Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Еще раз про Легенду №17

опубликовал | 15 мая 2013

модератор КиноСоюз | - просмотров (86) - комментариев (1) -

Еще раз про Легенду №17

Семен Случевский для «Телекритики»

Чего нельзя простить создателям фильма о Валерии Харламове? Эпизодов, которые походя оскорбляют и унижают память ушедших героев и доброе имя живых

Про людей большого спорта снимать очень легко. Что игровое кино, что документальное. Спорт как мало какая сфера человеческой деятельности - ну разве что война, сколь ни печально это звучит - дарит творцам изначальный конфликт. В самом деле, вышли два боксера на ринг, они же не о цветах при звездах собрались поворковать. Каждый из них жаждет сделать противника побежденным. Хотите - используйте брутальное продолжение предыдущей фразы: «Сделать противника побежденным путем начистки тому фэйса», а хотите - более изящно и утонченно: «Путем превосходства в силе, ловкости и спортивном интеллекте». Ну, бокс это не просто прямой конфликт, это еще очень больно, причем не столько морально, сколько физически. Но поставьте вместо бокса менее контактный вид спорта - футбол, баскетбол, даже шахматы, изначальный конфликт никуда не испарится. А ведь он двигатель сюжета и всей драматургии будущего шедевра. Оттого про спорт снимать легко.

Про спорт снимать тяжелее всего. Потому что запросто можно угодить в волчью яму подобной легкости, не привнести ни малейшей доли творческой мысли, тогда художественный провал создателям уготовлен. Потому по-настоящему хороших игровых фильмов о людях спорта очень мало. К таким, несомненно, относится английский фильм «Проклятый Юнайтед» о без преувеличения драматической судьбе одного из самых интересных английских футбольных тренеров Брайана Клафа, в свое время выведшего провинциальный «Дерби Каунти» из низшей лиги в высшую. И в течение одного сезона он с новичками достиг чемпионства Англии в 1972 г., а через год дошел до полуфинала Кубка европейских чемпионов. Позднее - в 1979, 80-м годах с «Ноттингем Форест» Клаф все-таки дважды завоевывал этот Кубок и даже Суперкубок УЕФА. Но авторы фильма берут не эти славные периоды в жизни героя, а самый трудный. После скромного «Дерби» его пригласили в именитый в ту пору «Лидс Юнайтед». И там провал! Клафа не приняли футболисты Лидса, т.к. раньше, будучи тренером соперника, он постоянно публично оскорблял их. У них был другой авторитет - прежний тренер Дон Риви, который возглавил сборную Англии. В Лидсе Клаф проработал всего 44 дня (!). И именно этот период - укрощения его профессионального и «мужицкого» самолюбия, его интеллектуального и человеческого противостояния с не менее знаковым наставником - тем самым Риви, а не дни славы - основа этого классного фильма.

Конечно, нужно вспомнить недавний - 2011 года - также английский фильм «Юнайтед. Мюнхенская трагедия» - художественное осмысление реальной трагедии - гибели в 1958 году футболистов другого «Юнайтед» - более знаменитого, манчестерского. Команды, которой руководил Мэтт Басби - не менее знаковая легенда мирового футбола, чем уходящий ныне от штурвала «красных дьяволов» сэр Алекс Фергюсон.

Есть и другие достойные ленты, но у нас ведь не обзор истории спортивного кино. Хотя не обойти отечественные примеры. Как ни странно, советскому игровому кинематографу удавались только комедии. Умные, смешные, толково, хотя и давно поставленные комедии. Которые идут в телеэфире до сих пор: «Вратарь», «Первая перчатка», «Запасной игрок», грузинская «Первая ласточка».

Серьезные фильмы не удавались. Они были примитивны, с ходульными сюжетными схемами, где всё в итоге решалось под чутким руководством «родной партии». Не спасало даже участие в работе над сценариями таких тонких писателей и настоящих знатоков спорта, как Юрий Трифонов и Леонид Зорин. Монополию на игровое спортивное кино тогда захватил ленинградский режиссер Виктор Садовский, но всё, что я написал выше, в первую очередь относится к его «шедеврам». В Киеве на Студии им. Александра Довженко молодые тогда Владимир Попков и Николай Малецкий поставили любопытный фильм «Такая она, игра». Но серьезный подбор актеров: Степан Алексенко - как бы Валерий Лобановский, Вячеслав Жолобов - как бы Олег Базилевич, Георгий Жженов - как бы их антипод (кто: Маслов, Бесков, Якушин?) - не спас. Фильм наталкивался на всё ту же примитивную сценарную схему - молодые новаторы против ретрограда. И в конце, что и требовалось, всё как надо рассудили партийные товарищи. Нет, сами актеры даже с помощью режиссеров не могли преодолеть эту глупую драматургическую стену, воздвигнутую идеологами ЦК КПСС.

