По совету друзей с большим интересом прослушал темпераментное, как всегда, интервью Андрея Сергеевича Смирнова на «Эхе Москвы». В нем он обрушивается на «есть-такого-критика» Валерия Кичина, обвиняя его в пренебрежительном отношении к российскому кино и в том, что в своих репортажах с Берлинского фестиваля "есть-такой-критик" пренебрежительно отозвался об одном из лучших наших режиссеров Борисе Хлебникове – «по какому праву?!». «Сидел бы лучше дома и пил чай на свою пенсию»
Действительно, по какому праву?
То есть если бы фильм был плох, то критик должен пить чай и не вякать? Тоже, на мой взгляд, странная позиция.
Но фильм хорош. Просто Андрей Сергеевич, по-видимому, черпает представления о происходящем в мире исключительно с сайта «Киносоюза». А там почему-то из всех моих ежедневных репортажей, опубликованных в газете и на ее сайте, был выбран только этот, где я коротко описываю первую реакцию журналистов в Берлине на наш фильм и привожу данные критического рейтинга, который вышел в Берлине, - он был обескураживающе невысок.
Эту мою информацию г-н Смирнов решительно заклеймил: "Брехня!". Косвенно обвинив таким образом и газету, которая подобную брехню печатает. Конечно, из Москвы г-ну Смирнову виднее, что происходило в Берлине. Но увы, как мы теперь знаем, в газете напечатана не брехня. Фильм проигнорировало и фестивальное жюри, что, сразу скажу, мне не кажется справедливым.
Андрей Сергеевич по вышеизложенным причинам не читал мою рецензию на фильм, вышедшую днем раньше, где я оценивал фильм очень высоко. И моих предыдущих текстов, где я выражал надежду, что такой сильный фильм будет по достоинству оценен жюри. И моих последующих текстов, где я писал, что несмотря на низкие оценки в рейтингах, фильм, по моему мнению, остается одним из лучших на фестивале. И последнего перед итогами фестиваля текста на сайте «РГ», где в противовес сложившемуся на Берлинале рейтингу я имел наглость выстроить свой рейтинг, где отвел фильму второе место.
То есть Андрей Сергеевич позволяет себе на основании одного случайно прочитанного за утренним чаем текста сделать столь далеко идущие выводы, что затем в программе «Эха Москвы» считает себя вправе пренебрежительно и в оскорбительном тоне говорить о том, о чем он понятия не имеет. Недвусмысленно намекая руководству газеты, что, мол, пора бы такого критика и впрямь проводить на пенсию.
Иными словами, считает возможным заняться простейшим доносительством.
Он даже пошел дальше и обвинил обозревателя газеты в пренебрежительном отношении к российскому кино в целом: "Я уже давно замечаю это!" - авторитетно сообщил г-н Смирнов радиослушателям. Хотя именно газета, где работает критик, регулярно проводит в Интернете фестивали именно российского кино.
Примерно с тем же методом извлечения фразы из контекста я когда-то спорил, когда некий коллега на основании песни "Мы за ценой не постоим..." делал далеко идущий вывод об истинном отношении авторов фильма "Белорусский вокзал" к сталинским репрессиям, штафбатам и другим воплощениям этой песни-лозунга в реальные действия. И никак не думал, что такой примитивный метод будет автором замечательного фильма освоен в его самом демагогическом, корявом и постыдном варианте.
Я понимаю: Андрей Сергеевич не может мне простить недостаточно восторженного отношения к его фильму «Жила была одна баба» - и пользуется первым случаем, который кажется ему удобным, чтобы свести счеты с критиком, о котором он говорит исключительно дрожащим от ненависти голосом, с трудом подбирая слова.
Надеюсь, что теперь Андрей Сергеевич найдет минуту между чаем и выступлениями по радио, чтобы внимательнее прочитать материалы «Российской газеты», посвященные действительно замечательному фильму Бориса Хлебникова, а затем столь же публично принести свои извинения.
Для коллег по Киносоюзу, которые, возможно, тоже не имеют времени читать газеты внимательно и поэтому составят представление о моем отношении к нашему фильму по филиппике г-на Смирнова, привожу несколько ссылок на мои публикации, посвященные «Долгой счастливой жизни».
Итак, как честный человек, Андрей Сергеевич Смирнов должен бы теперь дать хоть какое-то вразумительное объяснение своему, грубо говоря, наезду. И, как честный человек, сделать все, чтобы выпущенная им в эфир откровенная ложь была дезавуирована.
Но он этого скорее всего не сделает.
P.S. Сокращенный вариант этого материала сегодня вышел в "Российской газете":
комментарии (5)
Андрей Редькин 16 февраля 2013, 21:52
1. Только, друзья-коллеги, не впадайте в дрязговый междусабойчик. Не превращайте наш сайт в эту самую жёлтую "социальную паутину". Уж лучше пусть молчит.
2. Автору-режиссёру гораздо важнее жёсткая нелицеприятная критика, чем премьерные лукавые поздравления, поцелуи и похлопывания по плечам. Для того и мысль критическая.
3. Давайте допускать, что мне (вам) может не понравиться не только, предположим, фильм нашего Председателя КС (ещё не видел), но и, прости Господи!, речь-поступки Путина, Президента нашего всея России.
Режиссёр - не должность. Текст Кичина (здесь) читал. Внятно, по существу.
4. В вышенаписанном контексте мои симпатии на стороне Валерия Кичина. Очень люблю кино Хлебникова. С безмерным уважением отношусь к личности Андрея Сергеевича.
Валерий Кичин 16 февраля 2013, 22:03
Никакого дрязгового междусобойчика, разумеется,. Но у меня, к сожалению, нет такой многомиллионной трибуны, с какой А.С. Смирнов представил меня чуть ли не врагом российского кино. Поэтому, надеясь на понимание коллег, я позволил себе восстановить факты хотя бы на нашем сайте.
Андрей Редькин 16 февраля 2013, 22:55
Я понимаю.
Виктор Матизен 17 февраля 2013, 12:41
Очень жаль, что в своем блестящем выступлении на "Эхе Москвы" о государственной политике в области кино и о том, что представляет собой нынешний министр культуры, Андрей Смирнов допустил по отношению к Валерию Кичину тройную некорректность . Во-первых, ни в перепечатанном мной на сайте КС репортаже, ни в других своих публикациях он не давал фильму Бориса Хлебникова негативную оценку, а в репортаже лишь рассказал о том, как был встречен фильм фестивальной публикой и представителями международной кинопрессы, участвующими в опросе влиятельного киножурнала. Во-вторых, даже если бы он оценил фильм так же невысоко, как и эти зарубежные критики, в этом не было бы ничего зазорного: я не согласен с ним по многим позициям и регулярно с ним спорю, но его право выступать со своей точкой зрения не подлежит сомнению. В-третьих, для полемики с коллегой по КиноСоюзу можно было бы избрать не эфир "Эха Москвы", участие в котором Валерия Кичина не предполагалось, а этот сайт. Так что я, как и Валерий Семенович, считаю, что Андрею Сергеевичу подобает извиниться за несдержанность и некорректность.