Парадокс господдержки
Начало лета ознаменовалось очередным всплеском государственного интереса к кино. Президент России провел особое совещание по вопросам российского кинематографа, и это событие, немыслимое для театра, литературы и музыки, а также для любой страны, кроме Белоруссии и Северной Кореи, показывает, что кино опять, как почти сто лет назад, признается государством «важнейшим из искусств». Знаменательно и то, что главное руководящее лицо проявило больше практического разума, нежели созванные представители кинематографической общественности вроде Станислава Говорухина, призвавшего возродить худсоветы и тот необходимый ему орган, что пишется как «редактура», а читается как «цензура». Или телепродюсера, заговорившего о создании единого государственного центра, руководящего национальным кинематографом, а попросту говоря, министерства кинопропаганды, ответственного за выпуск идеологически чистой продукции. «Назад, в светлое советское прошлое!» - вот лозунг на знамени этой незарегистрированной партии, под которым готовы подписаться люди, питающие друг к другу далеко не самые теплые чувства, как Михалков и его соперник на выборах председателя СК в две тысячи лохматом году. Вместе с тем, не поддержав централизацию и унификацию кинематографа, президент озвучил те же коммунистические установки в отношении кино, согласно которым оно рассматривается не как искусство с внутренне присущими ему целями и задачами, а как инструмент направленного воздействия (чтобы не сказать зомбирования) населения, который сродни телеящику. Массовое производство образцовых героев и тотальное внушение «гордости за свою страну» - таков идеал российской государственной власти, полагающей, что она является не исполнительной, а командующей. «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку» - вот слова, взятые из ресторанного обихода, которыми она с подачи услужливых кинематографистов цинично обосновывает свои намерения. Цинично – потому что платит не своими, а общими деньгами, и платит руками чиновников, имеющими собственные интересы, часто очень далекими от общих – под прикрытием «общественных» Советов, назови их хоть экспертными, хоть художественными. Несмотря на многократное увеличение господдержки кинематографа, эта упертая политика вызвала снижение (!) доли отечественных фильмов в прокате и диким думским проектам вроде того, что предлагал сократить процент зарубежного кино на российских экранах до одной пятой. Мы все еще не в состоянии понять, что требования к национальному кинематографу, выражаемые чиновниками, в равной мере препятствуют развитию «зрительского» и «авторского» кино, а одиночные успехи, подобные успеху «Легенды 17», не гарантируют успех будущих подражаний. Один парадокс заключается в том, что освободить кинематограф от негативного влияния государства может лишь само государство, но оно в силу понятных причин к этому не расположено. Другой – в том, что несмотря на декларации насчет ценности гражданского общества, государство по-прежнему стремится посредством кино воспитывать не граждан, а подданных. А третий – в том, что при всех своих глобальных амбициях оно прилагает силы не к тому, чтобы сделать российский массовый кинематограф мировым явлением, а к тому, чтобы запереть его в национальной нише.
комментарии (4)
Степан Богданов 07 июня 2013, 09:39
Браво, Виктор!
Владимир Двинский 07 июня 2013, 10:00
А большинство российских кинематографистов с этим соглашается с удовольствием.Странное у нас сообщество,нам даже лень выработать свой принципиально иной способ существования кинематографа,без государственного финансирования.Пусть это будет платформа не для сегодняшнего дня,но это будет позиция на будующее.
Дорогой Виктор,одно только государство не может освободить от собственного негативного влияния,нужно еще и желание сообщества,а его,что-то не видно и не слышно.Видимо значительное большинство это устраивают,дают денежку и славно!Главное сделать эту выдачу более комфортной. И дадим кино товар,
,а кино,как искусство,как творческий акт,как поступок-подождет(или исчезнет)!
Александр Зиновьев 08 июня 2013, 00:59
Что и видно на примере Легенды.
А вот как быть паме маме, как в семье растить не уродов насмотревшихся, а детей узнавших, почуствовавших, сердцем и разумом, отчего любовь к Родине становится осязаемой. Не пускать детей в кино и не допускать к ТВ?
Господа, обнародуйте ответ, а не сетования о том, что мы по разному понимаем воспитание детей и свою персональною перед ними и страно отвественностью!
А она ПЕРСОНАЛЬНАЯ! Почему Тодоровского похоронил на Новодевьем?
За его правду пернед Родиной и нами!
Владимир Двинский 09 июня 2013, 09:54
Александр,неужели Вы считаете,что любовь к своей стране можно привить только под руководством власти и за счет бюджета?