И вот в России наступили новые времена. Новая идеология - патриотическая. Она в целом правильная, так делают все продвинутые кинематографические державы. Нравится ли это другим странам или нет.

Так появилась «Легенда №17» о действительно великом хоккеисте Валерии Харламове. В России фильм приняли хорошо, он имел успех. Из статьи одного из самых уважаемых специалистов-практиков по кинопрокату Украины Людмилы Горделадзе следует, что у нас в стране такого успеха не было. Почему? Варианты ответов: герой уже «чужак» для новых поколений зрителей, выросших за годы независимости; недостаточно рекламы и пиара для продвижения ленты на экраны; народ вообще отучился смотреть фильмы в кинотеатрах - выбирайте сами.

Мне любопытно было читать, как приняли фильм и простые зрители, включая известных спортсменов, далеких от кинопроизводства, и профессиональные критики и журналисты. Диапазон мнений широчайший: серьезнейший кинокритик Леонид Павлючик принял картину на ура, а не менее авторитетный публицист Андрей Колесников не оставил на ней камня на камне - вранье, мол!

Мое мнение далеко от крайностей с обеих сторон.

Что я принял точно? Прежде всего, игру актеров, исполняющих главные роли. Данила Козловский - точно Валерий Харламов. Несмотря на несхожесть в чертах лица, на разницу в росте - Данила выше героя сантиметров на 10. Но даже во внешности он с режиссером и художниками по гриму пытался убрать эту несхожесть. Обратите внимание на маленькие детали, как он носит хоккейный шлем - с шиком, чуть набекрень, словно военные - пилотку, как специфически выбивается шевелюра из-под шлема, а затем посмотрите хронику, как это всё выглядело на герое, благо, в интернете очень много хроники. Уважаю одержимость Козловского - еще не будучи утвержденным на роль, он истово тренировался на льду несколько месяцев под руководством сына Валерия - Александра Харламова, самого в недавнем прошлом профессионального хоккеиста, игравшего в НХЛ. Вообще, 29 ролей в кино, в большинстве главных - к 28 годам от роду - убедительный аргумент не просто молодой звезды, но и настоящего актера. И еще. Данила Козловский - не только актер, но и мужик настоящий. Сужу хотя бы по его отказу играть в «Гостях из будущего - 2». Он так и сказал: фильм ксенофобский!

Олег Меньшиков. Трудно себе представить более различных внешне людей, чем Меньшиков и его герой - Анатолий Тарасов. Но одна-две сцены фильма, и я поверил - это Тарасов!

Режиссер картины - Николай Лебедев. Одно из серьезных имен среднего поколения нынешней российской кинорежиссуры. С учетом финансового провала российского кино в 90-х и начале «нулевых» годов, Лебедева можно даже отнести к молодым кинематографистам. Достаточно напомнить лишь один его фильм - «Звезда» по Казакевичу, чтобы уважительно относиться к уровню художника. И в «Легенде» есть интересные ходы именно постановщика. Но режиссер не был решающей фигурой времен кинематографа «имени ЦК КПСС». Тем более - не решающая она и ныне, в «продюсерскую» пору.

И вот тут начинается то, во что я не верю.

Андрей Колесников прав, полагая, что в фильме много вранья. Но умерим свою категоричность. Вранье вранью рознь. Сегодня гуляет забавный термин, обозначающий выбранный творцами «Легенды» жанр - байопик. Словцо проистекает от замеса двух английских слов: biography и picture. Да, игровой фильм имеет право на «картину», т.е. на художественный домысел к реальным событиям. Главное - понять, где эта невидимая граница между дозволенным и недозволенным домыслом.

У меня своя позиция по этим эпизодам фильма. Первая автокатастрофа Харламова, приведшая к тяжелейшей травме ноги, произошла вовсе не в 1972 году, в преддверии первой Суперсерии с канадскими профессионалами, а 28 мая 1976 года - значительно позже. После этого Харламов как ни старался, а он играл через не могу, былой формы уже набрать не мог. Вот такая художественная неточность в датах простительна. Как и простительно изменение времени знакомства Валерия со своей будущей женой. Также не в 1972, а в 1976 году.

