Лариса Малюкова, "Новая Газета"
Здравствуй, страна героев, слова мечтателей, страна ученых!»
Здравствуй, сызнова востребованный вечно актуальный «марш энтузиастов»!
Хотя нет уж и в помине ни «будней великих строек» (сочинские олимпийские объекты тоже «прославились» всенародно «весёлым грохотом», но с гулким криминальным эхом). И «мечта прекрасная, еще не ясная» уж не «зовет тебя вперед». Скорее зовет и очень настырно назад. Мифы и легенды недревнего СССР все настойчивей овладевают умами кинематографистов. Еще не отшелестели споры о «Высоцком». Следом за «Харламовым», на экраны выходит и «Гагарин. Первый в космосе». Оба «ценой» примерно в $10 миллионов. Но в поиске героических примеров для подражания «мы за ценой не постоим». Не за горами «Сталинград», стоимостью около $30 миллионов. Понятно, что все эти усилия направлены не только на создание очередной «аллеи славы», но на поиск цементирующего материала, связующего вещества для сплочения нации. Как прозорливо заметил президент, нам нужны «духовные скрепы», которые оказались столь дефицитны в российском обществе.
Можно сказать, что Николай Лебедев, снявший «Легенду №17», с задачей поставленной президентом, минкультом, правительством, а также компанией ТРИТЭ - справился. Фильм, сделанный по голливудской кальке, но со страстью советской «спортивной кинодрамы» держит внимание зала от начала до титров. При всем уважительном отношении к фактам, авторы пошли по верному пути их свободной творческой интерпретации. Поэтому испанские корни легендарного хоккеиста (его мать басконка, испанская беженка Бегония) на экране «разрослись» в ветвистую картину корриды с символично несущимся быком на маленького стоика Валеру. Авторы не бросят тему «корриды», и в финальном ледовом бое монстроидальные канадцы предстанут в образе диких быков, жующих жвачку.
Напряжение фильма держит пружина противоречивых взаимоотношений лучшего хоккеиста с лучшим тренером страны Анатолием Тарасовым. Остальные «звезды» советского хоккея, от Третьяка до Михайлова с Петровым, от Якушева до Мальцева – лишь туманный фон, который высвечивает протагонистов.
В отличие от муляжного «Высоцкого», создатели «Легенды №17» решили не искать пластического сходства с прототипами (этим сегодня почти аттракционно занимается Первый канал в шоу «Один в один»), а лепить характеры изнутри. Удивительно, но эффектный красавчик Данила Козловский («Духless», «Шпион»), который казалось бы, ну никак не подходит для грубоватой и простоватой внешности скоростного виртуоза «конька-горбунка» Харламова, берет темпераментом, искренностью, безмерным усилием понять: тренера, партнеров по команде, себя самого. К тому же актер, освоив коньки, технику, на льду работал без дублера. Тарасова сыграл Олег Меньшиков, и это его первая по-настоящему удачная роль за долгие последние годы «простоя» в кино. Тарасов Меньшикова внешне сумрачный, несправедливый, беспощадный к хоккеистам и к себе: жесткий, даже жестокий – выстраивает каждого спортсмена, а главное, из одиночек «разноклубников» строит команду. Ради важнейшей для настоящего спортсмена высшей справедливости – победы.
Из достоинств фильма, снятого по отличному сценарию – атмосфера, царящая мире «советского спорта». Винегрет из соперничества клубов, подковерных интриг партийно-спортивной номенклатуры и отчетливой слабости пышнобрового генсека к «Спартаку».
«Уроки прошлого» не оставляют сомнений: традиционно в нашей юной прекрасной стране одиночки, фанаты, энтузиасты пробивали и пробивают скалы вопреки обстоятельствам на голом энтузиазме. А пробив, оказываются выброшенными на обочину. Как отстранили в свое время от сборной своевольного Тарасова, сплотившего команду лидеров, отобрали неуверенную мечту «сыграть со своей командой» «Супер-серию 72».
