Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Юрий Грымов и Даниил Дондурей о "100 фильмах"

опубликовал | 23 января 2013

модератор КиноСоюз | - просмотров (97) - комментариев (0) -

К.ЛАРИНА: Не оскудевает наша страна на культурные шоки, собирай какие хочешь программы, каждый день по культурному шоку. Здесь в студии ведущая передачи Ксения Ларина и мои гости, которых я с удовольствие представляю. Это Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», ну а дальше социолог, культуролог, член Общественного Совета. Здравствуйте, Даниил Борисович.

Д.ДОНДУРЕЙ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Скромный Юрий Грымов, кинорежиссер. Можно? Или что-то еще добавить, Юра?

Ю.ГРЫМОВ: Можно добавить и по поводу Совета, но, мне кажется, все это такие нагрузки, которые я называют пустые хлопоты.

К.ЛАРИНА: Хорошо. Давайте я напомню тему сегодняшней передачи. Инициатива Министерства культуры и Министерства образования совместная, о чем они доложили на пресс-конференции на этой неделе: ввести в школе факультативный курс по истории кино. И предложено на этот курс 100 лучших фильмов, которые отбирались там в течении какого-то времени рабочей группой. Это фильмы российские, советские, поскольку я понимаю, будет еще список аналогичный из мирового кинематографа. Но там проблемы с авторскими правами, пока не разберутся с юридическими нюансами, этот список пока публиковать не будут. Так что мы сегодня говорим о списке «100 лучших фильмов из истории российского, советского кино».
Здесь присутствует Юра Грымов, поскольку я помню, что это была его мечта когда-то. И вот ты доволен теперь?

Ю.ГРЫМОВ: Я 100% доволен движением. Если это власть, а вы согласны, что это власть, а даже не инициатива уважаемых кинематографистов, и я считаю, что все-таки движение наметилось. Поэтому это плюс. А качество можно сегодня обсуждать. Конечно, этот список немного смущает. Этот список такой провгиковский, люди, которые приходят заниматься кино именно такие фильмы и смотрят. Здесь на 55 месте, можно пошутить, т.к. школьники будут шутить, здесь есть такой фильм «Месть кинематографического оператора». Конечно, с американской иглы кино, которая сегодня случилась в прокат, людей, которые воспитаны на этом кино, так просто снимать нельзя. Представляете, сейчас ребенка взять резко и посадить за черно-белый фильм 63 года, конечно, тяжеловато. Но если ты говоришь, будет список иностранный, мне кажется сила подобного воспитания, внедрения, это комбинация. Это все надо делать в игровой форме. Когда я занимался Интернет-образованием, конечно, им эта игровая форма самая перспективная и самая правильная форма обучения. Надо скомпоновать с иностранным кино и грамотно составить программу что за чем. И кто это будет делать? Женщина, которая преподает литературу? Я тут заседал на одной комиссии и был в шоке, я не знал даже, что у нас не хватка учителей (это все знаем), но люди из Узбекистана приезжают преподавать русский язык.

К.ЛАРИНА: А что сразу бросается в глаза, можешь ли ты себе какой-то вывод сделать. Тут есть какой-то принцип подбора. Конечно, наши слушатели пишут, что это советское пропагандистское кино, разбавленное «Зеркалом» и А. Рублевым. Я не уловила пока сверхзадачи. В чем целеполагание именно набора этих названий? Даниил Борисович?

Д.ДОНДУРЕЙ: Существует ведь много видов воспитания. Есть воспитание нравственное, есть какое-то мировоззренческое, есть художественное. Есть воспитание патриотическое, безусловно, это главная цель, которая ставится теми, кто заказал эту работу. Либо доказать, что мы сегодня наследники того самого государства, которым мы не живем. Это очень важно доказать, прошел 21 год. Вы можете себе представить, чтобы в 38 году вся идеологическая машина работала на том, что показать, что все правильные произведения создавались в 901, 904, 914. Нельзя себе представить даже, чтобы новое государство с новой экономикой, новым мировоззрением, оно рассказывало о том, что величайшая литература была при императоре Николае II, этого не было, так не бывает. 2 обстоятельства об этом говорит. За последние 2о лет авторы этого списка отобрали только 2 названия.

