Наталия Дмитриева, Бийский рабочий
В Бийске снимут художественный фильм «Катунь непокорная» о восстании Кайгородова
«Внимание, камера! Мотор!», — уже в мае прозвучат эти культовые слова, означающие очередной прорыв в российской киноиндустрии: в Бийске начнутся съёмки фильма с рабочим названием «Катунь непокорная» — о трагической судьбе главы повстанческого отряда на Алтае, участника Белого движения, есаула Александра Кайгородова.
Широкоформатное художественное полотно, где оживут легенды Алтайского казачества времён междоусобного лихолетья, где благородные офицеры из ставки адмирала Колчака будут воевать с красными частями, а алтайский казак Кайгородов — разрываться между любовью к своей Ефросинье и чувством долга перед Родиной. Одним словом, «Тихий Дон» на алтайский лад — по книге известного писателя-краеведа Виктора Третьякова «Уймонский Мелехов». Собственно, сам автор в роли режиссёра и выступает.
В Бийск Виктор Степанович приехал за натурой. Дело в том, что в его родном Горном Алтае с претендентами на роли «красных» проблем нет. А вот с благородной костью и голубой кровью в лице казачества — опредёленные нестыковки есть. Во-первых, казак — это прежде всего внутренняя стать и умение достойно носить мундир. Нарядиться в казака может каждый, а вот как прочувствовать предлагаемые обстоятельства, если ты актер непрофессиональный?
— Александр Кайгородов, полный Георгиевский кавалер — это настоящий горно-алтайский Гришка Мелехов! — волнуется Виктор Третьяков, сохранивший в свои 78 лет творческий энтузиазм молодости. — Я уже снимал о нём фильм, «Судьба есаула» называется, а тут нацелился на большой проект — при поддержке, моральной и финансовой, Министерства культуры Республики Алтай. Так вот, красную натуру я у себя нашел, а белую, казачью, нет! И тут я узнаю от своих бийских родственников, что у вас есть Бийское городское казачье общество. «Вот это удача», — подумал и рванул к вам!
А в Бийске Виктор Степанович с присущим ему творческим задором созвонился с директором ПУ № 4 Виктором Визером и узнал, что у бийских казаков всё настоящее — и стать, и внутреннее достоинство, и самое главное — костюмы! Не нужно одалживать в театральной костюмерной, актёры сами оденутся согласно уставу. А когда Третьяков приехал на первые пробы, то сразу понял — вот, она, режиссёрская удача. Можно закончить поиски исполнителя главной роли — на роль легендарного есаула отлично подходит бийский казак (в миру — сотрудник охраны) Сергей Куранов. Все у него есть — и глаз горит, и разворот плеч хорош, вот только усов нет… Но усы и приклеить можно, на то пастижёры и существуют. Кстати, роль полковника Сибирского казачьего войска Волкова исполнит Виктор Визер — и, поверьте, очень убедительно.
Кинопробы в антураже
Первая репетиция на камеру прошла в антураже архиерейского кабинета музея истории Алтайской духовной миссии — казакам, как говорится, и сами стены помогали.
— Я не требую от вас академического произношения, но глотать слова не надо! — звучит режиссерский металл в голосе милейшего Виктора Степановича. — Ещё раз, с самого начала!
Осанистый Андрей Рябков (в прошлом актёр Бийского драматического театра) возвращается на исходную позицию: он только что вернулся из ставки адмирала Колчака и спешит засвидетельствовать своё почтение полковнику Волкову. Два дубля уже пройдены, третий вполне удовлетворяет режиссёра. Казаки приветствуют друг друга и тут вылезает на свет новая закавыка: а ведь после Февральской революции из военного обращения были убраны разные «высокоблагородия» — обращались лишь по чину: «господин полковник», к примеру…. Как быть-то? После исторических споров решили: старший офицерский состав позволит себе вольность обращаться к полковнику Волкову по чину, а вот молодые вестовые — будь любезны, с «высокоблагородием»!
Кабинет полковника Волкова наполняется участниками Белого движения, и вдруг…
— Батюшки-светы, да что мы за казаки, коли на образ не крестимся! — раздаётся чей-то удивленный возглас и воцаряется немая сцена. Правда, это не «Ревизор», а «Катунь непокорная».
— А действительно, почему на икону никто не крестится? — Виктор Третьяков с укоризной смотрит в красный угол кабинета, где Божий образ. — Ну, с начала гоним?
Хочешь сниматься в кино?
Исполнитель главной роли Сергей Куранов смущается от пристального журналистского внимания: да ну вас — неловко мне как-то. Конечно, приятно сыграть образ такой героической личности, как Александр Кайгородов. Тем более, что в кино никогда не снимался….
— Александр Кайгородов закончил в свое время катехизаторское училище в Бийске, — шёпотом во время кинопроб рассказывает директор музея истории Алтайской духовной миссии Павел Коваленко. — Человек-легенда… И мне очень приятно, что в стенах музея проходят кинопробы — у нас раньше снимали фильмы, но чтобы художественный — в первый раз!
А Виктор Степанович по секрету мне рассказал, что он в восторге от музея, в восторге от его директора: это же надо, сколько Павел Сергеевич уникальных экспонатов собрал! Какой реквизит, какая натура, какие прекрасные люди!
Съёмки начнутся, когда черёмуха зацветёт — это нужно будет для пронзительной сцены расставания есаула Кайгородова с любимой женой Ефросиньей…. Честное слово, так прониклась творческой харизмой Виктора Степановича, что даже выпросила для себя роль. «Найду и для тебя! — пообещал мне режиссер. — Летом в горах снимать будем!». И глядя в его молодые глаза, радуясь какой-то безбашенной молодой его энергии, действительно понимаешь: обязательно будем снимать кино! На «Оскаров», конечно, не претендуем, но за «Нику» ещё поборемся.
комментарии (1)
Александр Зиновьев 23 апреля 2013, 00:15
Вот и дожили! От всего сердца желаю... достойно провести весь проект до экранов.
Сам факт интересен.