Сегодня на «Мосфильме» в очередной раз будет вручена премия «Золотой орел», идеологом которой является Никита Михалков. И со сцены по сложившейся уже традиции прозвучат заклинания, что это самая главная и престижная кинонаграда в нашей стране. И доверчивые зрители, которые будут смотреть церемонию по каналу «Россия», в это поверят. На самом деле, итоги премии чаще всего вызывают у специалистов лишь снисходительную усмешку.
«Золотой орел» давно заслужил название «карманной» премии Михалкова, поскольку она с самого начала была ориентирована на то, чтобы не оставались незамеченными фильмы Никиты Сергеевича и его «ближнего круга». Апофеозом этого непоколебимого принципа стало присуждение в 2008 году аж 16-и «Золотых орлов», которые были спешно отлиты для фильма Михалкова «12», что вызвало бурю иронических комментариев в прессе.
На этот раз такого полномасштабного конфуза не будет: эпопею «УС-2» Михалков благоразумно решил на премию не выдвигать -- надо думать, в виду ее полного провала у критиков и зрителей. Но и без «великого фильма о великой войне» шорт-лист «Золотого орла» вызывает недоумение. Так, среди номинантов не значится главный фильм года -- «Фауст» Александра Сокурова, завоевавший «Золотого Льва» в Венеции. Нет в списке и таких известных лент, как «Жить» Василия Сигарева (гроздь призов на европейских фестивалях), «Я буду рядом» Павла Руминова (Гран-при «Кинотавра»), «В тумане» Сергея Лозницы (приз ФИПРЕССИ в Канне). Нет нашумевших фильмов «Конвой» Алексея Мизгирева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Измена» Кирилла Серебренникова, «Рассказы» Михаила Сегала, "Искупление" Александра Прошкина…
Что же вместо них? Есть средних достоинств псевдоисторический боевик «Шпион» дебютанта Александра Андрианова, но зато произведенный на михалковской студии «ТРИТЭ». Есть фильм «Высоцкий. Спасибо что живой», вызвавший резкую критику общественности, в том числе со стороны вдовы барда Марины Влади и друга Высоцкого Станислава Говорухина, назвавших фильм аморальным. Но за «Высоцким» стоит могущественный Константин Эрнст, с которым даже Михалков хочет (или вынужден) дружить. И еще есть пошловатый, наполненный матерной лексикой и прочими «злачными» излишествами фильм «Духлесс» Романа Прыгунова, который бойкие на перо журналисты не зря переименовали в «Тухлесс». Но одним из продюсеров фильма выступил Федор Бондарчук, входящий в круг поддержки Михалкова, и это сняло к «Духлесу» все вопросы…
Из действительно серьезных картин в номинанты попали только «Белый тигр» Карена Шахназарова – эта мистическая военная драма представляла Россию на «Оскаре», и «Орда» Андрея Прошкина – серебряный призер ММКФ. Эти замечательные фильмы, надеюсь, поборются между собой и поделят «Золотых орлов» в главных номинациях. Но и волей-неволей поднимут престиж других финалистов -- «Шпиона», «Высоцкого», «Духлесса», находиться с которыми в одной компании "Белому тигру" и "Орде" вообще-то не пристало…
С некоторыми нюансами опубликовано в "Труде":
комментарии (0)