Простительна байка-эпизод, когда Харламов-ребенок спасает щенка во время знаменитого уличного убегания от быков. Цель этого фрагмента прозрачна: потом взрослому Харламову канадский профи (Фил Эспозито?) будет казаться таким же «бычарой» с налитыми красными глазами, которого надо «задавить». Как родной испанский дядя «задавил» быка, а красный шейный платок, использованный дядей вместо бандерильи, стал Харламову вместо нательного крестика. Здесь всё вранье. Да, мама Харламова - сеньора Бегония - испанка, ребенком привезенная в Москву во время Гражданской войны 1936-37 годах. Но она сама не из столицы Наварры Памплоны, где эти «бычьи уличные бега» традиция. А из столицы Басконии Бильбао, где подобного не было отродясь. Ладно, это еще можно простить как историческую выдумку, но все эти бычьи бега и 8-летний Харламов посредине - просто «Как закалялась сталь» - элементарная безвкусица, в таких случаях Сергей Параджанов говорил: «Индийское кино. Радж Капур!». М-да, студию «ТРИТЭ» и Гуру студии Никиту Михалкова это вряд ли украсит. Впрочем, там считают по-другому, коль сделали такой фрагмент ключевым.

Не меньшая безвкусица - повторяющийся несколько раз «художественный прием», когда менты всякий раз заметают в обезьянник алкашей, а те, увидев звезд советского хоккея, проявляют свой патриотизм, шумно приветствуя героев льда. И менты враз солидаризуются со своими подопечными. Наверное, так господа творцы видят «единение народа». Но всё это присказка.

Теперь, как гласит слоган известной футбольной программы, всё по-настоящему. Какие из домыслов, на мой взгляд, непростительны?

Те, которые походя оскорбляют и унижают память ушедших героев и доброе имя живых. Ради более сладкой легенды. Итак:

1. После тяжелейшей травмы в автокатастрофе Харламова лечит некий собирательный образ женщины-медика. Героиню играет «народная» артистка Нина Усатова. Я пишу не о звании, а о типаже. Хорошая актриса явно с подачи продюсеров так рьяно играется в «народность», что превращает героиню в базарную хабалку. А ведь у этой «врачихи» были реальные прототипы, спасавшие Харламова: знаменитый врач сборной СССР Олег Белаковский, известный военный хирург, делавший Валерию тогда серьезнейшие и рискованные операции, впоследствии шеф здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский и величайший спортивный травматолог Зоя Миронова. Это сейчас чуть что с коленом нашего спортсмена - сразу самолетом в Бельгию к доктору Мартенсу или в Германию, а тогда - к Мироновой. Она не могла быть такой... простоватой, как в картине, т.к. сама была замечательной спортсменкой, конькобежкой, чемпионкой Союза. У Белаковского и Сельцовского мне доводилось брать интервью, поверьте, крайне далеки они от подобной «врачихи из народа». Понимаю, так пипл легче схавает, но прообразы-то реальные. Что это, если не оскорбление?

Дальше - больше. Образ отца Валерия - Бориса Сергеевича Харламова. Да, он был рядовым рабочим одного из московских заводов. Но когда у маленького сына врачи обнаружили проблемы с сердцем и запретили даже в школе заниматься физкультурой, именно отец на свой страх и риск каждый день во дворе тренировал ребенка, постепенно увеличивая нагрузки. А затем привел его в детскую хоккейную школу, и сам водил до тех пор, пока подросток не прикипел к хоккею и не стал ездить на тренировки самостоятельно. Значит, именно простой слесарь Харламов-старший и сердце сыну вылечил, и великого хоккеиста в нём заложил. А кого мы видим в фильме? Вечного ханурика в «пролетарской» майке и трениках со вздутыми коленями. Вообще Борису Щербакову катастрофически не везет на роли спортсменов. Того же Боброва в «шедевре» упомянутого Садовского «Мой лучший друг Василий Сталин, сын Иосифа». Бр-р-р. Одно название чего стоит! Впрочем, о «Бобре» - впереди.

