Топ-15 российских режиссеров с международной репутацией
Variety-Россия составил рейтинг российских режиссеров - завсегдатаев ключевых международных кинофестивалей и премий. Солируют Сокуров и Звягинцев.
В отличие от математических расчетов бокс-офиса, сравнивать фестивальные достижения режиссеров сложнее: даже если измерять их статус количеством призов, понятно, что награда в Валенсии или Рейкьявике имеет меньший вес, чем даже второстепенная каннская программа. Что, например, важнее: собрать все крупнейшие документальные награды – или попасть в шорт-лист «Оскара»? Быть завсегдатаем обширных неконкурсных секций Берлинале – или победить в Риме? Именно поэтому любые фестивальные оценки и рейтинги всегда будут в определенной мере субъективны. Variety постарался быть математически беспристрастным (см. расчеты) и сделал акцент в первую очередь на фестивали «большой тройки»: Канн, Венеция, Берлин. Не секрет, что большинство остальных смотров «подбирает» оставшееся или попросту следует заданным траекториям. Но случается и так, что участие в крупном смотре вовсе не подразумевает повальный интерес фестивалей более мелких. Конкурсы и награды в Локарно, Роттердаме, Карловых Варах и «Санданса» помогли нам расширить набор критериев. Также был принят во внимание другой немаловажный фактор – номинации Американской и Европейской киноакадемий и «Золотого глобуса». В итоге рейтинг фестивальных лидеров вполне ожидаемо возглавил Александр Сокуров. Стоит оговориться, что давнее признание и статус «живого классика» вовсе не гарантируют призов: участие фильмов Сокурова в Каннском и Берлинском конкурсах не увенчалось победой – и лишь в Венеции он наконец-то получил заслуженный главный приз за картину «Фауст».
Андрей Звягинцев, начав свою карьеру с громкой победы «Возвращения» в Венеции и номинацией дебютной картины на «Золотой глобус», продолжил конкурсным участием «Изгнания» в Канне (лучший актер – Константин Лавроненко) и спецпризом «Елены» в каннском же «Особом взгляде». Как итог – второе место в нашем рейтинге.
Никита Михалков, не снимавший много лет, с картиной «12» угодил сразу и в призеры Венеции, и в номинанты на «Оскар». Правда, обеим частям «Утомленных солнцем» этот успех повторить не удалось, несмотря на то что первая из них побывала в Каннском конкурсе.
Сергей Лозница, давно завоевавший, кажется, все существующие документальные награды, совершил квантовый скачок: переквалифицировавшись в режиссеры игрового кино, он на постоянной основе прописался в Канне.
Тем временем Борис Хлебников опробовал Москву и Венецию, а параллельно «обживал» программы Берлинского кинофестиваля – пока не попал в основной конкурс этого года. Именно статус фестивального завсегдатая, а не призы помогли ему забраться так высоко в нашем рейтинге. При этом больше всего призов собрал снятый Хлебниковым совместно с Алексеем Попогребским «Коктебель». Попогребский же побывал за эти годы в официальных программах Москвы, Карловых Вар и Берлина. И его фильмы не остались без наград – на Берлинале «Как я провел этим летом» завоевал три весомых приза.
Анна Меликян, не снимавшая кино пять лет, тем не менее, благодаря «Марсу» и «Русалке» успела поучаствовать как в берлинской «Панораме», так и выиграть в одной из программ «Санданса» приз за режиссуру. Любопытна судьба ее ближайшей картины «Звезда».
Алексей Герман-младший и Алексей Федорченко прочно засели в обойме венецианских режиссеров. Фильмы Германа, похоже, выходят уже с гарантией показа на Мостре: начиная с дебютной картины, все его работы, включая короткометражки, попадали в венецианские программы, причем и «Последний поезд», и «Гарпастум», и «Бумажный солдат» не оставались без наград, из которых самая значительная, – за лучшую режиссуру («Бумажный солдат»). Картины Федорченко из Венеции без призов тоже не уезжали, другое дело, что, например, «Овсянкам» награды достались второстепенные – в том числе «Озелла» за лучшую операторскую работу. А мокьюментари «Первые на Луне», показанная в венецианских «Горизонтах», была названа «лучшим документальным фильмом», хотя таковым вовсе не является. Следующая его картина – «Небесные жены луговых мари» – безрезультатно съездила в конкурс обновленного Римского фестиваля, притом что статус этого киносмотра все еще вызывает вопросы.
