По Москве протекла «Висла»
В столице завершился VI фестиваль польских фильмов
ВИКТОР МАТИЗЕН
В конкурсе «Вислы» было 12 картин, касающихся различных аспектов польской жизни в прошлом и настоящем. Жюри фестиваля, состоявшее из обозревателей "МК", "Труда", "РГ" и "Новых Известий", присудило свою награду военной драме Марцина Кшишталовича «Облава».
Конкурсная программа открылась «80 миллионами», которые можно было бы провокационно назвать криминальной драмой об изъятии означенной суммы из банка, если бы речь шла о действительном ограблении, а не о рискованном получении денег со счета «Солидарности» активистами профсоюза перед самым введением в Польше военного положения. Картина интересна не только сюжетом, но и конфликтом, в котором молодым представителям рабочего объединения противостоит ретивый мерзавец – капитан госбезопасности в блистательном исполнении Петра Гловацкого, и любопытной харАктерной обрисовкой второстепенных персонажей – партийных функционеров, военных комиссаров, внедренных агентов, сочувствующих «Солидарности» граждан, а также католических священников, проявляющих не столько благостность, сколько хитроумие и практическую сметку. Не менее важно и то, что за частной историей просматривается образ страны, доведенной лицемерным и своекорыстным режимом до точки возмущения.
А вот гораздо более простой, но тоже захватывающий «Супермаркет» Мацея Жака построен наподобие ловушки для зрителя. По сути, перед нами настоящий фильм ужасов, в чем-то родственный «Шопинг-туру» Михаила Брашинского, где русские посетители финского супермаркета оказываются жертвами работающих в нем каннибалов, но не ироничный, а пугающий всерьез. "Такое может случться с каждым" - внушает режиссер, и ему невольно веришь. Другое дело, что вероятность такого случая очень мала, но кино на то и кино, чтобы представлять случайное если не закономерным, то обыденным. А случается так, что охрана универмага заподозревает обычного покупателя в краже и нечаянно запытывает до смерти...
Награжденная критическим призом в виде двутелого черно-белого слона «Облава» принадлежит к числу «партизанских фильмов», большое количество которых делалось в Югославии и СССР до середины 1980-х в условиях цензуры, так что в истории кино остались лишь некоторые картины этого направления – такие, как «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Козара» Велько Булайича. После распада социалистического лагеря партизанская линия практически оборвалась, но в прошлом году независимо друг от друга появились две работы – второй была участвовавшая в основном каннском конкурсе лента Сергея Лозницы «В тумане» по повести Василя Быкова. Обе они – как, между прочим, и последний фильм покойного Алексея Германа – остро ставят вопрос о возможности остаться человеком в бесчеловечное время. Центральная фигура «Облавы» – исполнитель смертных приговоров в партизанском отряде Армии Крайовой, сыгранный Марцином Дороциньски. Картина начинается шоковой сценой, в которой мирная с виду перепалка двух бредущих по лесу персонажей сменяется выстрелом в затылок, затем разворачиваются два конфликта – герой получает приказ убить школьного товарища, ставшего коллаборационистом, а кухарка отряда решается выдать немцам его расположение в обмен на освобождение схваченной гестаповцами сестры. Непривычному содержанию соответствует нелинейная повествовательная форма – история, и без того усыпанная флэш-бэками, иногда движется в обратную сторону даже в микроэпизодах, создавая впечатление перевернутого и потерявшего ориентиры мира.
Очевидным фаворитом состязания был номинированный на «Оскар» фильм Агнешки Холланд «В темноте» – сильная картина с прекрасным актером Робертом Венцкевичем в главной роли корыстолюбивого смотрителя львовской канализации, который сначала за плату, а потом бескорыстно прячет группу евреев в укромных уголках своего подземного царства – то есть совершает внутреннюю эволюцию, напоминающую эволюцию Артура Шиндлера от практичного немецкого бизнесмена, нуждающегося в дешевой рабсиле, до спасителя сотен людей, обреченных на смерть фашистским режимом. Так же очевидна перекличка этой ленты со знаменитым «Каналом» Анджея Вайды, причем растроганный классик после просмотра сказал режиссеру, что ее фильм сильнее, чем его. Но у критиков свои критерии – высоко оценив работу Агнешки Холланд, жюри отдало предпочтение менее совершенной, но и менее традиционной картине Кшишталовича, в которой есть новый язык и новый взгляд на историю.
комментарии (0)