2. Хоккеисты ЦСКА и сборной СССР харламовской поры. Валерий был великий игрок, забивала, технарь, «фантазиста», как характеризуют его стиль в итальянском футболе. Но точно не боец №1. При всём уважении к нему. Потому что рядом были такие бойцы, как Александр Рагулин, Владимир Лутченко, Виктор Кузькин, Валерий Васильев, да те же партнеры Валерия по тройке форвардов Борис Михайлов и Владимир Петров. Где они в фильме? Где не менее заслужившие славу в Суперсериях Владислав Третьяк, Александр Мальцев, спартаковская тройка, воспитанная Бобровым: Зимин - Шадрин - Якушев? Именно Александр Якушев больше всех наколотил шайб и отдал голевых передач. А не Харламов. Понимаю, всем места в фильме не найти. Можно придумать художественный прием, чтобы новое поколение узнало их имена. Не от обиды ли практически все живые герои тех ледовых битв с канадцами не дают интервью по фильму?

3. Соперники и вообще о Суперсерии. Она не так благостно закончилась, как хотелось бы авторам, да и в составе соперников по разным причинам не играли такие суперзвезды, как Бобби Халл и Бобби Орр. Правда, и в сборной СССР по «своей причине» не сыграл такой полезный хоккеист, как Анатолий Фирсов. Что касается «собирательного» канадца «на базе» Фила Эспозито (и №7 не случайно), то он как раз не был «бычарой», каким показан в фильме. Недаром Фил до сих пор почитаемый зрителями хоккейный эксперт и телеведущий на Fox Sport. Творцы фильма сделали его зверюгой, чтобы в конце ленты он мог протянуть Харламову руку и «на контрапункте» своего прежнего имиджа в картине показать герою свое уважение?

В ленте Эспозито «заваливает» до крови Валерия. Можно сказать: подумаешь, небольшая неточность. Давайте разберемся. В реале канадец «заваливал» не Харламова, а Михайлова, и не в этом матче, а в «ответке» в Москве, и не просто так, а мотивированно, в отместку за то, что Борис въехал ему в ногу лезвием конька. Это уже вовсе не неточность.

4. Самое главное. Образ Тарасова. Если бы фильм был лишь о Харламове, то можно было бы не обратить внимания, но в конце явно стоит субтитр «Фильм о Харламове и Тарасове». Вот тут вранья наворочено на целый сериал. Вновь ухожу от уймы конкретных деталей. Но двух вещей не приму точно:
– не надо делать из Тарасова чуть ли ни диссидента против советских нравов. Даже в эпизоде, когда он при Брежневе увел команду (в жизни - не сборную СССР, а свой ЦСКА) с площадки в знак несогласия с решением арбитров. Это было. Но с работы Анатолия Владимировича никто за это не увольнял, врать не стоило. Но важнее совсем иное: Тарасов был намного более крутой сталинист в масштабах хоккея, чем Брежнев в масштабах страны. Дело не в сверхнагрузках на тренировках и не в анекдотических по нынешним меркам требованиям к хоккеистам не выходить из раздевалки перед матчами, пока хором в главе со своим тренером не будут спеты «Интернационал» и Гимн Советского Союза. Дело намного серьезнее. Да, Тарасов очень много дал советскому хоккею. Но дал сверхдорогой ценой. Сами игроки были для него «дровами». Исходным материалом для достижения успехов. Анатолий Владимирович никогда не просил за своих бывших учеников, завершивших карьеру, положивших на большой спорт здоровье. В отличие от Аркадия Чернышова, который прямо заявлял: «Я никогда не пущу на лед своего лучшего - Мальцева, если мы играем в меньшинстве. Его же могут сломать». Так же поступал Всеволод Бобров. Но никогда - Тарасов;
– тема отношений Боброва и Тарасова вообще достойна пера Шекспира. Звездный в игроцкие годы футболист и хоккеист, любимец публики Всеволод и средний по талантам хоккеист Анатолий. Сознавая, что как игрок он не обладает способностями Бобра, Бабича, своего младшего брата Юрия, Тарасов при своем безмерном честолюбии (здоровом, между прочим) с молодых лет понял, что его будущее - в тренерской профессии. Он тщательно всё записывал, конспектировал. Оттого и получил от «солнечного» Боброва на всю жизнь презрительную кличку Писарь. Это в придачу к еще одной - Троцкий. Я не раз пытал в Москве известных журналистов старшего поколения, почему Троцкий? Версии были разные: и пляшущие от ленинской характеристики «эта политическая проститутка Троцкий» до намека на истинно большевицкую твердокаменность и упрямство. Вторая версия, по-моему, ближе к правде. Во всяком случае, доказательства первой версии мне неизвестны. Важнее другое, их противостояние достигло апогея в тренерской работе, когда Бобров, возглавив «Спартак», пару раз сбросил с золотого пьедестала Тарасова и его ЦСКА. Про радостные вскрики Боброва в ресторанах московских Домов кино, писателей, актеров, журналистов, а у Всеволода Михайловича всегда были друзья из этого круга: «Я обещал сбросить Писаря, я это сделал!» - не столь интересно. Не интересно даже, что в отличие от светского и «раблезианского» Боброва домосед Тарасов не мог это спокойно пережить - там была своя история, подчеркивающая характеры обоих, но здесь она не к месту.