К.ЛАРИНА: «Утомленные солнцем».

Д.ДОНДУРЕЙ: И, конечно же, картину Бортко «Собачье сердце».

К.ЛАРИНА: Получается, из нового времени только один!

Д.ДОНДУРЕЙ: Вот министр культуры, я много с тем, что он говорит, согласен в этой пресс-конференции. Он говорит, что сам смотрит кино, чтобы что-то понять про современную жизнь. Не потому, что он руководитель кинематографа, он хочет разобраться, как и другие люди, что сегодня, что завтра, куда мы движемся. Ничего про это нет, даже в выдающемся фильме Н. Михалкова немного говорится про предвоенное время. Т.е. так все горбачевское время, и все ельцинское, и все время Путина изъято. Так говорят: дети, вы должны понимать, вести себя как Машенька, как это было в начале 30-х, в послевоенное время, вы должны понимать, что двигало людьми в начале 60-х, прекрасные есть картины…

К.ЛАРИНА: Очень важно понимать контекст. Пусть мне покажут фильм «Мать» Пудовкина, но пусть мне расскажут, как это фильм создавался. В передаче «Киноправда», которую вел Гера Кузнецов, муж Иры Петровской, как раз и было введение в контекст. Когда показывали старое советское пропагандистское кино, но был важный и серьезный разговор, почему именно такое кино рождалось в это время.

Д.ДОНДУРЕЙ: Но для этого должна быть подпорка времени современного. Мы понимая, что происходит в последние 25 лет, какие идеалы, в какой стране мы живем, какое у человечества будущее. И, исходя из этого, мы можем что-то понять про прошлое.

Ю.ГРЫМОВ: Все, о чем мы говорим, случилось гораздо раньше, этот список надо назвать «Старые фильмы о главном». О главном только современное должно быть. Как только туда мы улетели, что надо петь старые песни, при этом это удар по тормозам.

Д.ДОНДУРЕЙ: А прошло 18 лет.

Ю.ГРЫМОВ: На месте все. Никто не хочет разбираться, все боятся современникам за последние 20 лет сказать, что это кино достойное. Я бы не стал включать в этот список фильм «Александр Невский», мне кажется, что проехали.

Д.ДОНДУРЕЙ: А как учить бойцов, будущих солдат?

Ю.ГРЫМОВ: Как в ведре на голове тонуть что ли?

Д.ДОНДУРЕЙ: Ну, например.

К.ЛАРИНА: Юр, а ты показывал ребенку своему советские фильмы?

Ю.ГРЫМОВ: Я это делаю хитро: ну-ка, дочь, пошли в кино. Сейчас с супругой обсуждали какой-то фильм, специально в присутствии ребенка, она спрашивает, что это за фильм, мы ей: Ты не видела этот фильм? Мы тебе как-нибудь покажем. И это, поверьте, работает, чем за шкирку к экрану.

Д.ДОНДУРЕЙ: У нас художественное воспитание опять изгнано из школы.

К.ЛАРИНА: МХК – мировая художественная культура, танцы народов СССР, там до сих пор есть такое.

Д.ДОНДУРЕЙ: Да безусловно. Очень бы хотелось, чтобы было и кино, и театр. Теперь чисто статистическое, арифметика. В 6 классе 66 часов литературы. В 7 – 68. Здесь нет фильмов меньше, чем 1,5 часа.

К.ЛАРИНА: Там, кстати, есть почти вся школьная программа.

Д.ДОНДУРЕЙ: Это очень хорошо, зачем читать? Даже если будут смотреть дома, даже если будут только обсуждать, это сотни часов. У школы нет такого времени. Это «галочное» мероприятие. Поэтому его важно было не доработать, а побыстрее представить, провести конференцию, отчитаться, возбудить какое-то мнение. Кто к этому готовил? Вы представляете, сколько нужно работать с учителями? Будут ли они тратить на это время и деньги, как это показывать?

