Российские кинематографисты часто жалуются: почему у нас все не так, как на «Оскаре»? Почему мы сидим на вручении профессиональных премий со скучающими лицами, то и дело смотрим на часы и совсем не умеем радоваться за коллег?
26-я по счету «Ника», прошедшая во вторник в театре «Московская оперетта», ситуацию, возможно и не сломала, но подточила. На часы, конечно, смотрели, потому что было долго, с перебором музыкальных номеров, и нестерпимо душно, но скуки не наблюдалось. Напротив, зал то и дело сотрясали приступы хохота, а главное, возникло ощущение, что талантливые люди способны полюбить других талантливых людей и радоваться или огорчаться за них.
Тон задала Татьяна Друбич, которой вручили «Нику» за лучшую роль второго плана («Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой).
— За премии принято благодарить, — сказала Татьяна, принимая статуэтку, и я благодарна, но есть одно «но» — выдающаяся роль Оли Лапшиной в замечательном фильме «Жить» Васи Сигарева.
Лапшина была одной из соперниц Друбич в этой номинации, и у нее действительно грандиозная трагическая роль — матери двух погибших девочек, которая воображает, что они живы. По справедливости (если в искусстве есть такая категория, как справедливость), награду надо было присуждать ей.
Но среди 621 члена киноакадемии «Ника» фильм «Жить» вряд ли видела хотя бы треть, а Друбич, как бы редко она ни снималась, остается любимой актрисой. И голосовали за нее, что называется, сердцем. Но то, как говорила Татьяна со сцены о Лапшиной, было прекрасно и с человеческой точки зрения, и с просветительской: имя Ольги Лапшиной и название «Жить» кинематографисты теперь наверняка запомнят.
Справедливости ради надо заметить, что первой в таком формате выступила Анна Михалкова на «Золотом орле»: получив премию за свою роль в фильме «Любовь с акцентом», она заявила, что, конечно же, «Золотого орла» надо было отдать ее соперницам: «гениальной Розе Хайрулиной или богине Ренате Литвиновой».
Начали женщины, продолжили мужчины. Максим Суханов («Орда»), поднявшись на сцену за «Никой» вместе с Антоном Адасинским («Фауст») — голоса академиков разделились поровну, — в первую очередь заговорил о том, как потрясла его работа Адасинского и как он был бы расстроен, если бы исполнитель роли Мефистофеля в фильме Александра Сокурова награды не удостоился.
Сам Сокуров, получивший две главные «Ники» — за режиссуру и фильм (вторую он разделил с продюсером «Фауста» Андреем Сигле), — сказал, как он рад награде Кире Муратовой (ее «Вечное возвращение» победило в номинации «Фильмы стран СНГ и Балтии») и что считает Муратову «лучшей из нас».
И как хорошо, что «Нику» вручили Любови Аркус за документальный фильм «Антон тут рядом». Сама Аркус, когда в финале вскрыли конверт и объявили имя Сокурова, вскочила, от радости завопила и замахала руками.
Вообще в тот вечер на «Нике» многое было приятно и правильно. Правильно, что приз за вклад в российский кинематограф теперь навсегда будет носить имя Алексея Германа и что вручили его тандему: Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов.
Что «Ника» за честь и достоинство присуждена Инне Чуриковой и Глебу Панфилову.
— Список людей, которым можно присудить эту премию, явно подходит к концу, — заявил со сцены один из «вручантов» Александр Ширвиндт. — Впору учреждать новую, «За потерю чести и достоинства» трех степеней: Временная потеря, Случайная потеря и Окончательная потеря чести и достоинства.
Правильно, что специальный приз, «Нику» за достижение в области телевидения, вручили Сергею Урсуляку и всей группе сериала «Живи и помни».
Правильно, что «Нику» за лучшую роль второго плана («Искупление») посмертно присудили Андрею Панину.
— Я даже не буду вскрывать конверт, я знаю, что здесь — Панин, — произнес вручавший «Нику» в этой номинации Сергей Гармаш. Приз получал режиссер фильма Александр Прошкин, нашедший удивительно точные слова:
— Это великий актер, абсолютно выразивший свое время. Это время его и убило.
Панин выдвигался за роль в фильме Прошкина-старшего, но в «Орде» Прошкина-младшего у него тоже была «второстепенная» роль: татарского хана. Сыгранная настолько блистательно, что даже грим, придавший чертам актера монголоидный тип, в первый момент совершенно не замечаешь.
Правильно, что открытием года был объявлен молодой и очень талантливый режиссер Алексей Андрианов («Шпион»).
Из обидного: «Жить» Сигарева, «Рассказы» Сегала, «Кококо» Смирновой, как и на Золотом Орле, остались без премий — слава богу, что, в отличие от «Орла» на «Нике» они хотя бы присутствовали в разных номинациях.
Из курьезов: Арабов — автор сценария к «Фаусту» сражался за «Нику» с Арабовым — автором сценария к «Орде» Андрея Прошкина (третьим в номинации был Михаил Сегал со своими «Рассказами»). Победил автор сценария к «Фаусту» и произнес самую жесткую из всех прозвучавших в тот вечер речей.
Касалась она ситуации в российской, построенной на нефтяных деньгах и распилах экономике вообще, и в киноотрасли, в частности. По мнению Арабова, если так будет продолжаться, то «скоро операторы будут получать призы за «восьмерки» в ситкомах, а драматурги выстроятся в очередь, чтобы писать сценарий по мотивам мюзикла «Граф Орлов». Номер из этого мюзикла на «Нике» продемонстрировали, так что уровень угрозы зал оценил.
А рекордсменом по количеству крылатых статуэток стала «Орда», у нее шесть «Ник»: за лучшую музыку (Алексей Айги), лучшую женскую (Роза Хайрулина) и лучшую мужскую (Максим Суханов) роли, а также за лучшую работу звукорежиссера (Максим Беловолов), художника (Сергей Февралев) и художника по костюмам (Наталья Иванова).
Ставший триумфатором «Золотого Орла», «Белый тигр» Карена Шахназарова присутствовал в нескольких номинациях, но ни одной статуэтки не получил.
Открывал и закрывал церемонию Андрей Кончаловский: абсолютным большинством он был избран новым президентом киноакадемии. Его предшественник, Алексей Баталов, уже пробыл на этом посту максимальное, из предусмотренных уставом количество сроков.
И, наконец, — самая смешная шутка на церемонии, прозвучавшая, правда, на грани фола.
— У каждого из нас должна быть своя крылатая женщина, — говорил вручавший Нику за лучшую женскую роль Игорь Верник. — Например, Элтон Джон, — парировал Юлий Гусман.
Читайте далее:
комментарии (1)
Сергей Антонов 04 апреля 2013, 19:18
"сериала «Живи и помни»" - вероятно, "Жизнь и судьба" имелась в виду?