Валерий Кичин
"Эмигрантка" в Канне
В пятницу утром на Каннском кинофестивале представители прессы посмотрели конкурсный фильм "Эмигрантка". Режиссер Джеймс Грэй в нем обращается к драматическому опыту своих дедов, в начале 20-х покинувших Россию и приехавших искать счастья в Америку. У него русско-еврейские корни, родители бабушки были убиты, а унизительная процедура карантина на острове Эллис в нью-йоркской бухте, осененной статуей Свободы, сохранилась в рассказах родных и близких. И не случайно дебютным фильмом Грэя была "Маленькая Одесса" - память хранится в генах и требует выхода.
Выходом в какой-то степени стала "Эмигрантка", где Марион Котийяр играет польскую девушку, вместе с сестрой приплывшую в США. Автор намеренно сделал героиню католичкой, тем самым выделив ее из преимущественно еврейского окружения. Фильм снимался на заброшенных лабазах острова Эллис, где когда-то разворачивались тысячи человеческих драм. Он смотрится как бы сквозь толщу времен со своими потускневшими красками и сентиментальными мелодиями Пуччини, Гуно и Вагнера, сопровождающими сугубо мелодраматические ситуации.
Режиссер признается, что источником вдохновения для него служила опера как искусство - с ее педалированными страстями и предельным трагизмом коллизий. На него большое впечатление произвела "Сестра Анжелика" Пуччини, поставленная Уильямом Фридкиным в Лос-Анджелесе - и он решительно выбрал жанром фильма мелодраму, а местом действия - дешевый театрик, потешающий простонародье дамами доступных форм. Роль одного из боссов театрика играет постоянно сотрудничающий с Грэем Хоакин Феникс, в небольшой характерной роли его ассистентки снялась Елена Соловей - ныне живущая в США звезда фильмов раннего Михалкова "Раба любви" и "Неоконченная пьеса для механического пианино".
Читайте также: Дневник 66-го Каннского фестиваля
Роль Эвы была написана специально для Марион Котийяр, которую Грэй не видел в кино и впервые встретил за дружеским обедом, не зная, что она актриса. Его поразило лицо Марион, которое, он считает, создано для немого кинематографа - она способна сыграть все что угодно без слов. Котийяр действительно подтвердила в его фильме свою репутацию одной из самых больших актрис современного кино, хотя старомодно взвинченная драматургия картины и ставит ее подчас в сложное положение.
Буклет фильма, распространенный на фестивале, открывается цитатой из рецензии историка кино Жана Душе, который считает, что в современном кино самое смелое новаторство - это возвращение к базовым ценностям киноискусства, и что фильмы Джеймса Грэя и в замысле и в воплощении возрождают классические концепции. Этим они и современны, считает Жан Душе.
Теоретически я с ним совершенно согласен. Но на практике "Эмигрантка" доказала, что и простого возвращения к истокам сегодня уже мало: там скопилось слишком много пыли и нет места новым идеям.
Актриса Марион Котийяр, Джереми Реннер (на первом плане) и режиссер Джеймс Грей. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
комментарии (0)