Кирилл Серебренников был непостоянен: у него, наверное, самая обширная фестивальная география. Трагифарс «Изображая жертву» в 2006 году победил в Риме, «Рагин» – в программе «К востоку от запада» в Карловых Варах, «Юрьеву дню» присудили несколько второстепенных призов в Локарно, а «Измену» показали в конкурсе Венеции, правда, она осталась без наград. Если учесть театральное реноме Серебренникова в Германии, не исключено, что фестивальные странствия занесут его и в Берлин.
Николай Хомерики, получив некогда приз в Канне за короткометражку «Вдвоем», дважды участвовал в «Особом взгляде» и долгое время считался «каннским любимцем» – пока неожиданно не растворился в конкурсе ММКФ-2011 («Сердца бумеранг»). Но вряд ли Каннский фестиваль списал его со счетов: надеемся, что следующий его фильм на Лазурный Берег все-таки попадет.
Также в топ-15 Variety попали Сергей Бодров (номинации «Монгола» на «Оскар» и лонг-лист Европейской академии) и Алексей Учитель (приз за режиссуру «Пленного» в Карловых Варах и номинация «Края» на «Золотой глобус»), Сергей Дворцевой («Тюльпан» – главный приз в «Особом взгляде» в Канне и лонг-лист Европейской академии) и Алексей Мизгирев («Конвой» в берлинской «Панораме» и призы в Локарно).
Не попали в рейтинг Variety еще минимум 20 крепких режиссеров, среди которых как состоявшиеся мастера Павел Лунгин (чьи картины побывали и в Канне, и в Венеции) и Алексей Балабанов (изредка попадающий в Венецию и Роттердам), так и авторы, выстрелившие в нулевые: Бакур Бакурадзе («Шультес» и «Охотник» в Канне), Иван Вырыпаев («Эйфория» в Венеции) и Игорь Волошин (полюбившийся Берлину и Карловым Варам с «Бедуином»).
Вообще, российское присутствие на фестивалях последних десяти лет выглядит вовсе не так плачевно, как живописуют многие. В Карловых Варах приз получал Дмитрий Мамулия («Другое небо»), в Роттердаме – Илья Хржановский («4») и Лариса Садилова («С любовью. Лиля»), в программах Берлина побывали фильмы Александра Миндадзе, Анны Фенченко, Бахтияра Худойназарова, Александра Зельдовича, Андрея Грязева, Светланы Басковой; Канна – Георгия Параджанова и Валерии Гай Германики; Роттердама – Ренаты Литвиновой, Василия Сигарева, Костомарова–Расторгуева и Владимира Котта. Сопутствовал успех на нишевых фестивалях фильмам Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках») и Славы Росса («Сибирь. Монамур»).
Для того чтобы сравняться с лидерами, перечисленным режиссерам не хватило малости. В скобках заметим, что в более основательном топ-50 российских фестивальных режиссеров нашлось бы место, например, и Тимуру Бекмамбетову: оба «Дозора» удостоились спецпоказов на Берлинале, а в Карловых Варах он еще в далеком 1994 году заслужил звание лучшего режиссера. Но несоизмеримо выше рейтинг Бекмамбетова, как и, например, Федора Бондарчука, в чарте самых кассовых режиссеров, о котором пойдет речь в следующем номере Variety.
Туула, Николай Ларионов, Variety Russia
комментарии (1)
Александр Зиновьев 28 марта 2013, 04:53
Призы, призы в чём ваша сладость!
Но как далеки они от народа!