Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ   Facebook

Андрей Смирнов на "Эхе Москвы" - на тему дня

опубликовал | 19 сентября 2010

модератор КиноСоюз | - просмотров (120) - комментариев (6) -

К. ЛАРИНА - Ну что, мы ждали этого события. Ждали, ждали, ждали, и наконец это свершилось. Теперь в российской кинематографии два союза. Есть союз кинематографистов, который, как вы знаете, возглавляет Никита Михалков. И теперь есть новая организация – «Киносоюз». Киносоюз зарегистрирован 13 сентября - мы теперь эту дату будем знать и помнить точно – в который вошли, сколько там, около ста человек, наверное, да? Ну, мы сейчас об этом поговорим. И расскажет нам наш гость, кто теперь его возглавляет и что это будет, что это за организация, каковы её цели и задачи, появятся ли новые члены в этой организации и как они будут существовать, вообще, эти две организации, параллельно сосуществовать на культурном пространстве России, хотя в принципе тоже всё не ново под Луной, мы знаем, как живёт огромное количество союзов писателей. И ничего, писатели есть и союзы существуют. Итак, в нашей студии кинорежиссёр Андрей Смирнов. Здравствуйте, Андрей Сергеевич.

А. СМИРНОВ - Здравствуйте, Ксения.

К. ЛАРИНА - Один из соучредителей новой кинематографической общественной организации – Киносоюз. Я вас поздравляю, что зарегистрирован официально, потому что сомнений было много. Мы помним, в каких муках всё это рождалось и сколько было скептицизма по поводу того, что, «ага, конечно, прямо сейчас вас так зарегистрировали, прямо вы сейчас появились». Появились. Поздравляем вас.

А. СМИРНОВ - Спасибо.

К. ЛАРИНА - Рассказываете с самого начала, что за компания у вас там получилась в итоге.

А. СМИРНОВ - Ну, для того, чтобы организация общественная была зарегистрирована, должен быть какой-то коллектив учредителей.

К. ЛАРИНА - Угу.

А. СМИРНОВ - 16 апреля нынешнего года состоялось учредительное собрание, куда пришло, там, человек 80 из тех, кто подписали известное письмо «Нам не нравится», с которого и началась история нашей организации. Там была выбрана уставная комиссия из 5 человек. К этой уставной комиссии присоединилось ещё несколько кинематографистов. Там 12 учредителей.

К. ЛАРИНА - Это специально такую цифру подобрали?

А. СМИРНОВ - Нет, так получилось.

К. ЛАРИНА - Потому что по этому поводу уже много шуток рождается в кинематографической среде по поводу 12 учредителей.

А. СМИРНОВ - Нет, нет, нет. Среди них такие кинематографисты, как Алексей Герман старший, как Александр Сокуров, Юрий Норштейн, Эльдар Рязанов, между прочим, легенда нашего кинематографа. И среди них есть кинематографисты, которых почему-то в Союзе кинематографистов принято называть молодыми, такие, как Борис Хлебников или Алексей Попогребский, этим людям между прочим лет по 40, а то и по 40 с лишним лет, у них по нескольку картин, международные призы, их фильмами интересуются фестивали во всём мире, а их всё держат почему-то в пелёнках.

К. ЛАРИНА - Я ещё тогда добавлю, просто я открыла сайт Киносоюза. Из тех, кого вы назвали, я ещё добавлю Андрей Прошкин, который тоже у нас считается молодым кинематографистом, ещё Александра Гельмана, замечательного драматурга, да?

А. СМИРНОВ - Да.

К. ЛАРИНА - Естественно, Данил Дондурей и продюсер Владимир Досталь здесь есть. Ну, остальных вы назвали, да, ну, естественно, Андрей Сергеевич Смирнов.

А. СМИРНОВ - Значит, ну, если говорить, что ли о целях…

К. ЛАРИНА - Да, потому что всё-таки самое-то главное, поскольку мы не в первый раз этой темы касается в течение последних двух, как минимум, лет, да? Получается, что очень многие воспринимают эту организацию как антимихалковскую, да, что это всё против Михалкова. Вот, как будто наша цель и задача – воевать с Никитой Михалковым. Наверное, это всё-таки не так.

А. СМИРНОВ - Знаете, при всём уважении к творчеству Никиты Сергеевича, я думаю, что многовато чести будет, если воспринимать нашу организацию как направленную персонально против него. Вот, в первом документе, который подписало около сотни людей, о чём много есть сочувствующих, которые пока что не вступили в этот союз, но спрашивают, как это можно сделать. В документе, с которого началась эта история, который назывался «Нам не нравится» в Интернете.

