Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Ушел Герц Франк

опубликовал | 03 марта 2013

модератор КиноСоюз | - просмотров (139) - комментариев (0) -

9 октября 2009 года во ВГИКе состоялась встреча с выдающимся документалистом Герцем Вульфовичем Франком. Автор таких документальных шедевров, как «Старше на десять минут», «Высший суд», «Жили-были «Семь Симеонов» и многих других, приехал в Москву на несколько дней из Израиля, чтобы погулять по столице, представить свои новые кино и литературные работы и провести мастер-классы со студентами ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Командир взвода, юрист, режиссер.

83-летний мастер (именно так Герца Франка стали называть коллеги с легкой подачи его друга и соавтора Юриса Подниекса) удивил всех присутствовавших бодростью духа, прекрасной физической формой и поразительной энергетикой, которой могли бы позавидовать его молодые слушатели. Свое выступление Герц Вульфович начал с того, что поинтересовался возрастным диапазоном аудитории. Выяснив, что с каждым из студентов его разделяет не менее полувека, режиссер заявил о желании сократить эту разницу до минимума.

Мастер рассказал, что стены ВГИКа для него особенно много значат, ведь когда-то в 1953 году в этих стенах он потерпел фиаско. 27-летнего абитуриента не приняли в институт не по причине отсутствия таланта, а по политическим соображениям. Сестра Франка была репрессирована и отбывала срок в лагере. Дорога в творческие вузы была для него закрыта. Но еще до попытки поступить во ВГИК будущий документалист успел получить два образования, окончив военное училище и заочное отделение Свердловского филиала Всесоюзного юридического института. Восемь лет Герц Вульфович провел в рядах советской армии и дослужился до звания командира взвода. Воинская служба помогла ему выработать необходимую в режиссерской профессии выправку и дисциплину. А на съемках масштабной ленты «235000000» Франк подготовил к своего рода «боевой устав фильма» - свод правил для всех участников съемочного процесса.

Путь в кино для Герца Франка начался с Рижской киностудии, куда он устроился работать фотографом. Со своей старой фотокамерой – «лейкой» он не расстается по сей день. У входа в киноинститут Герц Вульфович запечатлел на него недавно установленный памятник Тарковскому, Шукшину и Шпаликову, а затем с гордостью продемонстрировал свой бессменный аппарат студентам. Работая фотографом, искал всевозможные пути соприкосновения с режиссерской профессией, но по-настоящему «попасть в кино» ему позволил сценарий «Белые колокола», который он предложил на студию. Сценарий понравился ВГИКовцам, и фамилия «Франк» впервые оказалась в титрах к фильму. В 33 года Герц Франк начал снимать фильмы сам.

О душе, о любви, о смерти.

«Документалист должен снимать все! Но далеко не все показывать». Так, по словам Герца Франка, должна звучать одна из основных «заповедей» документалиста. «Какой бы жестокой не казалась нам действительность, - считает мастер, - мы не должны упускать ее из рук». Реальность сама по себе является художественной ценностью, и задача документалиста состоит в том, чтобы увидеть эту ценность и запечатлеть ее.
кадр из фильма "На 10 минут старше"

В первой части мастер – класса Герц Вульфович показал слушателям небольшую программу из трех короткометражных фильмов: «Старше на десять минут», «Песнь песней» и «Диагноз». Эти работы режиссер условно поделил на три тематические группы: о душе, о любви, о смерти. В первом фильме мастер попытался заглянуть в душу 3-летнего ребенка и узнать, что в ней творится, когда она встречается с добром и злом. Методом скрытой камеры в этой картине показаны 10 минут из жизни детей, смотрящих представление в театре. Трудно поверить, но к созданию этого крохотного фильма, сделанного без единой монтажной склейки, Франк шел 4 года, просматривая множество детских спектаклей, выбирая подходящих детей и мучаясь над вопросом, как незаметно осветить лицо ребенка в кромешной темноте зрительного зала. Наконец, 16 июня 1978 года съемки «10-ти минут» состоялись. Уже более 30-ти лет эту гениально простую картину показывают студентам киношкол и приглашают в программы международных фестивалей документального фильма. Наблюдая за эмоциональными изменениями лица и души ребенка, одни зрители смеются, другие – плачут. Равнодушных не бывает. А в 2002 году немецкий режиссер Вим Вендерс, вдохновленный фильмом Франка, создал свой проект «На десять минут старше», состоящий из 15-ти короткометражек, снятых известными режиссерами.

