Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Хлебников, Ван Сент и Дэймон высказались на одну тему ("Известия")

опубликовал | 11 февраля 2013

модератор КиноСоюз | - просмотров (96) - комментариев (0) -

Хлебников, Ван Сент и Мэтт Дэймон высказались на одну тему

На Берлинском фестивале состоялись премьеры фильмов «Земля обетованная» и «Долгая счастливая жизнь»

Каждый большой кинофестиваль пытается выстраивать свою программу так, чтобы между фильмами возникали сближения, параллели и переклички. Но столь мощную рифму, что прозвучала в этом году в Берлине благодаря картинам Гаса Ван Сента и Бориса Хлебникова, встретишь нечасто.

Американская «Земля обетованная» и российская «Долгая счастливая жизнь» — фильмы на одну тему: о том, как у людей пытаются отобрать землю. И содержательно разница между ними примерно та же, что между странами, где разворачивается действие.  

«Земля обетованная» снята по сценарию Джона Красински и Мэтта Дэймона, с ними же в качестве продюсеров и исполнителей ролей главного героя и его якобы антагониста.  

Стив (Дэймон) — парень родом из аграрной части Штатов, работающий теперь в Нью-Йорке, в одной из компаний-гигантов (в фильме она называется Global). Он получает задание, от которого зависит его карьера: убедить жителей небольшого поселка продать принадлежащую им землю, так как в ней обнаружены залежи природного газа и необходимо начать разработку месторождения.

Вместе с напарницей (очередная блистательная роль Фрэнсис Макдорманд) Стив встречается с фермерами и в красках расписывает то, какое финансовое благополучие воцарится в их жизни после заключения сделки. Он не врет, просто не открывает всей правды: ведь с большой долей вероятности земля в районе бурения умрет. Естественно, в общине находятся умники, которые это знают. И далее возникнет вопрос, какая сила возьмет верх: сила денег или, как сказал бы Данила Багров, сила правды. Позиции противников сделки с Global усиливаются, когда в поселке появляется «зеленый» активист (Красински) с фотографиями дохлых коров — оттуда, где подобная сделка уже совершилась.

Дэймон и Красински написали чрезвычайно грамотный сценарий, где есть все: и чувство родины сродни тому, что было у героини «Унесенных ветром», и намек на любовную линию, и сюжетный перевертыш — о котором рассказывать не будем, чтобы избежать подлого спойлера. В Берлине картину принимали отлично, а вот на родине она провалилась, не дотянув по сборам даже до $7 млн.

На пресс-конференции у Дэймона спросили, как он расценивает эту неудачу. Он ответил, что далек от состояния неадекватности, при котором любое собственное деяние кажется гениальным, но в «Землю обетованную» вложил часть своего сердца, а потому надеется, что время этого фильма еще придет. И что зрители, пусть не на большом экране, а на других носителях, его все-таки посмотрят и оценят. Последний вопрос создателям картины задала журналистка из Мексики: понимают ли они, что есть страны, где, в отличие от Америки, решения не зависят от местных «коммьюнити», и могут ли кинематографисты этих стран своими острыми фильмами помочь ситуации?

Вопрос будто предварил показ хлебниковской «Долгой счастливой жизни». Героя этой картины, молодого человека с литературным именем Александр Сергеевич (Александр Яценко), в недавнем прошлом городского мелкого бизнесмена, ныне пытающегося строить птичью ферму, местные власти ставят перед фактом: на землю нашелся другой хозяин. Правда, начальники ведут себя на удивление корректно: обещают закрыть кредит и выдать компенсацию. Александр сначала соглашается, тем более что дела идут из рук вон плохо, но работники фермы встречают новость в штыки и обещают защищать свою землю с оружием в руках. Обещания эти, как вскоре оказывается, очень недорого стоят. И герой Яценко, объявивший кампанию неповиновения властям, остается один.

Рассказать финал было бы так же нечестно, как и раскрыть, на какой сценарный крючок Дэймон и Ван Сент подлавливают своего зрителя. Но финал трагический.

И на пресс-показе, и на официальной премьере фильм принимали очень тепло, а представлявшие картину на сцене Двора фестивалей Борис Хлебников, оператор Павел Костомаров, актриса Анна Котова и продюсеры Роман Борисевич и Александр Кушаев смотрелись очень эффектной группой. Хлебникова, давшего уже десятки интервью западной прессе, много спрашивали о том, является ли его фильм неким обобщением нынешней российской ситуации. Он отвечал, что нет — это индивидуальная история конкретного человека.

И все-таки общие темы угадываются. Это и тема среднего класса, который оказался зажат между безответственностью «народа» и самоуправством власти. И тема «простых людей», которые ни во что не верят и которым по большому счету на все наплевать. Может возникнуть даже трактовка, что власть, сталкиваясь с людьми, показанными в фильме, просто обречена на тот способ правления, который существует сейчас (я, впрочем, разговаривала об этом с режиссером, и он утверждает, что мысли такой не вкладывал).

Так или иначе, «Долгая счастливая жизнь» — серьезное, многослойное, проблемное кино, которое при этом ни секунды не скучно смотреть. Даже в фильме Ван Сента при всей его безукоризненной выстроенности возникают «провисы», а здесь — нет. Возможно, потому что в американском варианте понимаешь: все обязано закончиться хорошо. А в российском шанс на счастливое разрешение ситуации ничтожно мал, и это дает дополнительный нерв.

Главным же событием внеконкурсной программы Берлинале в эти дни стал показ «Отверженных». Представить картину приехали режиссер Том Хупер и исполнители главных ролей: Хью Джекман, Энн Хэтауэй и Эдди Редмейн. Поскольку в ночь на 10 февраля по китайскому календарю наступает Новый год, их попросили рассказать о своих мечтах. Хэтауэй сообщила, что хочет дожить до 80+, быть окруженной внуками и продолжать активно сниматься. Хью Джекман мечтает не утратить оптимистичного взгляда на мир. А Том Хупер — в 90 лет приехать в Берлин, чтобы представить свой новый фильм. В общем, все рассчитывают на долгую счастливую жизнь. В прямом смысле этого слова.


комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email