К. ЛАРИНА - Такой манифест своеобразный, да?

А. СМИРНОВ - Да, там было перечислено, почему мы решили выйти из прежнего Союза кинематографистов. Если говорить о целях, то, чтобы долго не распространяться, на мой взгляд, их две: одна главная и дальняя, которая потребует лет работы, а именно – создать общественную организацию, которая бы сумела сформировать настоящий профессиональный союз работников кинематографии, куда, конечно, должны войти в равной мере и те, кто заняты в производстве, и те, кто пишут о кино или снимают о кино, и прокатчики, владельцы залов, я надеюсь, что настанет время, когда любая контролёрша из тамбовского или Владивостокского кинотеатра будет состоять в этом профсоюзе, профсоюзе, который мог стать серьёзной силой и реально обеспечить защиту социальных и творческих прав всех, кто работает в кино. Это главная и дальняя цель, потому что, к сожалению, союз кинематографистов России не только ничего не сделал для этого, но фактически перестал существовать. Если вы зайдёте сегодня на Васильевскую, где раньше толпились люди, там просто никого нет, там просто ветер гуляет по коридорам.

К. ЛАРИНА - Я скажу вам честно, я свидетельствую, поскольку побывала не так давно в этом заведении, и на меня это произвело действительно впечатление, уровень культурного шока, вот такие испытала чувства по состоянию Дома кино сегодня, действительно, запустение невероятное, бедное, всё какое-то разрушенное. Короче говоря, ощущение разрухи от этого места, которое, действительно, раньше было центром общественной и культурной жизни в Москве, да?

А. СМИРНОВ - Вы знаете, чтобы покончить с темой лидера, председателя Союза кинематографистов, я бы сказал, ведь ещё несколько лет назад я был среди тех, кто активно поддерживал Никиту Сергеевича на одном из съездов кинематографистов, потому что в тот момента была реальная угроза разделения Союза.

К. ЛАРИНА - Это в 4-ом году, по-моему, да?

А. СМИРНОВ - Ну, что-то в этом роде. И мне, поскольку я тоже несколько лет работал в этом Союзе, мне казалось, что эту угрозу… её надо избежать, надо сохранить единство кинематографической организации, и многие из моих товарищей, кстати, находились на противоположной стороне баррикады, ну, в частности, Алексей Герман и его жена Светлана Кармалита, сценарист, и, между прочим, лауреат Государственной премии за всем известный замечательный фильм «Торпедоносцы», они вышли из Союза кинематографистов через три месяца после того, как Никита Сергеевич его возглавил. Они сразу не пожелали с ним работать. И я бы оставался таким же верным сторонником единства нашей кинематографической организации, если бы она реально существовала. К сожалению, вот, я не хочу больше к этому возвращаться. Я безусловно с уважением отношусь к творчеству Никиты Михалкова, мы много лет дружили, ещё с институтских времён, снимался в короткометражке, которую мы делали с Борисом Яшиным, когда он ещё был студентом. Нас связывают узы давние, но я полагаю, что при том, что это очень талантливый мастер, я люблю его фильмы, как артист, «Механическое пианино», мне кажется, это классика нашего кино, но как общественный деятель, мне кажется, он абсолютно вредоносен. Это человек, который возглавляет Фонд культуры, председатель Фонда культуры, он возглавил его после Лихачёва. Насколько я знаю, эта организация волочит сегодня жалкое существование. Он председатель Союза кинематографистов. Это была реальная сила общественная. Сегодня этой организации не существует. Уже несколько лет они не могут провести съезд, не могут московское собрание организовать. Всё не получается, кворума нету. Ну, не буду перечислять, Михалков занимает множество должностей, он, там, член какого-то совета при Министерстве обороны. Ну, есть масса общественных организаций, где он участвует, но ни одна из этих организаций, как мне кажется, не только не приносит никакой пользы, но она угасает в руках этого председателя. И, кроме того, поражает совершенно маниакальное стремление Никиты Сергеевича контролировать каждую копейку, которая приходит в кинематограф. Ну, окончательно это оформилось, вот, сейчас введена новая система финансирования, фонд поддержки кинематографа, любой человек может в Интернете посмотреть состав совета этого фонда, там 11 человек – это 10 чиновников и 1 кинематографист. Один, повторяю! Вот, они будут распределять основной поток средств в кинематографе.