К.ЛАРИНА: Они себе видят какую-то идеальную картину. Как в рассказе В. Драгунского, когда дети пошли смотреть «Неуловимые мстители» и потом достали игрушечные пистолеты и рогатки и начали стрелять в белых, помогая красным, но этого же не будет.
Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Хочу прерваться на реплику Мединского: «Это не список лучших фильмов, это не русский "Оскар". Нам хотелось бы, чтобы школьник получил представление, как это искусство жило и развивалось, что в нем было гениального и новаторского, почему этот фильм был "Аватаром" своего времени». Вот меня как раз не устраивает именно этот подход. Смыслы важны, а не что там новаторского. Это же не киноведение, правда?

Ю.ГРЫМОВ: Когда у меня была мечта сделать уроки кино, зачем я это хотел сделать. Мне кажется, надо сильно изменить то, что сегодня не существует индустрии кино, и то, что надо готовить не только кинематографистов, но, прежде всего, готовить зрителей. Никто не транслировал, это же часть какого-то движения. Значит, мое предложение по поводу уроков кино, чтобы изменить ситуацию, чтобы индустрия стояла на ногах, производила кино, много и разного. Нам уже наши партийные лидеры говорят: давай ты снимешь, нет, не ты, давай ты. Люди высокого ранга выбирают людей, которые снимут гениальное кино. Поэтому этот список, он плохой или хороший, если только ради патриотического воспитания, то это утопия. Возобновление индустрии кино, чтобы мы могли гордиться, дети должны воспитываться не на американском кино, а на русском. Они его полюбят, нужно просто найти язык, они привыкли к другом киноязыку. Они мыслят по-американски. И не секрет, что многие американские компании снимают фильмы a'la Russe, это будет называться русским фильмом на сценарии, которые адаптируются там. Для создания индустрии лет через 15-20 тогда надо двигать к иностранному кино, к анализу, готовить педагогов в Пединституте.

Д.ДОНДУРЕЙ: Нет, здесь такой задачи не ставится безусловно. Т.к. все эти люди, которые принимали решения отсечь молодежь от русского кино после 88 года, они прекрасно знают, что после 2006 года у нас идет ежегодное падение интереса девочек-студенток к российскому кино. С 6 по 12 год упало с 29 до 13% доля российского в кинотеатрах. 87%, из которого более 80% американского, 5-6 остального мира. Значит, 87% девушки смотрят зарубежное кино, значит, не будут они в школе обсуждать, нет у них и не с кем, только друг с другом. И таким образом, что это за государственная политика, когда с одной стороны, они будут жить в реалиях мощнейшего. Это серьезные проблемы, когда будут разорваны реальное кинематографическое и… Или еще один вопрос – квотирование. Каждый директор кинотеатра спокойно обойдет эту глупость. Это же способ отчета. Любой директор кинотеатра знает, как сделать 20%.

Ю.ГРЫМОВ: И сейчас они это делают по итогам года. Когда в новогодние каникулы идет огромное количество плохих русских фильмов.

Д.ДОНДУРЕЙ: У нас есть 2 окна в сущности: новогоднее и майское. Ты еще попробуй туда попади, т.е. у качественного кино вообще нет шансов. Т.е. государство как политику в области защиты национальных интересов не ведет. Оно думает, что в 2013 году можно запретом. Но и тогда давайте американское кино запретим. Мы же не задумываемся о том, что американских фильмов до 87 года было 6-7, 8 было, если только Брежнев летел в Америку, а сейчас 170, причем больше половины из них очень выгодные.

К.ЛАРИНА: Все-таки скажите мне…

Д.ДОНДУРЕЙ: Намерение похвально.

К.ЛАРИНА: Интересы к российскому кино это список у молодежи…

Д.ДОНДУРЕЙ: Нет.