Безусловно, зрители этого фильма поделятся на две части. Тех, для кого тройка Михайлов-Харламов-Петров – всплеск переживаний, эмоциональный взрыв памяти. И тех, для кого это пустой звук, как и имя Тарасова, и ледовые битвы с канадцами, которые опустошали дворы и улицы. Когда за «наших» болели не только мужчины, но дети, пенсионеры и домашние животные. Многомиллионная страна, затаив дыхание, приникала к теликам, чтобы вместе выдыхать разочарование после пропущенных шайб. И вторя срывающемуся голосу Николая Озерова на миллионы голосов раскладывать всеобщий вопль счастья «Го-о-ол!». Первый, второй, седьмой. Кто вспомнит потом, что итоги всей «супер-серии» были не в нашу пользу? Желание показать «кузькину мать» владела не только генеральными секретарями. И когда канадцы устраивали драки на льду, разбивали переносицу и ломали лодыжку Харламову, озеровское «такой хоккей нам не нужен!» - вызывало массовое одобрение, о котором мечтали-мечтали, да так и не вымечтали наши славные неубиваемые партия и правительство.
С драйвом, закипающей на льду энергией по последнему слову технологий снят сам хоккей (особенно последние сцены советско-канадских баталий). Постановкой хоккейных сцен занимался знаменитый канадец Джоди Стейсек («2012», «Начало»).
В съемках использовались миниатюрные GoPro камеры, которые устанавливались на клюшки, шайбы и амуницию игроков. Зрителям предстоит пережить не самое комфортное ощущение: будто ты на льду в центре схватки, и на тебя летит мощная челюсть Фила Эспозито или клюшка Бобби Кларка.
Жаль, что ближе к финалу ура-патриотизм и пафос полностью овладевают и авторами фильма. Можно конечно, было бы списать это на высокую температуру идеологических завихрений, успешно промывающих мозги советскому человеку. Конечно, супер-серия СССР-Канада была битвой не только спортивной, но битвой идеологий, спором представлений о хоккее, образе жизни, идеалов. Но перебор в красках: «матч как война», канадцы-фашистюги - рождают неожиданно обратный комический эффект, невольно вспоминаешь мультфильм «Необыкновенный матч» о битве деревянных истуканов и мягких игрушек.
Чувствуя, что команда без него никак не может, выходит в опустевший московский двор Тарасов, и прутиком начинает «водить» воображаемую шайбу. Разыграв «комбинацию», мысленно забивает гол. Под его невидимым руководством игра команды выравнивается. Сцена могла бы быть красивой метафорой, если бы авторы доверяли зрителю. Но «увлеченные игрой», они теряют чувство меры: чуть ли не каждой шайбе в ворота противников предваряется «бросок Тарасова», а сам эпизод превращается в «сеанс черной магии» - такой хоккей нам не нужен.
А впрочем, оставим придирки, фильм, сделанный профессионально, с видимым удовольствием, может стать шлягером, объединяющим поколения. И конечно уж, он качественней предыдущего био-фильма о «семнадцатом номере», снятом пять лет назад: «Валерий Харламов. Дополнительное время».
Отыграв очередной киноматч с Харламовым, кинематографистам стоит повнимательней оглядеться на хоккейной площадке (за футбол уже «ответил» фильм «Матч», поведавший свою версию героического поединка между советскими футболистами и сборной зенитчиков люфтваффе в оккупированном Киеве летом 1942 года). На ледовом поле у нас целая дружина достойных байопиков героев: в шестерку лучших хоккеистов столетия вместе с Харламовым попали Третьяк, Фетисов, Макаров. Правда, сам хоккей, не говоря уж о футболе, у нас еще не очень… Но не за горами Олимпиада. И если в поход/ Страна позовет/За край наш родной/ Мы все пойдем в священный бой!
комментарии (0)