Сегодня могло бы исполниться 95 лет народному артисту СССР, любимцу публики Георгию Вицину. Дата негромкая, полукруглая, но вдруг остро захотелось вспомнить этого замечательного актера и удивительного человека. Потому что таких нынче нет.
Вицин прожил по меркам нашей суетной жизни долго — почти 84 года. К врачам стал обращаться только в последние годы, до этого даже не знал, где находится районная поликлиника, не говоря уже про элитные санатории. Прослышав о болезни любимого актера, почитатели его таланта пытались организовать фонд помощи Вицину. Но он, уже терпя мучительные боли, решительно отказывался от всякой сторонней помощи. Не брал денег ни от Союза кинематографистов, ни от управы, ни от социальных служб. Ответ на все у него был один: «Заберите, другим это нужнее». Будучи человеком чрезвычайно скромным, избегающим всякой шумихи вокруг своей персоны, Георгий Михайлович ушел так же достойно и тихо, как и жил...
Его актерский дебют состоялся в «Иване Грозном» великого Сергея Эйзенштейна, но вряд ли даже пытливый взгляд разглядит Вицина в месиве многотысячной массовки. Узнавать его стали после фильмов «Композитор Глинка» и «Белинский», где он сыграл Гоголя. Дальше были роли в фильмах «Двенадцатая ночь», «Убийство на улице Данте», «Василий Суриков», которые выявили его глубокий драматический дар. Не зря классик советского кино Георгий Козинцев, восхищаясь талантом Вицина, хотел снимать его в роли Гамлета (эту роль впоследствии сыграл Смоктуновский). Но актер неожиданно изменил высокой драме с легкомысленной комедией, о чем, впрочем, никогда не сожалел. Он считал смех целительной силой, которая помогает людям переносить тяготы жизни. И подлинную всенародную любовь принесли ему как раз комедийные фильмы: уморительные гайдаевские короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», а затем любимые хиты нескольких поколений зрителей — «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Женитьба Бальзаминова», «Семь стариков и одна девушка», «Джентльмены удачи»:
Эти фильмы закрепили за Вициным амплуа отпетого комика. Тут уж было не до патетических вопросов: быть или не быть? На экране ему часто доводилось играть мелких, слабых, трусоватых людей, подверженных всем земным порокам, в первую очередь пьянству. В обыденной жизни Георгий Михайлович был полной противоположностью своим персонажам — не пил (50 граммов водки была его верхняя граница нормы), не курил, не бегал от жены налево и вообще был человеком с твердой волей и несокрушимыми жизненными принципами. Считал, что главное в человеке — это его нравственная цельность, и потому грешно растрачивать себя, свое душевное тепло по пустякам и глупостям.
Дальше здесь:
комментарии (0)