Депардьировать в Россию
В Белых Столбах завершился фестиваль архивного кино
Есть в этом фестивале нечто, бросающее самый большой вызов повседневной действительности. И упорядочивающее даже самые хаотичные отечественные и мировые кинопроцессы. Чем не вызов: взять и дней на пять забыть про все московские дела, чтобы в Белых Столбах, на территории Госфильмофонда России, с десяти утра и до поздней ночи сидеть и слушать тапера, и смотреть, и смотреть немое кино.
А потом не верить своим глазам: неужели сегодня такое возможно - составить целую фестивальную программу абсолютных раритетов из истории кино, среди которых фильмы-находки и фильмы, восстановленные с помощью компьютерных технологий. "Конечно, чем дальше мы уходим от момента рождения этого искусства, тем меньше шансов найти исчезнувшие 100 или 50 лет назад киноленты или хотя бы небольшие фрагменты, - комментировал особенности фестиваля архивного кино руководитель научно-творческих программ Валерий Босенко. - Но Белые Столбы опровергают это: мы показываем находки и открытия, сделанные действительно в наши дни. Например, чудом найденные киноведами Николаем Изволовым и Сергеем Каптеревым в киноархиве Чехии документальный фильм классика советской анимации Михаила Цехановского "Гопак" 1931 года, один из первых советских звуковых мультфильмов "Улица поперек", документальный фильм 1928 года "Афганистан" Владимира Ерофеева, которые считались у нас утраченными". А в рамках программы "Сохранились не полностью", представленной питерским киноведом Петром Багровым, состоялась и своеобразная фестивальная премьера спустя семьдесят лет: небольшой документальный фильм Эйзенштейна "Катастрофа в Оахаке", который был снят им в Мексике и до сих пор у нас нигде не показывался.
Это фестиваль очень эксклюзивных киномероприятий: только там можно увидеть актерские кинопробы, чтобы открыть для себя старые, хорошо всем знакомые киноленты по-новому. А потом поздравить с выходом сотого номера журнала "Киноведческие записки", и далее - взять и отметить в дружеском киноведческом кругу десятилетие "Документальной камеры" Андрея Шемякина - программы, каким-то чудом удерживающей на нашем телевидении одну из самых высоких интеллектуальных планок.
А в промежутках между показами обсудить последние возникшие в Белых Столбах термины, - такие, как например, "депардьировать" в Россию, и оценить семнадцать подмосковных соток и новый деревянный дом Жерара Депардье. Пока без окон и дверей, но уже возведенный для французского актера гендиректором Госфильмофонда Николаем Бородачевым, во всеуслышание объявленного Депардье его главным русским другом. Премьеры Эйзенштейна, первые, мало кому известные киноработы Смоктуновского, Депардье в друзья, - здесь могут позволить себе и не такую роскошь...
Награды XVII фестиваля "белые столбы":
За большой вклад в развитие мирового киноискусства и популяризацию Госфильмофонда России - Надежде Долженко, Саидбурхуну Содикову и Георгию Наводничему;
Анне Коваловой - молодому киноведу за яркие статьи и книги по истории отечественного кино;
Виктору Ватолину - за сборник очерков по истории кинематографа Сибири;
Биргит Боймерс - за популяризацию советского и российского кинематографа;
Сергею Бандуровскому - за цикл передач для Интернета "Легенды дубляжа";
Евгению Герасимову и Льву Прыгунову - почетные золотые значки Госфильмофонда России.
Фото: Кадр из фильма "Дитя большого города" Евгения Бауэра, 1914 год, Росссия
комментарии (0)