К. ЛАРИНА - То есть, они распределяют бюджетные средства на кино, то есть, решают, какому фильму давать деньги, какому не давать.

А. СМИРНОВ - Разумеется. Основная масса денег этих пошла 8 студиям, которые выделены не совсем внятно каким образом. Насколько я знаю, Федеральная Антимонопольная Служба уже выступила с возражениями по поводу того, как эти 8 студий кем и по каким принципам были выявлены. Ну, казалось бы, уж тогда проведите аудиты, социальный анализ деятельности этих студий, и решайте, кто из них лучше. Это сделано было, как мне кажется, ну, довольно субъективно. Никита Михалков ещё и возглавляет Московский кинофестиваль. Словом, этот человек, по-видимому, хочет, чтобы ни одна государственная бюджетная копейка не прошла мимо него без его контроля. Вот здесь мы и поставим точку, а вернёмся к организации «Киносоюз». Повторяю, главная наша цель дальняя – создание профсоюза.

К. ЛАРИНА - На это тоже нужны какие-то средства бюджетные? Что здесь делать?

А. СМИРНОВ - Вообще, вопрос финансирования этого союза, пока он открыл, и вот этим сейчас и пытаются заниматься. Первое, чем мы сегодня вынуждены заниматься, сейчас только что опубликованы на сайте правила приёма в союз.

К. ЛАРИНА - А ЦРУ не хочет вас спонсировать?

А. СМИРНОВ - Пока что не выражало желания. Вот, значит, надо готовить съезд. На это, вероятно, уйдёт два или три месяца, но думаю, что в этом году мы такой съезд проведём.

К. ЛАРИНА - На это же большие деньги нужны, Андрей Сергеевич, для того чтобы хотя бы съезд провести. Мы же помним, сколько это стоит, нам всё это рассказывали во время проведения съездов.

А. СМИРНОВ - Но у нас съезд будет не в Кремле, не в Гостином дворе, я надеюсь, что мы найдём скромное помещение, потом, свет не без добрых людей, я надеюсь, что есть люди, которые нам помогут, по крайней мере, на первых порах мы пока что ничего не собираемся просить у государства, хотя надеемся, естественно, наладить диалог с властью, очень важно, чтобы власть понимала, какие цели мы ставим, чем реально мы будем заниматься. Поэтому, вот, кроме той дальней цели есть ближняя, самая важная. И думаю, что сразу после съезда первое, что сделает новый союз – это проведёт… да и на съезде какая может быть тема? Главная тема одна – кризис в российском кинопроизводстве, в российском кино, которое остановилось практически. Уже больше года. Хотя отдельные фильмы снимаются, тот поток дебютов, кино как коммерческого, так и артхаусного, к которому мы уже успели привыкнуть, его сегодня нет.

К. ЛАРИНА - Это Андрей Сергеевич Смирнов. Я напомню, что сегодня мы говорим о новой общественной организации кинематографистов, которая называется «Киносоюз», принимаем ваши вопросы на СМС +79859704545. Конечно же, обязательно коснёмся творческой жизни, что было бы глупо пригласить Смирнова, не спросить режиссёра Смирнова, что происходит в творческой жизни, а там есть, о чём рассказать. Продолжим после новостей.



НОВОСТИ



К. ЛАРИНА - Напомню, что сегодня у нас в гостях кинорежиссёр и один из соучредителей нового киносоюза Андрей Сергеевич Смирнов, мы продолжаем наш разговор, здесь уже пошли вопросы от наших слушателей. Естественно, очень много вопросов, связанных с конкретными персоналиями, я могу перечислить: «А Данелия, а Хуциев, а Сельянов, а Кончаловский?». Ну, можете на этот вопрос ответить. В принципе, на сайте киносоюза список всех членов – он есть, и можете ознакомиться. И второй вопрос, который тоже уже несколько раз задавали, видимо, кинематографисты, спрашивают вас из разных регионов, как вступить в Киносоюз, как это сделать.

А. СМИРНОВ - Прежде всего, вопрос о том, как вступить. На сайте Киносоюза kinosouz.ru… не знаю, уже ли, у меня, к сожалению, последние два дня пропал Интернет.

К. ЛАРИНА - У меня есть здесь, пожалуйста.

А. СМИРНОВ - В пятницу должны были опубликовать эти правила. Если нет, значит, они будут опубликованы не позднее, чем….

К. ЛАРИНА - «Как вступить в Киносоюз?» Дальше всё очень подробно написано.