Ю.ГРЫМОВ: Если в школе их заставят насильно посмотреть фильм «Месть кинематографического режиссера», то дистанция вырастет. Если бы наша Госдума решила как-то ответить на закон Магнитского не за счет наших детей. Если бы Госдума вышла бы на язык кинематографа и сказал, мы хотя бы вернем НДС на американские фильмы. Но можно было бы минимизировать приход американского кино. Тут же Обама позвонил бы Путина, спросил, что мы тут делаем, а мы своих детей ограничиваем к счастливой жизни. Это большой бизнес. Мы 4-я по сборам страна в Европе и 9-я в мире. Но почему-то никто не хочет этим заниматься. Вы заметили, что нет ни одного серьезного игрока в киноиндустрии, я имею в виду большого олигарха. Понимаете, это очень длинный бизнес. Придет олигарх сегодня и скажет: я хочу. Сегодня войти большому игроку в кино, лет через 10 он может быть очень заметным игроком на всем земном шаре, кроме Америки. Туда он не пролезет, а в Европу попадет.

Д.ДОНДУРЕЙ: Здесь есть политические действия, я имею в виду политические действия в сторону культуры. Чтобы отменить НДС на американское кино. Но если бы это была настоящая политика в интересах российского. Мы понимаем, что будет в результате – повышение билетов. Мы догнали, наконец, американцев. У нас уровень зарплат в 3 раза ниже по отношению к Америке. А по билетам мы догнали: у нас 7,5 долларов, ну, примерно, и у них. В прошлом году 236 рублей стоил билет в стране.

Ю.ГРЫМОВ: Никто не говорил, куда этот НДС, который пойдет, вернется. Когда приняли такой закон убрать НДС, приравняли кинотеатры к производителям. Сегодня возвращают? Ни Госдума, ни СФ не сказал, что теперь 1 рубль будет уходить на финансирование, и опять нужна концепция. Никто этого не делает. И я когда писал открытое письмо президенту в МК, большое писал, 25 пунктов, а внизу: нам надо 12 хотя бы сделать.

К.ЛАРИНА: Давайте посмотрим на прокат, на кинозал. Кем он полон? Вы же сами сказали: девочками-студентками и мальчиками тоже аналогичными. На это ориентирована вся сегодняшняя какая есть индустрия наша. Это невозможно смотреть. Я себе представляю, если они сделают квотирование и заставят кинотеатры прокатывать фильмы, которые делаются за быстрыми деньгами, это еще неизвестно, что страшнее. Никто же не ходит в кино. Я понимаю, если бы они делали такой список, что у человека бы возникло желание. У нас проваливаются в прокате все фильмы, которые у нас получают фестивальные призы.

Ю.ГРЫМОВ: Я опять возвращаюсь к письму, которое писал, там был один пункт, он немецкий и французский. Существует репертуарный отдел, который смотрит, чтобы на 2000 экранах не шел один и тот же фильм. Запрещено законодательно. Т.е. людям 25+ уже некуда пойти, поэтому я ушел в театр. что такое кино и театр? я прихожу и хочу познать себя еще лучше. Делаться можно законодательно. Это не загонять всех 30-летних в зал.

К.ЛАРИНА: По поводу зрителя, которого утратили кинематографисты, но еще есть ТВ, тут-то этот процесс произошел без всякого квотирование. Сериалы зарубежные вытеснены российской продукцией.

Ю.ГРЫМОВ: Но 80% это аферированные компании по производству.

К.ЛАРИНА: Это не зрительский выбор?

Ю.ГРЫМОВ: Нет. Опять же возвращаясь к этому письму. У вас есть свой канал, запрещено работать с одним и тем же производителем. Производят фильмы свои аферированные компании. Это должно закончиться, тогда сегодня кинематографисты и молодые, и старые получат работу.

Д.ДОНДУРЕЙ: Все, что вы говорите наивно, т.к. на российском ТВ нет не только современного кино, но оно разрешено после 12 ночи, когда рейтинг кончается до 6 утра. Его последние 25 лет на российском ТВ нет.

К.ЛАРИНА: Есть Германика, есть Урсуляк…

Д.ДОНДУРЕЙ: Нет, это кино показывается по ночам, с российского ТВ давно изгнано советское кино. Оно только по праздникам, резервация. То самое кино, которым мы гордимся от имени Правительства РФ, его ни один топ-менеджер телеканала не пустит. Итак, мы чемпионы мира по телесериалам. Люди не различают, они думают, что кино и телепродукция одно и то же. И еще ей 3 часов и 45 минут из 5 часов прайм-тайма мало, сейчас будет удвоение сериальной продукции. Вы когда-нибудь анализировали контент телесериалов? Кто герои? Почему ставят в прайм-тайм?

