возникает разговор. Есть о чём подумать. У Куросавы, конечно, вообще ничего не понятно и на текст не похоже. Во-первых, все с раскосыми и жадными глазами. Во-вторых, дело происходит в Японии, в 1946 году, после войны. Идёт снег, однозвучно звенит колокольчик, и князь Мышкин не на поезде едет, а плывёт на пароходе. И рассказывает: «На войне меня хотели расстрелять. Я стоял третьим во втором ряду». Дети, конечно, опешили: при чём тут Достоевский? Я говорю: «Господа! Здесь больше Достоевского, чем в любой буквальной экранизации!» Он же был арестован по делу петрашевцев, его должны были расстрелять, и стоял он как раз третьим во втором ряду.

Что из новинок посоветуете подросткам?

– Сейчас вышел гениальный совершенно фильм. Его никто ещё не видел, а я бы его показывал в кинотеатрах. Называется «Война принцессы», снял мой друг Володя Алеников. Я в полном восторге. Формат современный, не занудный, жёсткий. О любви русской девочки к «хачику», любви двух подростков из враждующих банд. Современная «Ромео и Джульетта»! И не надо никаких слов про толерантность. Просто покажите этот фильм!

А 100 фильмов из списка пусть чиновники сами смотрят.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email