А. СМИРНОВ - Да, да, это всё будет. Это первое. Второе. Что касается других моих коллег, таких знаменитых, как Хуциев, Сельянов, и так далее…

К. ЛАРИНА - Данелия.

А. СМИРНОВ - Данелия. Спрашивайте их. Я ни за кого не отвечаю.

К. ЛАРИНА - Но пока их в списках членов…

А. СМИРНОВ - Но пока их в списках нет. Это я понимаю. Вероятно, люди должны взвесить всё, прежде чем принять решение.

К. ЛАРИНА - Ну, вот у меня есть вопрос по персоналиям, Андрей Сергеевич, всё-таки, учитывая, что это такая значимая должна быть организация кинематографическая, казалось, что её должен возглавлять человек очень авторитетный, да, который типа там по уровню и по бойцовским качествам не менее авторитетен и знаком, популярен в среде интеллигентной, зрительской, кинематографической, профессиональной, как Никита Сергеевич Михалков. У вас значится председателем Киносоюза режиссёр, не скажу, что молодой, но среднего поколения Борис Хлебников, которого прекрасно знают кинематографисты и те, кто кино любят, но он, конечно, не является столь публичной популярной фигурой, коей является тот же наш Никита Сергеевич Михалков. Почему вы приняли такое решение? Почему не Рязанов, не вы, ну?

А. СМИРНОВ - Потому что мы пенсионеры, понимаете? Этот Союз кинематографистов, из которого мы вышли, давно стал союзом пенсионеров. Почему Московское собрание они не могут никак собрать? Потому что многие из пенсионеров уже туда не ходят. Поэтому председатель то в «Гостиной двор» приглашает вообще всех членов Союза, они выбирают делегатов, как это делалось всегда. Ну, это союз пенсионеров, а кино делают молодые или люди среднего возраста, но они настолько привыкли к тому, что Союз кинематографистов для них – это пустой звук, ничего, ничем он не помог, ничего для них не сделал и не очень хочет видеть их в своих рядах, чтобы молодые, которые делают кино, не вступают просто ни в какой Союз, ни в тот, ни в другой. Мне бы хотелось, чтобы они поняли – этот союз мы так и ставили, так и формулировали – и Герман старший, и Норштейн, мы поможем тем, кто сегодня делает реальное кино, создать организацию, которая помогла им реально чем-то помочь, защитить их авторские, гражданские и социальные права. Поэтому с самого начала шла речь о том, что этот союз должны возглавлять те, кого называют молодыми, а на самом деле я уже говорил об этом, давно вышли из пелёнок. Поэтому Борис Хлебников в качестве председателя, Андрей Прошкин, Алексей Герман младший как люди, вошедшие в уставную комиссию и наверняка войдут в руководящие органы этого союза – это и есть одна из важнейших целей, которые мы поставили. А что касается Эльдара Рязанова, там, Норштейна, Германа старшего, меня, наше дело – им помочь. Потому что сегодня российское кино – это они, это Хлебников, Попогребский, Гай Германика, Звягинцев. Вот эти все имена. А мы оттого, что, я надеюсь, что в будущем году мы увидим новую картину Алексея Германа старшего, я надеюсь и свою картину закончить, но мы не делаем погоды, сегодня делают погоду они. Вот, для них и должна работать эта организация. И возвращаясь к целям, о которой я говорил, о дальней целее, о профсоюзе, не менее важна цель самая ближайшая. Думаю, что после того, как состоится съезд, первое мероприятие, которое должен организовать новый союз, это попытка мозгового штурма, что ли, это собрать наиболее авторитетных людей, занимающихся как производством, так и прокатом, продюсеров, режиссёров, и вместе, во-первых, проанализировать сегодняшнюю кризисную ситуацию в кинематографе.

К. ЛАРИНА - А почему вы называете её кризисной?