Ю.ГРЫМОВ: Возраст смотрения центральных каналов сегодня 50+. Это случилось: молодежь ушла с телеканала.

К.ЛАРИНА: А куда она делась? Она пошла смотреть кино.

Д.ДОНДУРЕЙ: Нет, она пошла есть в рестораны и кафе.

Ю.ГРЫМОВ: Она пошла общаться. И на таком общении сейчас должно появляться новое кино. ТВ зашло в тупик со своим возрастом 50+. И все это бумерангом прилетит, не сейчас. Мы все понимаем, что там происходит, но это бумеранг запустился.

Д.ДОНДУРЕЙ: А потому что государство отторгает молодых людей, оно не учится с ними говорить. Они бы взяли эти 100 млн. с американского кино, выкупили бы время для дискуссий о кино. ТВ циничное, оно продаст это время.

К.ЛАРИНА: А я в начале сказала, что будет список иностранного кино, есть подозрение, что иностранного кино не будет?

Д.ДОНДУРЕЙ: Конечно, не будет.

К.ЛАРИНА: Даже сравнения не выдерживает. Положить перед нами список из 100 фильмов наших и 100 шедевров иностранных…

Д.ДОНДУРЕЙ: Они не заинтересованы в шедеврах, нет задач развивать личность. Но все-таки это разрешенная дверь. Найдутся какие-то сумасброды-учителя, директора школ, родительские советы, и они будут имеет право найти людей понимающих, что-то заказать и провести.

К.ЛАРИНА: А есть фильмы сегодня опасные, которые можно положить в качестве иллюстрации…

Д.ДОНДУРЕЙ: Здесь кстати нет ни Балабанова, ни Звягинцева, нет тех режиссеров, которые серьезно говорят о времени. Даже Гай Германика говорит о времени, и эти фильмы нам не нужны.

К.ЛАРИНА: Мы должны заканчивать. Давайте резюмируя нашу встречу, можно ли сказать, возвращаясь к списку, что это формализм чистой воды, и ничего этого не будет вообще? Вы это обсуждали на Общественном Совете?

Д.ДОНДУРЕЙ: Нет.

К.ЛАРИНА: А почему?

Д.ДОНДУРЕЙ: Я не знаю, хочу извиниться перед руководителями Минкульта, оказывается, была какая-то комиссия по кино, «Ленфильм» обсуждали, но я не участвовал. Это было бы очень важно, у нас столько сейчас событий в кино.

К.ЛАРИНА: Все0таки патриотическое воспитание и искусство – это 2 разные задачи.

Ю.ГРЫМОВ: Если вдруг произойдет этот список «Старые фильмы о главном», когда появились «Старые песни о главном», разрушился шоу-бизнес, поэтому если это опять будет придворное кино, если этого не будет, то это будет формальный, и еще больший вред нанесет. Нужно разработать большую программу по становлению киноиндустрии.

Д.ДОНДУРЕЙ: Для того, чтобы все культурные коды работали, их нужно поместить в современные контексты. Если они останутся в документах, то они не коснутся молодых людей нашей страны.

К.ЛАРИНА: Здесь вспоминают фильмы Юрий Грымова «Коллекционер» и «Муму».

Д.ДОНДУРЕЙ: Это ужасно сложные вещи, всегда найдутся…. Мы сегодня не говорили, кто лучше, кто хуже, это очень важные вещи.

Ю.ГРЫМОВ: Здесь важно не навредить. Если мы сегодня будем заниматься вкусовщиной, мне приятно, что вы, зрители, пишете меня. Но если бы меня включили сейчас в эту комиссию, то я бы с трясущимися руками нес бы такую ответственность. Но хочу быть оптимистом: движение есть. Хотя бы такое формальное. Но надеемся, что кино российское выживет.

К.ЛАРИНА: А каждый родитель должен сам составит список из 100 фильмов, которые нужно посмотреть его ребенку. Спасибо большое, а тему эту продолжим обязательно, кстати, в следующую субботу обещал быть сам министр культуры В. Мединский.

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email