Берлинале ушел на Восток
На кинофестивале победил гуманистический мейнстрим
63-й Берлинале завершился явным доминированием восточноевропейского кино в списке лауреатов. АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
"Великое румынское кино", в кавычках или без кавычек,— одно из главных открытий нулевых годов — вызывало некоторый скепсис в силу маломощности киноиндустрии. Это кино, получая фестивальные призы, почти совсем не имело проката, даже на родине, и существовало в основном за счет поддержки французских и других европейских фондов. Самым большим успехом стал каннский триумф фильма Кристиана Мунджу "4 месяца, 3 недели и 2 дня". С тех пор прошло шесть лет, столь же громких побед другие фильмы, включая "За холмами" того же Мунджу, не снискали. Превосходство в берлинском конкурсе "Детской позы" режиссера Кэлина Петера Нетцера (см. "Ъ" от 13 февраля) — свидетельство того, что талантливых авторов у румын гораздо больше и что потенциал созданной ими школы не иссяк. Как обычно, они берут локальную коллизию (в данном случае ДТП со смертельным исходом) и раскручивают ее так, что начинают просвечивать все внутренности общественной системы и особенности национальной ментальности, не слишком изменившихся после краха социализма и вступления в Евросоюз. Румынской картине, которую не причислишь к числу шедевров, можно было тем не менее вручать в данном конкурсе почти любой приз — хоть за сценарий, хоть за режиссуру, хоть за актерские работы, но присужден один, зато главный. С этим решением можно не соглашаться, но нет никаких оснований обвинять жюри в непрофессионализме или конъюнктуре.
У Нетцера были сильные конкуренты в лице Ульриха Зайдля ("Рай: Надежда") и Брюно Дюмона ("Камилла Клодель, 1915"). Но в Берлине никогда особенно не любили по-настоящему радикальное кино, и дело не в "консервативном" Вонг Карвае, возглавлявшем жюри. Конкурсная программа здесь в принципе иначе ориентирована, а для радикалов созданы специальные гетто в "Панораме" и "Форуме". К тому же справедливость требует признать, что ни Дюмон, ни Зайдль не достигли в своих последних работах собственных вершин.
Назиф Муджич (слева) получил "Серебряного медведя" Берлинале за лучшую мужскую роль (фильм "Эпизод из жизни сборщика металлолома")
Подробнее:
комментарии (0)