А. СМИРНОВ - Дело в том, что цифры, которые новый фонд по новой системе выделяет вот восьми студиям и та цифра, которая осталась в руках Министерства культуры, они несопоставимы. Там… 5 миллиардов с чем-то, я могу ошибаться в цифрах, но чуть-чуть, и миллиард с чем-то Министерство культуры. Министерство культуры должно так распределить эти деньги, чтобы их хватило на документальное кино, на научно-популярное, на анимацию, на дебюты, на артхаус и на фестивали. Ясное дело, что, во-первых, такая толкотня будет в переднюю Министру культуры, которая не сравнится с тем, что мы знали, ну, может, период в сталинского малокартинья, только после войны, ничего подобного не было. Во-вторых, у нас… мы как бы находимся сейчас в промежуточном состоянии. Вместо государственного кинематографа у нас только возникает, только становится на ноги кинематограф продюсерский, как во всём мире. Вопрос о государственной поддержке кинематографа – это отдельный вопрос, но сегодня в первую очередь ситуация кризисная, потому что во всём мире вкладывают деньги в кинопроизводство те, кому принадлежат кинозалы. Там есть исключения, но это совершенно естественно. Так, собственно, и создавался Голливуд. Его создали… есть очень хорошая книга «Как евреи создали Голливуд», она переведена на русский язык, публиковалась в журнале «Искусство кино», это очень поучительно. Люди сначала купили кинотеатры, поняли, что из этого можно извлекать деньги прежде всего, а уже потом был создан Голливуд как система.

К. ЛАРИНА - Я понимаю, как сейчас строит свою жизнь Союз кинематографистов под руководством Никиты Михалкова, и тот самый Фонд российского кино, о котором вы вспомнили, это поддерживает прежде всего кино народное, кино массовое, кино кассовое, кино коммерческое. Я буквально перед передачей сейчас читала новость о том, что Фонд российского кино решил премировать фильмы-миллионники так называемые, которые собрали наибольшее количество зрителей в прокате. И кого награждают? Дают премии денежные, дорогие товарищи, обращаю ваше внимание, денежные премии из Фонда российского кино отдаются фильму «Адмиралъ», фильму «Любовь-морковь», что я там ещё называла, я уж забыла…

А. СМИРНОВ - Там из приличных фильмов есть «Стиляги» Тодоровского.

К. ЛАРИНА - Там «Стиляги», да, но всё равно сам факт, для меня это как-то странно. Нужно же поддерживать прежде всего кино авторское, на мой взгляд, а не кассовое. Какой смысл тогда? Это замкнутый круг получается.

А. СМИРНОВ - Ксюша, тут мы вступаем в область, из которой мы не выберемся, это надо говорить не меньше часа на эти темы, потому что столько сложностей. Да, всё это так. Конечно, в Европе, где… в Америке государство вообще не вмешивается в культурную политику, там отродясь не было министерства культуры, но мы знаем опыт европейских стран, это прежде всего Франция, государственная поддержка кинематографа национального есть и в Италии, в странах Скандинавии, в Греции, там, как правило, эта поддержка идёт не коммерческим студиям, а артхаусным проектам, которые, прежде всего, выражают как бы стиль национального кинематографа.

К. ЛАРИНА - Конечно. Документальным фильмам, да?

А. СМИРНОВ - Совершенно верно.

К. ЛАРИНА - Как-то всё наоборот.

А. СМИРНОВ - У нас это пошло иначе. Когда я сказал, что наш кинематограф фактически остановился. Дело в том, что с мая прошлого года, когда только начала разрабатываться идея создания фонда поддержки, Министерство культуры не получало никаких денег. С мая прошлого года в течение более чем года Министерство культуры не запустило ни одной единицы. Поэтому массы, мало того, насколько я знаю, долг Министерства культуры по отношению к картинам, которые были запущены в 9-ом, и даже в 8-ом году, составляет немереную сумму, там что-то порядка чуть ли не 500 миллионов, то есть, почти половина той суммы, которую Министерство культуры сейчас начало получать из бюджета. Как оно будет вылезать, я просто не знаю, понимаете? Как бы то ни было, не только я называю ситуацию… но сегодня, например, молодому режиссёру… где ему искать деньги на его первую постановку? Или идти в сериал лепить то, что у вас льётся по всем экранам.

К. ЛАРИНА - Либо адмирала Ушакова заявить.

А. СМИРНОВ - О, попробуй… заявить адмирала Ушакова.

К. ЛАРИНА - Ну, что-то такое, что подходит под понятие «патриотическое кино».

А. СМИРНОВ - Совершенно верно. Понимаете, надо, во-первых, внимательно и по возможности объективно проанализировать эту ситуацию и протянуть руку власти, помочь. Ведь, в конце концов, ну, действительно, кинематограф не на первом же месте стоит среди забот Министерства экономики и правительства. Мне кажется, очень важно, чтобы авторитетные кинематографисты с помощью социологов, с помощью людей, которые реально владеют кинозалами, и крупнейших, а также мелких частных компаний, которые занимаются кинопроизводством, проанализировали эту ситуацию и создали какой-то ряд рекомендаций. И с этими рекомендациями пойти, естественно, в правительство. Вообще, диалог с правительством, с теми, кто распоряжается экономикой, кто… которого кинопроизводство занимает крохотную совершенно статейку. Одна из важнейших задач, на мой взгляд, первая задача новой организации.