Тема «о любви» была раскрыта режиссером в фильме «Песнь песней» - бессловесном эпизоде появления на свет ребенка, озвученным дыханием матери и музыкой Дмитрия Шостаковича. В картине Франка мучительный процесс родов показан как удивительное вхождение человека в мир любви, излучаемой его молодыми родителями.

Третья тема – «о смерти» - легла в основу фильма «Диагноз». В этой ленте, на создание которой Франка вдохновила картина Рембрандта «Урок анатомии», режиссер показывает работу патологоанатомов, чей каждодневный труд обычным людям нередко кажется циничным и диким. Однако через их руки проходит почти каждый человек, покинувший этот мир. В фильме «Диагноз» Франк приходит к заключению, что тело человека рассказать о душе не может. Душа непостижима.

«Не бойтесь вырезать лишнюю плоть».

Одна из главных сложностей профессии режиссера как игрового, так и неигрового кино, по мнению Герца Франка, заключена в умении, выражать мысли кратко. Зачастую, сняв многие часы материала реальной жизни своих героев, документалист впадает в заблуждение, что каждая минута имеет ценность, и ничем невозможно пожертвовать. «Будьте аскетичны, - говорит Франк, - только избавившись от лишней плоти материала, можно обнаружить его душу».
кадр из фильма "Вечная репетиция"

Как доказательство того, что никогда не поздно отказаться от лишних эпизодов в фильме, Герц Вульфович показал зрителям одну из последних своих работ – картину «Вечная репетиция» - 10-летнюю хронику жизни известного израильского театра «Гешер». Это страстное документальное повествование, в прошлом году получившее Гран-при 49-го фестиваля документального кино «Festival Dei Popoli» во Флоренции, рассказывает о людях, всем сердцем преданных искусству. Недаром эпиграфом к фильму являются слова Кузьмы Петрова-Водкина: «Не есть ли все искусство только репетиция к превращению самого человека в искусство... на сцене Вселенной?» В своем фильме Франк показывает процесс превращения в искусство, прежде всего главного режиссера театра Евгения Арье – человека, сохранившего непосредственность восприятия жизни 3-летнего ребенка из фильма «Старше на десять минут». В «Вечной репетиции» режиссер буквально цитирует кадры из своего раннего фильма, в которых мальчик испытывает гамму ярких эмоций, сопереживая героям сказочного представления. Только на этот раз в темноте зала мы видим напряженное лицо Арье, вместе со своими актерами проживающего театральное действо.

В этой работе мастер во всей полноте реализовал еще одну миссию документалиста – оставлять на экране исчезающее время. Но, невзирая на то, что картина получила призы на нескольких фестивалях, Франк не мог оставить работу над ней и перейти к другому замыслу. Уже после победы фильма на кинофестивале во Флоренции неутомимый художник, он вырезал из фильма 20 минут экранного времени, в результате чего картина стала еще динамичнее и острее, подтвердив общеизвестную теорию о сестре таланта – краткости.

«Телевидение – круги на воде».

В заключительной части мастер-класса, растянувшегося на 5 часов, Герц Франк показал слушателям свой короткометражный фильм «Дорогая Джульетта или Джульетта без Ромео», снятый в течение одного дня в том самом дворике итальянского города Вероны, где, по легенде, зародилась история любви героев Шекспира. Наблюдательная камера Франка запечатлела серию лиц туристов из многих стран, посещающих уютный дворик с одной единственной целью – прикоснуться к груди статуи Джульетты, ведь по приданию такое прикосновение сулит счастье в личной жизни. Ежедневно толпы зевак наполняют этот дворик и буквально насилуют несчастную статую своими касаниями. Автор фильма приходит к печальному выводу о том, как обесценивается светлый образ любви средствами массовой культуры.

Завершая встречу, Герц Франк ответил на вопрос о том, найдется ли в искусстве XXI века место для авторского документального кино. По словам режиссера, новый век окончательно определил власть телевидения над всеми площадками искусства. Но влияние телеэкрана сравнимо всего лишь с кругами на воде, которые исчезают, едва появившись. Документалистика же способна проникнуть в духовную жизнь человека, на что у телевидения просто нет времени. «В ХХ веке мы научились нырять глубоко, до самой души», - добавил мастер.

Ксения Сахарнова

комментарии (0)


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email