Интересно отношение к людям. Я уже писал, что Бобров всегда старался помочь своим питомцам. Тарасов - нет. При этом они оба были титаны. А в фильме Бобров - немая шестерка без лица. Правда, лицо-то было. Характерное, настоящее «мужское» лицо крепкого актера Александра Яковлева признали создатели французского фильма «Один шанс на двоих» с Бельмондо, Делоном и Паради, и он не выпадал из этого круга звезд. Здесь же играть Яковлеву было некого. Как и не было образа Бориса Кулагина. А ведь он тоже был самостоятельный тренер и мужик. Других великих соратников и коллег Тарасова -Чернышова, Егорова, Эпштейна - вообще «на свете» не было.

Почему я не могу простить эти «неточности»? Именно потому, что они оскорбительны для реальных живых и мертвых героев. Коллега, известный спортивный журналист цинично заметил: «Что ты хочешь от этих авторов? Они из Харламовых знают только Гарика, того что Бульдог». Про продюсеров Никиту Михалкова и Леонида Верещагина такого не скажешь точно, но вопросы по философии нынешнего продюсерского кино остаются.

В итоге, что фильм дает больше: положительных эмоций или отрицания? Для меня - положительных.

И еще одно: почему так любят Харламова? Почему фильм при всех огрехах был обречен на успех? При всех заслугах героя как спортсмена и позитиве как человека, очень важно, что его фигура трагическая. Вторая автокатастрофа, да еще с женой, да совсем в молодые годы - «возраст Христа», была смертельная. А вы сами знаете, как это близко чуткой душе нашего человека. Тем более, надо было делать тоньше.

Но господа продюсеры услышали для себя главное - одобрение своего зрителя №1 - В.В. Путина. Только когда тот предложил в таком же ключе снять фильм о Льве Яшине, почему-то Валентина Тимофеевна - вдова Яшина - заметила: «После моей смерти». С чего бы она так среагировала? Может, «Легенду №17» смотрела?

комментарии (1)

Александр Зиновьев 16 мая 2013, 18:46

Ребятап, коллеги, и автор этой совершенно замечательной заметке, развёрнутой, убедительной и ЧЕСТНОЙ - произошло то, что уже произошло! Думающий, а, главное, помнящий и знающий болельщик и зритель, думаю с теплом и уважением примет версию уникума Семёга Случевского. Совершенный текст и... всё правда.
До последней строки вот в этом месте - мой наверное всё же вопль! Боль о ЯШИНЕ. И вопль о нём же! Сегодня узнал, что Партнёршл - для меня (я на одной ленте у них работал фотографом) хамская контора... при великом кино... Уже (щучу конечно) снимат кинофильм ЯШИН! И уже режиссёр есть Карен Оганесян. И небо в алмазах!!! Но только сценария у них нет и не БЫЛО никогда! Ну да Бог с ними.
Я про наш Киносоюз! Путин так... отнёсся к моей СМС по ЯШИНУ, что как будто можно было бы... и по существу вопроса протянуть мне руку помощи, которая могла бы оказаться рукой помощи нашему Киносоюзу. Третий день не могу дозвониться до Андрея Прошкина. Прктически никто из наших соратников... не отнёсся к этому хотя бы по деловому.
Что мы и кто мы - СОЮЗ?
Кстати - Три Т следудующим днём после Путинского указа попытались перехватить проект. Не получилось. Теперь вот...
Валентина Тимофеевна в самом начале моего Проекта дала мне персонально добро! А почему! Потому что за меня поручился перед ней мой классный руководитель, Тараскин Анатолий Сергеевич! До последних дней своих работавший Гл. Редактором ФИТИЛЯ! А кто патронировал ФИТИЛЬ рассказываать не надо! Он с Валентиной Тимофеевной многие годы работали бок о бок.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email