К. ЛАРИНА - А как вы всё-таки разграничите это участие государства в развитии кинематографа? Всё-таки одно дело – участвовать финансово, материально действительно поддерживать молодых режиссёров. Прежде всего, и авторское кино. А с другой стороны…а другое… у нас почему-то всё-таки по-другому воспринимается участие государства, прежде всего – это идеологическое. Потому что когда мы говорим о союзе опять же михалковском, вы же не будете отрицать, что всё равно каких-то есть несогласий внутренних, связанной со структурой союза и с его целями и задачами, о которых вы говорили, здесь есть ещё идеологические разногласия, потому что та культурная политика, которую защищает Никита Михалков, Николай Бурляев и его соратники, она очень сильно отличается от того пути, который предлагаете вы и ваши соратники. Это же действительно так, Андрей Сергеевич.

А. СМИРНОВ - Это действительно так. Никто этого не скрывает.

К. ЛАРИНА - Не только рабочий конфликт, правда, производственный?

А. СМИРНОВ - Разумеется, разумеется, но, понимаете, во-первых, насколько я знаю, всё-таки во власти и в правительстве сидят люди более-менее современные. И не думаю, что премьер наш или президент искренно желали ввести идеологическую составляющую в наш кинематограф. Во всяком случае, те цели, которые были провозглашены в известном письме Медведева, мы разделяем полностью. Речь идёт о модернизации России, понимаете? А рядом есть такой позорный документ, так называемый «липецкий манифест», в прошлом году на Липецком фестивале…

К. ЛАРИНА - Это Золотой витязь?

А. СМИРНОВ - Да, да, да. Это Золотой витязь, там патриарх вроде его благословлял, и Никита Сергеевич там был, а потом появился документ от имени Союза кинематографистов России. Вот, среди тех, кто вышел из Союза кинематографистов, возглавляемых Михалковым, у многих этот манифест явился первым толчком к осознанию того, что нам не по дороге. Понимаете, ну, я говорил о Михалкове, но не могу сказать и о Бурляеве. Понимаете, Коля Бурляев – великий артист, в классических… но как режиссёр он оказался абсолютно бездарен, в этом убедится любой человек, который посмотрит, скажем, его фильм «Лермонтов», позорище просто какое-то, понимаете. А как общественный деятель, я извиняюсь, он идиот. Другого слова я не могу просто произнести, я понимаю, что оно звучит оскорбительно, но этот человек, который через каждое слово объясняет нам про третий Рим, про то, как мы должны каяться, ходить в храм, и так далее, который в одном из интервью прошлогодних телевизионных, там ведущий говорит – вот, загляните в компьютер… для него компьютер – это тоже бесовская сила, понимаете? Это человек… что такое программа «липецкого манифеста»??. Наряду с тем, что язвой нашей сегодняшней культурной политики там указывается сплошь и рядом вполне справедливо, но какие пути выхода намечаются, они мечтают о кинематографе, целиком финансируемый из кармана налогоплательщика, соответственно, идеологическая составляющая, хотя опровергает, говорит, что «мы не за цензуру», на самом деле они требуют возврата к великому, как они называют, советскому кинематографу, в котором 90% ежегодной продукции делалось неизвестно, для кого. Из 150 фильмов, ведь мы в своё время проанализировали эту ситуацию за 10 лет, за 10 спокойных лет, и оказалось, что в год выходило с коммерческим успехом, ну, 3-4 картины, и то в те годы, когда одновременно выходил и Гайдай, и Рязанов, а авторского кино в год, ну, тоже 2-3, и то надо было, чтоб в один год вышла картина Алексея Германа, Кончаловского или Иоселиани. Всё остальное для кого делалось?

К. ЛАРИНА - То, что мы живём в плену этих мифов, потому что нам по телевизору показывают то лучшее советское кино, да?

А. СМИРНОВ - Конечно.

К. ЛАРИНА - Действительно, 90%.

А. СМИРНОВ - Это капля в море, понимаете? Так вот, этот манифест идеологически – это соединение, значит, мечты об СССР с уваровской формулой «православие, самодержавие и народность». Мы уже это всё проходили. Господин Бурляев хочет как бы увидеть православную империю, третий Рим, понимаете? И Никита Сергеевич Михалков видимо одобрит этот документ. Конечно, всем, кто вступит в новую организацию и тем, кто её является её учредителем, нам не по дороге. Не думаю, что государство сегодня, чтобы у него не было других забот кроме введения идеологического контроля за кинематографом. Дело в том, чтобы наладить нормальную связь кинопроизводства и кинотеатра. Чтобы молодые могли найти деньги для своих дебютов, чтоб Московский кинофестиваль опять стал авторитетным и на него стали приезжать серьёзные европейские или американские критики, которые давно уже в Москву не ездят. Вот это всё реальные задачи.

К. ЛАРИНА - Конечно же, отраден тот факт, что Киносоюз официально юридически зарегистрирован, но с другой стороны, вот, вы вспомнили про бесовский компьютер, вот эта вся тема о бесовских копытах, которая звучала так же в интервью, в речах Никиты Михалкова, да, когда он отвечал на вопросы, как он относится к тем, кто рассказал о том, что с ним не согласен в чём-то, да, к несогласным, и нашла в итоге своё отражение и в интервью Владимира Путина, вы все помните, наверное, эту фразу, которая вызывала такой смех и удивление – «стуча копытами, удалиться к морю». Не боитесь ли вы, Андрей Сергеевич, что в данном случае всё-таки всё будет на стороне Никиты Михалкова. Здесь они ближе с властью, чем вы. Ну, согласитесь, это же что лукавить-то, они ближе друг к другу.

А. СМИРНОВ - Да никакого лукавства.

К. ЛАРИНА - Владимир Путин ближе к этому союзу и этой культурной политике, и этим декларациям, и этим предложениям по развитию отечественной культуры. Я это сужу по тому, как они говорят, вы поймите.

А. СМИРНОВ - А я думаю, что просто-напросто информация была однобокой. Мне просто вспоминается, как в годы перестройки, когда стала меняться идеологическая составляющая, журналисты атаковали Сергея Владимировича Михалкова, и, в частности, с ним было большое интервью в журнале «Вопросы литературы», где, конечно, интервьюер наскакивал на него, упрекал, что был приспособленцем, что он подписывал всякие дурные письма, на что Сергей Владимирович, царство ему небесное, спокойно отвечал – я служу государству, власти. Понимаете, к сожалению, в России служить Родине и служить власти – далеко не всегда одно и то же. Вот в этой возне и в этих заявлениях людей, возглавляющих союз, да и в последних картинах и этих мастеров, к сожалению, очень просматривается одно желание – быть около власти. Я надеюсь, что наша организация поставит перед собой цель служить российскому кинематографу, служить России, как бы это громко ни звучало, хотя эти господа же нас учат Родину любить, Бурляев будет учить меня Родину любить, понимаете? Пусть он научится сначала развести человеческую мизансцену и снять какой-нибудь приличный фильм. Этого мы, конечно, не потерпим, но я совершенно не смотрю так пессимистически, как вы, на наше будущее, потому что я просто знаю конкретных людей в сегодняшней власти, вполне адекватных и вполне понимающих, что ситуация в кинематографе такая, что она нуждается в исправлении. Вот, мне кажется, и какие могут быть сомнения власти, что Юрий Норштейн или Алексей Герман – разрушители и террористы, Эльдар Рязанов. Какие могут быть сомнения в наших добрых намерениях, но только мы не желаем сидеть и как шавки повторять то, что говорит с трибуны один из наших коллег. Это его личное дело. Для этого мы и создали эту организацию. И хочу подчеркнуть, что уже сегодня, ну, конечно, мы сначала должны получить… вот, люди вступят в союз, мы должны как бы получить на это их голоса. Первый съезд нашей организации, обязательно… уже лозунг его сформирован, это кинематографический форум, где будет дискуссия, а сегодня ситуация в кинематографе, куда мы пригласим всех, кто хочет принять в ней участие, в том числе, и членов Союза работников кинематографии во главе с его председателем.

К. ЛАРИНА - То есть, можно, да?

А. СМИРНОВ - Безусловно, наши двери открыты.

К. ЛАРИНА - А двойное гражданство возможно?

А. СМИРНОВ - Этот вопрос, я думаю, обсудит съезд, но я думаю, что никаких жёстких рамок тут не будет ставиться.

К. ЛАРИНА - Кстати, параллельно с этим всё-таки давайте вспомним, что наши замечательные, говорю без всякой иронии, на полном серьёзе, молодые режиссёры продолжают защищать честь России на международных форумах и получают главные призы. Вот, мы тут вспомнили Алексея Попогребского, который весь увешан призами, и Андрей Звягинцев, и, вот, Федорченко с фильмом «Овсянки», который сейчас принёс такое количество призов на фестивале в Венеции, да?

А. СМИРНОВ - Да, совершенно верно, все мы радуемся этому.

К. ЛАРИНА - Так что можно поздравить. Андрей Сергеевич, а ведь про кино осталось-то всего 3 минуты, как всегда о самом главном. Можно поздравить вас с окончанием очередного периода в работе над фильмом над вашим новым, да?

А. СМИРНОВ - Вы знаете, так получилось, что именно 13 числа, когда зарегистрирован союз был на несколько дней раньше, а, вот, документы мы получили 13 сентября, и в этот же день, так получилось, я закончил монтаж своего фильма «Жила-была одна баба», который длился ровно год и одну неделю, теперь предстоит вся эпопея со звуковой стороной. Надеюсь, что где-нибудь в марте-апреле будущего года фильм будет готов.

К. ЛАРИНА - Я вас с этим поздравляю, потому что, насколько я понимаю, в кинематографическом процессе один из самых главных периодов вы прошли – это монтаж картины.

А. СМИРНОВ - Безусловно.

К. ЛАРИНА - Жуть, конечно, да? Так и оставляете название «Жила-была одна баба».

А. СМИРНОВ - Так и будет.

К. ЛАРИНА - У меня к вам ещё один вопрос по поводу «Брестской крепости». Смотрели ли вы этот фильм и что скажете?

А. СМИРНОВ - Ничего не знаю, потому что когда была здесь премьера, почему-то ни нашу мать, жену председателя Смирнова, не позвали.

К. ЛАРИНА - Да ладно? Не позвали?

А. СМИРНОВ - Ни сном, ни духом не знаю. Вот, кажется, на этой неделе будет по телевизору этот фильм, я надеюсь его увидеть.

К. ЛАРИНА - Вот это для меня новость. Я думала, вы смотрели.

А. СМИРНОВ - Нет.

К. ЛАРИНА - Удивительно. То есть, авторы этой работы делали фильм, напомню, «Брестская крепость», это такой масштабный проект совместно с Белоруссией, насколько я помню, продюсер Игорь Угольников, делали фильм по книге Сергея Смирнова.

А. СМИРНОВ - Я этого не знаю, потому что никаких ни авторских прав никто его не просил…

К. ЛАРИНА - Хорошо, но, наверное, все-таки его материалы тоже использовались.

А. СМИРНОВ - Невозможно сделать фильм о Брестской крепости, не используя его материалов.

К. ЛАРИНА - И никого из родных писателя не пригласили?

А. СМИРНОВ - Послушайте, ни мать, ни мой брат, ни я этой картины не видели, надеемся посмотреть. На этой неделе, кстати говоря, 26 числа будет 95 лет отцу.

К. ЛАРИНА - 95 лет отцу. Странно, я была уверена, что смотрели. Ну, хорошо, Андрей Сергеевич, мы должны уже заканчивать. Давайте резюмируем наш сегодняшний разговор. Итак, самое главное, чтобы Киносоюз, помимо того, что он зарегистрировался как общественная организация, как-то должен себя проявить как организация для зрителя, в том числе.

А. СМИРНОВ - Подождите, это не так скоро будет.

К. ЛАРИНА - Мы же хотим, чтобы у вас был свой Дом кино, мы же хотим, чтобы у вас был свой кинофестиваль, давайте тогда уж, заявляйтесь. Где мы будем встречаться с вами, в каких местах?

А. СМИРНОВ - Пока что в студии «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА - То есть, как предсказывал опять Никита Михалков, у себя на кухне это называется.

А. СМИРНОВ - Ну, не скажите. Москва не сразу строилась. Погодите. Всё будет, я уверен. Надо работать.

К. ЛАРИНА - Андрей Сергеевич Смирнов гость сегодняшней программы, спасибо вам большое, удачи и желаем успехов вам, спасибо.

А. СМИРНОВ - Спасибо, всего доброго.


Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/kulshok/710954-echo/

комментарии (6)

Леонид Павлючик 19 сентября, 23:44

Андрей Сергеевич, спасибо за умное, глубокое, яркое интервью, за точный анализ ситуации в кино. Отдельное спасибо за принципиальную оценку "липецкого манифеста" и его идеологов. Удачи Вам с Вашим новым фильмом и удачи всем нам с нашим выстраданным Киносоюзом.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email